Сексуальный психолог

Рихард фон Крафт-Эбинг

Половая психопатия

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый вниманию читателей монументальный труд немецкого психоневролога Рихарда фон Крафт-Эбинга — книга очень непростой судьбы, оказавшая сложное влияние и на перипетии личной жизни ее автора, и на формирование научных представлений о сексуальном поведении человека.

Крафт-Эбинг родился в 1840 г. в Мангейме, откуда после окончания средней школы он переехал вместе с родителями в Гейдельберг, где жил его дедушка по материнской линии — адвокат, снискавший значительный авторитет своей правозащитной практикой. Под его благотворным влиянием юноша начинает изучать медицину, но вскоре, заболев тяжелой формой тифа, вынужден отправиться в Швейцарию. После выздоровления, увлеченный лекциями знаменитого психиатра В. Гризингера, он продолжает учебу в Цюрихе и специализируется по психоневрологии.

Заняв в 1870 г. профессорскую кафедру в Страсбурге, он публикует несколько фундаментальных руководств (в их числе: «Основы криминальной психологии», 1872; «Учебный курс судебной психопатологии», 1876 и др.), систематически приглашается и часто выезжает в качестве консультанта во многие европейские страны (в том числе в Россию и Англию), завоевывает репутацию самого эрудированного психоневролога континента.

И вот на этом этапе, будучи на вершине славы, Крафт-Эбинг предпринимает акцию, которую в равной степени можно расценить и как легкомысленную, и как смелую (если угодно, даже героическую). В 1886 г. он публикует книгу «Половая психопатия», нарушая и ниспровергая этой пионерской работой все общепринятые (хотя и негласно) каноны благопристойности.

Дело в том, что в течение многих веков, со времени укоренения в Европе христианства, любое упоминание секса из всех университетских кафедр изгонялось как грех, а в судах занятие им нередко безжалостно преследовалось как преступное деяние. Цитаделью же этого пуританско-аскетического взгляда в Европе с течением времени становится так называемое викторианство, связываемое с эпохой царствования английской королевы Виктории (1837–1901). Согласно установившемуся идеалу, благовоспитанные молодые люди в надлежащее время влюблялись, делали предложение руки и сердца, сочетались церковным браком, а затем во имя прокреации (то есть продления рода) время от времени совершали при потушенных свечах и под одеялом половой акт со своей супругой, неуклонно соблюдающей правило ladies don’t move — дамы неподвижны (поскольку благовоспитанным дамам не позволялось извиваться в конвульсиях страсти и они должны были отдаваться мужьям пассивно, сохраняя полную двигательную и эмоциональную отключенность, вплоть до диссимуляции оргазма и каких бы то ни было иных положительных чувственных проявлений, — кодекс двойной морали в какой-то степени разрешал умеренные плотские радости только представителям сильного пола).

И вот один из самых уважаемых европейских профессоров в одночасье ниспровергает всю эту тихую благость, нарушая обет молчания публикацией своей коллекции самых отвратительных, самых разнузданных, самых тошнотворных поведенческих актов, связанных до этого времени именно с плотно замаскированной, закрытой на все застежки сексуальной сферой. Тошнотворность представленных автором протокольных описаний, заставившая, дабы не шокировать аристократических читателей предпоследнего десятилетия XIX в., прикрыть наиболее крутые эпизоды завесой древней латыни, не утратила своего отталкивающего аромата и в наше вроде бы ко всему привычное время: медицинская сестра отделения сексопатологии психиатрического института, переписывавшая на машинке приготовленные мной для данного издания русские эквиваленты латинских вставок, через несколько дней отказалась от этой работы (потому что перепечатываемые тексты вызывали у нее приступы тошноты…). Своей монографией о половой психопатии Крафт-Эбинг прежде всего нанес такой сокрушительный удар по собственной к этому времени широко и прочно установившейся репутации, что отзвуки растерянности прослеживаются даже в некрологе, опубликованном «Бритиш медикал джорнэл» («The British Medical Journal»), игравшем роль рупора не только английских, но и европейских медиков; в номере за 3 января 1903 г., спустя одиннадцать дней после смерти ученого, в траурном сообщении соседствуют такие высказывания: «… среди его работ — шестикратно переиздававшееся руководство по психиатрии, а также руководства по судебной медицине и психопатологии… Его имя, к сожалению, приобрело скандальную известность благодаря книге, названной «Половая психопатия»… Крафт-Эбинг, однако (!), внес в неврологию много ценных разработок, заставляющих относиться к его имени с уважением…» А за 10 лет до этого, в 1893 г., то же периодическое издание высказывалось еще более категорично: «Мы всесторонне обсудили, следует ли нам вообще реагировать на появление этой книги… Мы подвергли сомнению целесообразность ее перевода на английский язык. Заинтересованные лица могут ознакомиться с ней по оригиналу. Лучше, если бы она была написана на латыни целиком, так, чтобы прикрыть ее содержание мраком и неясностями мертвого языка…» При этом буря, вызванная злосчастным вторжением в запретную сферу, не ограничилась британскими островами, так что Крафт-Эбинг был вынужден подать в отставку, отказавшись от кафедры в Страсбурге, и ограничиться заведованием небольшим санаторием недалеко от Граца в Австрия. Лишь к концу жизни он вновь занял высокий академический пост, унаследовав руководство клиникой и кафедрой Майнерта в Венском университете.

Очень показательна и по-своему типична противоречивая динамика событий, определяющих оценку и судьбу книги и ее автора. С одной стороны, нелицеприятные, подчас уничижительные высказывания общепризнанных официальных объединений, а с другой — беспрерывная череда переводов на большинство языков мира и многочисленные все более объемистые переиздания (так, характерно, что первый перевод на русский язык сделан с тринадцатого, дополненного издания).

Объяснение этих противоречий — в своеобразии тактики, избранной Крафт-Эбингом: он посягнул на заглавный тезис христианской церкви, отнюдь при этом не объявляя ей войны. По существу, Крафт-Эбинг осмелился повторить прегрешение змея-искусителя, заставившего первых людей вкусить запретный плод познания, изначально связанного именно с сексуальной сферой: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Змей был хитрее всех… И сказал змей жене:… но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания…» После этого, как известно, изгнал Господь грешников из сада Эдемского, и наказал их всех, сказав при этом Адаму: «… за то, что ты послушал голос жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него»… в поте лица твоего будешь есть хлеб…» «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…» «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между… семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Первая книга Моисеева, Бытие, гл. 2 и 3).

Нетрудно заметить, что из всех трех грешников самая тяжкая кара возлагается именно на змея-искусителя, а в период, когда наука, выйдя из монастырских келий, где она веками находила укрытие, и обретя полную самостоятельность, начала чем дальше, тем настойчивее теснить церковь, Крафт-Эбинг не только следует по проложенной змеем стезе, поливая живительной влагой бесчисленных фактов древо познания, но и, вроде бы провозглашая анафему описываемым в его книге злодеям, в то же время пытается перехватить у Всемилостивейшего его суверенное право прощать (даже в официальной церковной иерархии даруемое далеко не всем ее представителям) — ведь именно он в своей книге первый приводит развернутые аргументы, доказывающие, что гомосексуализм — не проявление злой воли, а болезненное расстройство и, следовательно, гомосексуалов следует не карать, а лечить. При этом Крафт-Эбинг сочетает осуждающие эпитеты и оправдательные мотивы в такой пропорции, что временами вводит в заблуждение даже некоторых современных сексологов.

Центральным пунктом данного вида девиантного поведения является степень ориентации ценностей личности на такие параметры, как красота, гармония, вкус. Неэстетичное поведение не является патологическим, как и безнравственное или аморальное. Однако, оно способно приводить к межличностным конфликтам и рассматриваться как существенная составляющая целостности личности. К неэстетичному поведения относят отказ от правил и принципов эстетики в различных сферах: питании, одежде, высказываниях и др. Основой оценки поведения человека как неэстетичного являются принципы: гармоничности, пропорциональности, симметрии, красоты, прекрасности и возвышенности, совершенства.

Описана эстетическая способностьиндивида, под которой понимается совокупность индивидуально-психологических особенностей

человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность — эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать различные новые эстетические ценности.

При отклоняющемся поведении человек может быть интактным по отношению к миру прекрасного и эстетике. Он может быть сосредоточен на низменном в противовес возвышенному; уродливом в противоположность прекрасному; грубом, а не изящном; ужасном и безобразном, но не чудесном; сарказме или иронии вместо добродушного юмора.

В клинике неэстетичное поведение проявляется, к примеру, неаккуратностью, неопрятностью или нечистоплотностью человека, отсутствием хороших манер при еде, общении или вкуса в одежде и непониманием возвышенных чувств.

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Вопрос 1.Система поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением называется:

а) криминальным поведением

б) адциктивным поведением

в) делинквентным поведением

г) патохарактерологическим поведением

д) девиантным поведением

Вопрос 2.Выделяют все нижеследующие виды нарушения взаимодействие индивида с реальностью за исключением:

а) приспособление

б) противостояние

в) болезненное противостояние

г) уход

д) игнорирование

Вопрос3. Признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами обусловлен следующий вид нарушения взаимодействия с реальностью:

а) приспособление

б) противостояние

в) болезненное противостояние

г) уход

д) игнорирование

Вопрос 4.У людей с гиперспособностями, как правило, встречается следующий тип нарушения взаимодействия с реальностью:

а) приспособление

б) противостояние

в) болезненное противостояние

г) уход

д) игнорирование

Вопрос 5.Выделяются все нижеследующие типы девиантного поведения за исключением:

а) криминального

б) делинквентного

в) аддиктивного

г) на базе гиперспособностей

д) психопатологического

Вопрос 6.Основой для диагностики делинквентного поведения являются:

а) агравация

б) перверсии

в) девиации

г) проступки

д) преступления

Вопрос 7.Одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния называется:

а) криминальной

б) делинквентной

в) аддиктивной

г) патохарактерологической

д) психопатологической

Вопрос 8.Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций является признаком:

а) криминального поведения

б) делинквентного поведения

в) аддиктивного поведения

г) патохарактерологического поведения

д) психопатологического поведения

Вопрос 9.Психологическим антиподом аддиктивной личности выступает:

а) гармоничный человек

б) обыватель

в) человек с гиперспособностями

г) преступник

д) психически больной

Вопрос 10.Феномен «жажды острых ощущений» является типичным для:

а) криминального поведения

б) аддиктивного поведения

в) делинквентного поведения

г) патохарактерологического поведения

д) психопатологического поведения

Вопрос 11.По мнению Э.Берна, у человека существует все нижеприведенные виды «голода» за исключением:

а) голода по сенсорной стимуляции

б) голода по признанию

в) сексуального голода

г) структурного голода

д) экзистенциального голода

Вопрос 12.По мнению Н.Пезешкиана, существуют все нижеследующие типы «бегства от реальности» за исключением:

а) бегства в тело

б) бегства в фантазии

в) бегства в контакты и одиночество

г) бегства в сексуальность

д) бегства в работу

Вопрос 13,Основой девиантного поведения при патохарактерологи-ческом типе являются:

а) психопатологические симптомы

б) психопатологические синдромы

в) девиации характера (акцентуации и психопатии)

г) патология характера, связанная с психическим заболеванием

д) патология личности, связанная с психическим заболеванием

Вопрос 14.Наиболее часто агрессивность значительной степени выраженности, неподдающаяся волевой коррекции, входит в структуру:

а) астенического синдрома

б) эксплозивного синдрома

в) психастенического синдрома

г) депрессивного синдрома

д) синдрома Жиля де ля Туретта

Вопрос 15.Суицидальное поведение, связанное с кризисными ситуациями в жизни и личными трагедиями, называется:

а) психогенным

б) эгоистическим

в) альтруистическим

г) дистимическим

д) анемическим

Вопрос 16.К эстетической категории суицидального поведения относится:

а) место суицида

б) время суицида

в) способ суицида

г) длительность суицида

д) значимость суицида

Вопрос 17. Аддиктивные парасуицидальные попытки совершаются с целью:

а) привлечения внимания к собственной персоне

б) вывести себя из состояния безэмоциональности и скуки

в) безболезненно уйти из жизни

г) уйти из жизни при тайных обстоятельствах

д) уйти из жизни ради блага человечества

Вопрос 18.Лица с истерическими расстройствами личности чаще выбирают:

а) групповые способы суицидального поведения

б) недемонстративные способы суицидального поведения

в) недемонстративные способы парасуицидального поведения

г) демонстративные способы суицидального поведения

д) демонстративные способы парасуицидального поведения

Вопрос 19.Стремление применения опьяняющих веществ с- целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта называется:

а) гедонистической мотивацией

б) атарактической мотивацией

в) псевдокультурной мотивацией

г) субмиссивной мотивацией

д) мотивацией с гиперактивацией поведения

Вопрос 20.При атарактической мотивации при применении опьяняющих веществ происходит:

а) выравнивание настроения

б) повышение настроения

в) понижение настроения

г) инверсия настроения

д) появление патологического аффекта

Вопрос 21.К наркотическим веществам, обладающим эйфоризирую-щим эффектом и способствующим быстрому и резкому повышению настроения, появлению смешливости, благодушия, радости, относятся все нижеперечисленные за исключением:

а) ЛСД

б) опия

в) морфина

г) транквилизаторов

д) марихуаны

Вопрос22. Изменения психической деятельности, сопровождающиеся галлюциногенным эффектом и иными выраженными психопатологическими расстройствами, наблюдаются при использовании всех нижеперечисленных наркотических веществ за исключением:

а) ЛСД

б) кодеина

в) марихуаны

г) транквилизаторов

д) кокаина

Вопрос 23.Неспособность человека отказаться от предлагаемого окружающими приема алкоголя или наркотических веществ отражает:

а) гедонистическую мотивацию

б) атарактическую мотивацию

в) псевдокультурную мотивацию

г) субмиссивную мотивацию

д) мотивацию с гиперактивацией поведения

Вопрос 24.Понятие партнерской сексуальной нормы включает все нижеследующие критерии за исключением:

а) количества одновременно взаимодействующих партнеров

б) зрелости партнеров

в) стремления к достижению обоюдного согласия

г) гетеросексуальной направленности влечения

д) отсутствия ущерба собственному здоровью

Вопрос25. Сексуальное влечение взрослого человека к подросткам называется:

а) педофилией

б) эфебофилией

в) ювенилофилией

г) геронтофилией

д) промискуитетом

Вопрос 26.Вуайеризм — это:

а) сексуальное влечение к кровным родственникам

б) сексуальное влечение и удовлетворение от обнажения собственных половых органов в обществе

в) сексуальное влечение и удовлетворение от подглядывания за обнажением других

г) сексуальное влечение к животным

д) сексуальное влечение и удовлетворение от контакта с лицами иной расы

Вопрос27. Инверсия половой (сексуальной) идентификации происходит при:

а) гомосексуализме

б) транссексуализме

в) фетишизме

г) эксгибиционизме

д) вуайеризме

Вопрос 28.Увлеченность азартными играми называется:

а) трудоголизмом

б) фетишизмом

в) картингом

г) серфингом

д) гемблингом

Вопрос 29.»Параной здоровья» — это:

а) сверхценное увлечение сыроедением

б) сверхценное увлечение голоданием

в) сверхценное увлечение оздоровительными процедурами

г) сверхценное увлечение спортом

д) все ответы верны

Вопрос30. Человек с повышенным чувством справедливости, желающий добиться правды даже в мелочах, однако не соизмеряющий реально негативные факты и способ борьбы с ними называется:

а) параноиком

б) кверулянтом

в) дипсоманом

г) ипохрндриком

д) псевдологом

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Ю.М.Антонян, С.В.Бородин. Преступность и психические аномалии. М, 1987, 208 с.

Ю.М. Антонян, В.В.Гульдан. Криминальная патопсихология. М., 1991, 248 с.

Л.М.Балабанова. Судебная патопсихология. М., 1998, 432 с.

Б. С.Братусь. Аномалии личности. М., 1988, 301 с.

Б.С.Братусь, П.И.Сидоров. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984, 144 с.

В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин. Психопатология подросткового возраст. Томск., 1994, 310 с.

К.Имелинский. Сексология и сексопатология. М., 1986,424 с.

М.В.Коркина, М.А.Цивилько, В.В.Марилов. Нервная анорексия. М., 1986, 176 с.

Ц.П.Короленко, Т.А.Донских. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1990,224 с.

Лабиринты одиночества. М.г 1989, 624 с.

К.Леонгард. Акцентуированные личности. Киев, 1981, 392 с.

А.Е.Личко. Подростковая психиатрия. М., 1985,416 с.

А.Е.Личко, В.С.Битенский. Подростковая нарколргия. Л., 1991, 304с.

М.М.Мальцева, В.П.Котов. Опасные действия психически больных. М, 1995, 256 с.

В.А.Петровский. Психология неадаптивной активности. М., 1992, 224 с.

К.К.Платонов. Структура и развитие личности. М., 1986,256 с.

Л. Пожар. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М.-Воронеж, 1996,128 с.

А.А. Ткаченко. Аномальное сексуальное поведение. М., 1997, 426 с.

Л.З. Трегубов, Ю.Р. Вагин. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993, 268 с.

Э.Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М, 1994, 447 с.

Глава 9
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Клиническая психология тесно связана с другими разделами психологической науки и практики. Она не может существовать без основ общей психологии при оценке нормативов функционирования познавательных процессах, адекватности и гармоничности индивидуально-психологических особенностей личности, без психологии общения, значимой для установления эффективного взаимодействия между врачом и пациентом, а также игнорируя возрастные параметры становления психической деятельности и влияния семейных отношений на этиопатогенез невротических и психосоматических заболеваний, из профилактику, реабилитацию и терапию.

К специальным разделам клинической психологии относят возрастную клиническую психологию и семейную клиническую психологию.

Возрастная клиническая психология*

Большинство проблем, связанных с сексуальной жизнь пары, имеют психологические причины, а значит, решать их нужно вне спальни. Подробно об этом рассказывает наш постоянный эксперт, ижевский психотерапевт Николай Пугач.

Николай Пугач врач-психотерапевт, психолог, гештальт-терапевт, руководитель Высшей школы гештальт-терапии в Удмуртии. С 2003 года занимается индивидуальной, семейной и групповой психотерапией. Преподаватель, автор множества публикаций и статей

– Для нашей культуры характерно двойственное отношение к сексу и сексуальности, – говорит Николай Владимирович. – С одной стороны, секс – это что-то весьма привлекательное и желанное, и многие наши мысли так или иначе касаются этой темы. С другой стороны, секс связан в нашем сознании с чем-то неприличным, со стыдом, смущением, скованностью. Эта двойственность лежит в основе многих сексуальных проблем, среди которых нежелание близости, невозможность получить удовольствие, полное отсутствие сексуальной жизни в паре, измены и многое другое.

Эта же двойственность порождает множество мифов и заблуждений, связанных с сексом. Вот самые распространенные из них.

«О сексе можно не говорить»

Многие считают, что для хорошего секса достаточно взаимного влечения, а дальше все случится «само» – как в кино. Но это не так.

– Часто причина сексуальных проблем в том, что секс либо вообще не обсуждается, либо обсуждается с огромной долей смущения, стыда, уязвимости и даже обиды, – говорит Николай Пугач. – В итоге мы не знаем, чего хочет наш партнер, что ему доставляет наибольшее удовольствие, а что нет, какие у него фантазии и чего бы ему хотелось изменить. Причем, часто в этой же паре с легкостью обсуждаются любые другие аспекты совместной жизни, включая самые непростые, но только не секс.

Важно не воспринимать разговоры о сексе с партнером как критику

Почему так происходит? Во-первых, говорить о сексе в нашей культуре было не принято долгое время: нынешние 30-летние, например, вряд ли обсуждали эту тему со своими родителями. Во-вторых, такие разговоры у многих связаны с ранимостью и стыдом.

– Важно научиться разговаривать с партнером о сексе легко, непринужденно, так, чтобы вам обоим было любопытно это обсуждать, – считает Николай Владимирович. – В конце концов, секс – это приятно и интересно, и раз уж мы о нем столько думаем, стоит сделать его еще более качественным. А для этого нужно, чтобы в паре была какая-то процедура обсуждения секса. Это означает не только выбрать подходящие место, время и ситуацию, когда вы оба расслаблены и в хорошем настроении, но и договориться об основных правилах вашего разговора, то есть сразу обговорить, что любые предложения, просьбы что-то изменить не будут восприниматься как критика. Дело в том, что именно с этим связано еще одно распространенное заблуждение, касающееся секса. О нем – ниже.

«Любой отказ – это катастрофа»

Часто мужчина говорит: «Я хочу, чтобы ты была более раскрепощенной», а женщина слышит: «Ты в постели просто никакая». Или пресловутое: «Я сегодня устал и не хочу секса» партнером может восприниматься как: «Я не хочу тебя». Знакомо?

– В том, что касается секса, мы можем быть очень ранимы, и зачастую воспринимаем любые замечания партнера как жесткую критику, – говорит Николай Владимирович. – Чтобы этого не происходило, у васдолжна быть сформирована ясная идентичность, то есть понимание «какой я мужчина»/»какая я женщина». Важно понимать, что вы можете вызывать желание, вас могут хотеть, вы любите секс и так далее. Тогда отказ или замечание не будут восприняты вами как «меня не хотят», не травмируют и не ударят по самооценке. Ну а сформировать эту идентичность можно самому или с помощью психолога.

Представлять себе секс с другими – вполне нормально

«Фантазии о сексе на стороне – это измена»

Есть какие-то вещи, которые просто нужно признать. Скажем, практически каждый из нас, даже находясь в стабильных, полных любви отношениях, иногда представляет себе, как занимается сексом с кем-то другим.

– Возбуждать себя с помощью таких фантазий – совершенно нормально, – уверен Николай Пугач. – В этом нет никакого греха, и корить себя за это не нужно. В свою очередь, если вы узнаете вдруг, что ваш партнер представляет себе секс с кем-то другим, это тоже не означает, будто в вашей паре какие-то проблемы.

Если же говорить в целом о наших сексуальных фантазиях, то тут важно разделять такие понятия, как «свобода мысли» и «свобода действия».

– Фантазировать мы можем о чем угодно– этого нам никто не может запретить, – объясняет психотерапевт. – Но иногда мы сами себе это запрещаем. Например, женщину возбуждают мысли о том или ином способе занятия любовью, но сказать об этом мужчине, а тем более предложить это попробовать, она боится, и, в итоге, просто вытесняет эти мысли куда-то на периферию сознания, не позволяя себе даже фантазий на эту тему.

Если партнер предлагает в постели что-то, что вам неприятно, не отвергайте его с криками: «Да ты извращенец!», но и не соглашайтесь только для того, чтобы ему угодить

«Не вижу никого, кроме партнера»

Два самых главных запрета, которые формируют культуру, – это запрет на агрессию и запрет на сексуальность. Если говорить просто, мы не запинываем ногами каждого, кто нас чем-то разозлил, и не занимаемся сексом с каждым, кто кажется нам привлекательным.

– Но при этом такое желание – вполне нормально! – уверяет Николай Пугач. – Даже если у вас есть постоянный партнер, которого вы любите и не собираетесь ему изменять, это не значит, что вас не будут привлекать другие люди – их внешность, запах, звук голоса и так далее. Не нужно себя за это винить.

Да, в период сильной влюбленности наше зрение обычно «сужается» до одного человека, и это физиологически оправданно: все гормональные системы организма в это время работают на создание крепкой пары с перспективой потомства. Но проходит какое-то время, и мы ловим себя на мысли, что вокруг, оказывается, множество привлекательных мужчин или женщин. Ничего страшного в этом нет.

Николай Пугач «Когда у пары начинаются проблемы с близостью, нужно понять, что вообще у них происходит в жизни. Если, например, есть какая-то длительная скрытая обида на партнера, этот человек вряд ли будет вас возбуждать. Когда отношения приходят в норму, налаживается и сексуальная жизнь в паре»

«Чем чаще, тем лучше»

Многие наши заблуждения, касающиеся секса, связаны со стереотипами, которые навязаны массовой культурой. Это и мысль о том, что только физически привлекательные люди могут получать настоящее удовольствие от секса, и пресловутое «размер имеет значение», и некие «стандарты», утверждающие, что нужно заниматься сексом столько-то раз в неделю.

– Совершенно нормально, если ваша с партнером сексуальная жизнь испытывает подъемы и спады, – говорит Николай Пугач. – Частота занятий сексом индивидуальна для каждой пары, она может снижаться и снова расти, и зависит это от множества факторов. Кроме того, мы все-таки говорим не о количестве секса в паре, а о его качестве, и я убежден, что этот показатель с годами как раз растет.

Другими словами, в паре, которая давно вместе, важно не «техническое разнообразие» в сексе, не параметры ваших фигур, не частота или длительность полового акта, а, в первую очередь, глубина отношений. Возбуждения и страсти со временем становится меньше, но отношения, а значит и секс, становятся более глубокими.

Хороший секс невозможен, если в отношениях нет капли здоровой агрессии

«Главное – нежность и близость»

Наоборот – иногда излишнее «слияние» с партнером может свести на нет даже самое сильное влечение. Почему?

– Сексуальность тесно связана с агрессией, и даже центры мозга, которые за это отвечают, располагаются рядом, – рассказывает Николай Владимирович. –Я говорю о здоровой и управляемой агрессии, конечно, которую периодически нужно проявлять, в том числе и в отношениях. Такая агрессивность уравновешивает эмоции в паре. Если же у вас с партнером нет этого баланса, а все строится исключительно на нежности, любви, близости, есть опасность, что в конце концов вы подсознательно начнете воспринимать партнера как вашего «ребенка» или «родителя». А с родителями сексом не занимаются.

Таким образом, здоровая агрессия в паре помогает поддерживать страсть. Это могут быть споры о том, какой фильм посмотреть, дружеские подколки, пикировки и даже ссоры – естественно, если это устраивает обоих партнеров и не унижает их.

– Но бывает и так, что агрессии в паре слишком много, – подчеркивает психотерапевт. – Для короткого романа это нормально, а вот для долгосрочных отношений уже нет, ведь тогда не очень понятно, что вообще связывает этих людей, если они спорят и ссорятся по любому поводу.

Сексуальная совместимость важна также, как взаимное уважение или любовь

«Секс в семье не так важен»

В детстве мало кому из нас говорили, что хороший секс – неотъемлемая часть брака. И многие выросли с убеждением, что достаточно найти партнера, который бы обладал рядом социально поощряемых качеств: был добрым, умным, заботливым и так далее. Ну а дальше оно «как-нибудь само» сложится.

– Есть такая вещь как сексуальная совместимость. Например, есть те, кому нужно больше секса, и те, кому меньше, и какой-то разрыв между партнерами в этом плане будет всегда, – считает Николай Владимирович. – Но когда этот разрыв значителен, важно поговорить с партнером и найти компромисс, который устроит обоих. Благо сегодня есть множество моделей отношений, вплоть до открытого брака. Вопрос в том, насколько вы готовы вкладываться в союз именно с этим человеком, готовы ли искать варианты или же вам лучше расстаться и найти других партнеров.

Вот почему нужно понимать ценность секса и не игнорировать этот критерий при выборе мужа или жены. Поэтому нет ничего плохого, например, в сексе до брака, если это позволяет лучше узнать своего партнера и обезопасить себя от разочарования в дальнейшем.

Однако бывает и так, что наши «темпераменты» не при чем, и проблемы надо искать не в постели.

– Возможно, дело в самих отношениях, – говорит Николай Владимирович. – Ведь так просто поставить себе диагноз «мне нужно меньше секса, чем жене», хотя на самом деле это может говорить о каких-то скрытых проблемах. И тут как раз может помочь психолог.

«Всегда готов!»

Важно помнить, что вам или вашему партнеру может быть не до секса по объективным причинам – таким, как усталость или депрессия.

– По моим наблюдениям, сейчас, в принципе, очень много депрессивных состояний, на фоне которых появляются проблемы со сном, аппетитом и влечением, – говорит Николай Пугач. – Если человек находится в состоянии тревоги, если он переживает, энергия предсказуемо уходит туда, и на секс ее просто не остается. Ваша задача – разобраться в проблеме, решить ее можно с помощью специалиста, и тогда сексуальная жизнь вернется в норму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *