Отсутствие собственной позиции пассивное принятие существующего порядка

Русский

В Викиданных есть лексема конформизм (L119520).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. конформи́зм *конформи́змы
Р. конформи́зма *конформи́змов
Д. конформи́зму *конформи́змам
В. конформи́зм *конформи́змы
Тв. конформи́змом *конформи́змами
Пр. конформи́зме *конформи́змах

кон-фор-ми́зм

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a– по классификации А. А. Зализняка); формы мн. ч. предположительны или неупотребимы.

Корень: -конформ-; суффикс: -изм .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т. п.; приспособленчество ◆ Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.). БСЭ, «1969–1978»

Синонимы

  1. приспособленчество

Антонимы

  1. нонконформизм

Гиперонимы

  1. принятие

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: конформист, конформистка, конформность
  • прилагательные: конформистский

Этимология

Происходит от позднелатинского conformis подобный, сообразный; от латинского con-formare — придавать надлежащую форму, образовывать, воспитывать, формировать.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Польскийpl: konformizm

    Библиография

    • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов / Под редакцией Н. З. Котеловой и Ю. С. Сорокина. — М. : Советская энциклопедия, 1971.
    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

    Д.К. Андрамонов, ассистент, кафедра исторического и социально-экономического образования, Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Самара, Россия, [email protected]

    ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОНФОРМНОСТИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

    Статья посвящена анализу феномена социальной конформности (конформизма) в контексте постмодернистской социологии. Рассмотрены специфические условия постановки проблемы конформного и нонконформного типов поведения в рамках концепций представителей постмодернистской социальной теории. Выявлены базовые положения и предпосылки данной специфики, наиболее существенными из которых являются отсутствие проблематики субъекта социального действия, его роли в организации социального порядка и опосредованное значение функций ценностно-нормативной подсистемы общества. В данном случае социальная конформность оказывается явлением иного уровня, нежели в контексте классической и неклассической социологических традиций. Показано, что в рамках постмодернистской социологии проблематика дихотомии конформизм/нонконформизм относится, в первую очередь, к выявлению истинного характера структур отношений господства/подчинения. Отдельное внимание уделено так называемой теории мемов (меметике), которую автор также включает в постмодернистский дискурс конформизма/нонконформизма. Показано, что в рамках постмодернистской социологической мысли формулируется оригинальный методологический подход к проблематике конформизма и нонконформизма наряду со структурно-функциональным анализом и критической теорией франкфуртской социологической школы. В отличие от указанных подходов, конформизм и нонконформизм как типы социального поведения у постмодернистов представляют собой скорее тактические, чем стратегические линии социального поведения. Ключевые слова: постмодернистская социология, конформность, гиперконформизм, нонконформизм, индивидуальная автономия, массы, массовое общество, теория мемов (меме-тика), «конец социального».

    Под социальной конформностью обычно понимается соответствие социального поведения индивида образцам, предписываемым доминирующей в обществе ценностно-нормативной моделью. Конформность может быть рациональной и иррациональной (осознанной и неосознанной), добровольной и принудительной. В зависимости от сочетания характеристик, приписываемых данному феномену, можно выделить два противоположных по аксиологическим предпосылкам социально-теоретических дискурса. В первом случае конформность определяется в каче-

    стве функции социальной интеграции на системном уровне и в качестве морального долга на уровне индивидуальном. Автором такого подхода следует считать Т. Парсонса. В основе второго подхода лежит неомарк-систкая социальная теория, в частности, концепция культурной гегемонии А. Грамши и идеи представителей франкфуртской социологической школы. Согласно данной позиции, конформизм являет собой тенденцию социальных масс следовать образцам поведения, которые им навязывает социокультурная реальность «общества потребления». В свою

    ДИСКУССИЯ 4

    журнал научных публикаций Щ

    очередь, постмодернистская социальная тео- славную — референцию. Ибо они не суще-рия формулирует проблематику конформно- ствуют»1.

    сти и нонконформности специфическим об- Заметим, что логика модерна предполага-

    разом.

    Ключевой социальной категорией постмодернистской социологии является «масса». Массы не имеют структуры, иерархии. Напротив, характеризуясь бесструктурностью и хаотичностью вообще, они не представляют собой нечто исследуемое посредством классического понятийного инструментария социологии. После ряда социальных потрясений XX века социальный порядок традиционного индустриального буржуазного общества оказался разрушенным. Массы приходят на смену состоянию классового антагонизма между крупными социальными образованиями — классами, в котором пребывало буржуазное капиталистическое общество, знаменуя собой «конец социального». Массы не представляют собой социальное, ибо не имеют голоса — массы молчаливы. Кроме того, массы по определению конформны, но не в позитивном, а в негативном значении. В первую очередь имеется в виду высокая суггестивность масс. Но в отличие от представителей критической теории постмодернисты не считают массы обманутыми и «манипулируемыми». Постмодернисты вообще отвергают привычные представления о практиках манипуляции. «Социальное» перестает существовать, теряя своего референта в современном обществе. Одновременно «социальное» перестает быть основной категорией социологии. Весьма категорично Ж. Бодрий-яр заявляет: «…мы живем в это странное время, когда массы не со-

    Ключевой социальной категорией

    постмодернистской социологии является «масса». Массы не имеют структуры, иерархии. Напротив, характеризуясь бесструктурностью и хаотичностью вообще, они не представляют собой нечто исследуемое посредством классического понятийного инструментария социологии.

    «Социальное» перестает существовать, теряя своего референта в современном обществе. Одновременно «социальное» перестает быть основной категорией социологии.

    ет только однолинейный прогресс социального и его институтов, в то время как фактически существующие массы были сформированы, как полагает Ж. Бодрийар, в результате деградации социального — «.с развитием социальности развивалось и сопротивление ей, и последнее прогрессировало еще более быстрыми темпами, = чем сама социальность»2. Выходит, что мы имеем дело лишь с эффектом социального, сходного с иными явлениями гиперреальности. Тогда в том смысле, в котором гиперреальность означает симуляцию реальности, массы симулируют социальный конформизм, который оборачивается гиперконформизмом (симуляцией социального).

    Более оптимистично звучат идеи другого французского философа — М. Мафессоли. «Молчание большинства», то есть масс, Ма-фессоли рассматривает как способ защиты против власти универсалистских дискурсов. Своеобразно трактуя идеи Дюркгейма и Ницше, Мафессоли говорит о трансформации современного общества, основанного на механической солидарности, соотносимого с прометеевской культурой, в общество «неотрайбализма», соотносимого с культурой дионисийской. Такое общество лишь влечет за собой «возвращение иррационального» и «чувство околдованности миром»3.

    _ Здесь мы сталкиваемся

    с любопытной комбинацией свойств социальной конформности, при которой она рассматривается одновременно как свойство и позитивное, и иррациональное, то есть сама иррацио-

    глашаются носить имя социального и тем нальность рассматривается как положитель-

    самым отказываются и от смысла, и от сво- ное явление. Тем не менее, такая трактовка

    боды. Но отсюда не следует, что они вклю- едва ли совпадает с постулатами структур-

    чены в какую-то иную — новую и не менее но-функциональной теории.

    В аналогичном негативном значении конформность имплицитно заложена в концепции власти Мишеля Фуко. Он понимает власть как комбинацию стратегических позиций. Власть не столько локализована в конкретных социальных институтах, сколько повсеместно «разлита» в социальном пространстве. С точки зрения Фуко абсолютно все социальные отношения определяются через отношения господства/подчинения. Негативная конформность у Фуко пронизывает все социальное поле. Однако отличие от критической теории заключается в том, что власть здесь категорически децентрализована, вездесуща и представлена дискурсами (в структуралистском смысле), которые, в свою очередь, власть и порождают. Осуществляется власть посредством локальных дискурсивных практик, в целом составляющих эпистему, характерную для каждой эпохи. Под эпистемой Фуко понимает «совокупности связей, которые могут объединить в данную эпоху дискурсивные практики, которые пре-

    Гиперконформизм — явление системное, в то время как нонконформизм — феномен, скорее,

    индивидуальный. Интересно, что системы в постмодернистской социальной теории существуют, а индивиды — нет.

    тализирующий и унифицирующий принцип, повсеместно обеспечивающий всеобщую неосознанную лояльность, то есть конформность.

    В целом можно отметить некоторую идеологическую тенденцию в постмодернистской социальной теории — ее принципиальный «антинормативизм». Идеологию антинормативизма можно охарактеризовать как «совокупность идей, в которых утверждается, что в современном обществе не существует никакого «регулятивного идеала», которым может быть обусловлена политико-этическая ориентация индивидов и групп»5. По мнению Э. Лакло, для постомдерна в целом характерна антинормативисткая установка, и сам термин «постмодерн» является указанием на «исчезновение универсального (тем более — рационально определимого) нормативного горизонта.. .»6. Конформность или неконформность в постмодернистской социологии могут рассматриваться скорее в качестве иллюзий согласия или несогласия, в качестве вре-

    доставляют место фигурам эпистемологии, менных диспозиций, которые определяются

    наукам и любым возможным формализо- структурой властных отношений. Власть при

    ванным системам»4. Таким образом, власть этом понимается специфическим образом,

    в понимании Фуко и представляет собой то- описанным выше, то есть как некий обезли-

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    ДИСКУССИЯ 4

    журнал научных публикаций Щ

    Человек оказывается вне контекста рационального действия, так как является лишь пассивным

    переносчиком культурной информации. Конформность в данном случае является его базовой характеристикой.

    ченный принцип, пронизывающий все со- сти способствует высокая «вирулентность». циальное поле. Следует также вспомнить, «Медиавирусы распространяются в инфос-что для постструктуралистски ориентиро- фере точно так же, как биологические вирусы ванной постмодернистской социологии ха- распространяются в организме-хозяине или

    в целом сообществе организмов», — пишет Д. Раш-кофф8. Человек, таким образом, оказывается вне контекста рационального действия, так как является лишь пассивным переносчиком культурной информации. Конформность в данном случае является его базовой характеристикой. Вся человеческая культура здесь суть циркуляция автономных культурных единиц. Нечто похожее мы можем обнаружить во взглядах Ж. Бодрийяра: «Больше не существует ни насилия, ни надзора — одна лишь «информация», скрытая вирулентность, цепная реакция, медленная имплозия и пространственные симу-лякры, в которых еще имеет место эффект ре-ального»9. Впрочем, и в рамках теории мемов (меметики) некоторые исследователи обнаруживают как отрицательные, так и положительные эффекты конформности (или гиперконформности): «…конформность, служащая причиной того, что большинство взглядов, которые разделяют окружающие, мы готовы воспринимать без критической проверки, может быть генетическим преимуществом: склонность человека принимать те же идеи, что и его окружение, усиливает кооперацию внутри сообщества. Однако именно эта конформность делает людей легкой жертвой «эпидемий» опасных культурных явлений»10.

    Итак, постмодернистская социология формулирует собственный подход к проблематике конформизм и нонконформизма, отличный как от структурно-функциональной теории, так и от критической. В целом, для постмодернистской мысли характерна деконструкция традиционных для модерна бинарных оппозиций. В социальной теории в роли таких оппозиций оказываются социальный порядок и аномия. Выступая против этой оппозиции, постмодернисты указывают на ее искусственный характер, а учитывая принцип постмодернистской чувствительности, скорее, социальная аномия рассмат-

    рактерны постановка проблем на макросо-циальном уровне и избегание уровня микросоциального и эмпирического. Отметим здесь и дегуманистическую направленность постмодернистской социальной теории. Категории субъекта социального действия, совпадающего с человеческой личностью, здесь не существует вообще, что отличает постмодернистов от франкфуртцев, например, Э. Фромма, Г. Маркузе, Т. Адорно и М. Хоркхаймера, чьи позиции можно отнести к критическому дискурсу конформизма/нонконформизма. Гиперконформизм — явление системное, в то время как нонконформизм — феномен, скорее, индивидуальный. Интересно, что системы в постмодернистской социальной теории существуют, а индивиды — нет.

    В дискурс постмодернистской социологии конформизма/нонконформизма можно также, с некоторыми оговорками, включить теорию мемов (англ. memes). Автор теории мемов американский биолог Р. Докинз в работе «Эгоистичный ген» (1976) предлагает рассматривать наряду и по аналогии с генами как самостоятельными носителями генетической информации «мемы» — как самостоятельные носители информации культурной7. Мем — это культурный элемент (будь то социальная практика, религиозная идея или технология производства), не стремящийся ни к чему кроме как к собственному сохранению и воспроизводству (репликации). Ряд взаимосвязанных мемов представляет собой мемокомплекс (научную теорию или религиозное течение). Само по себе содержание мема гораздо менее важно, чем причины, способствующие его устойчивости. Распространение и исчезновение ме-мов происходит по правилам, аналогичным правилам естественного отбора — выживают самые приспособленные. Мемы обладают свойствами вирусов, поэтому их выживаемо-

    ривается в постмодернистской социальной теории в качестве нормального состояния общества. В социальной теории постмодерна ценностно-нормативная интеграция не играет той роли, которую играла в структурно-функциональном анализе. Поэтому на индивидуальном уровне, уровне абстрактного социального действия, анализ конформизма и нонконформизма крайне затруднителен в силу отсутствия целостного субъекта социального действия — свободного индивида. Ж. Бодрийяр использует понятие «гиперконформизм», указывающее на псевдосоциальный, с его точки зрения, характер консенсуса в обществе постмодерна. А если социальность — иллюзия, то и антисоциальность тоже оказывается иллюзией. При этом, если конформизм возникает как эффект тотальной симуляции социального, то нонконформизм предстает в качестве явления второго порядка по отношению к этой симуляции. В данной связи показательно общее скептическое отношение Бодрийяра и некоторых других постмодернистов к леворадикальной идее освобождения.

    Литература

    2. Там же.

    3. См.: Мафессоли М. Околдованность мира, или Божественное социальное // Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991. С. 133 — 137.

    4. Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманитарная Академия: Университетская книга, 2004. С. 350.

    5. Жукоцкая А.В. Феномен идеологии. Самара: ГОУ ВПО МГПУ, 2009. С. 237.

    7. См.: Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: АСТ: tarpus, 2013. 512 с.

    8. Рашкофф Д. Медиавирус. М.: Ультракультура, 2000. С. 15.

    9. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: ПО-СТУМ, 2015. С. 45.

    10. Носырев И. Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов. М.: ФОРУМ: Неолит, 2013. С. 61.

    THE PROBLEM OF SOCIAL CONFORMITY IN MOST-MODERN SOCIOLOGY

    5. Zhukotskaia A.V. Fenomen ideologii . Samara, GOU VPO MGPU Publ., 2009. 272 p.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    7. Dawkins R. Egoistichnyi gen . Moscow, AST: Sorpus Publ., 2013. 512 p.

    Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 Министерство образования РФ Рекомендовано к печати редакционно- Восточно-Сибирский государственный издательским советом ВСГТУ технологический университет Редактор Т.А. Стороженко ЛР №020456 от 30.07.1997г. Варианты тестов и контрольных заданий Подписано в печать 8.04.2002г. Формат 60х84 1/16 по «Социологии отклоняющегося поведения» Усл.п.л. 2,32, уч.-изд. 2,0 л. Методическая разработка Тираж 100 экз. Заказ №76 ______________________________________________ Составитель: Данилова З. А. Издательство ВСГТУ. г. Улан-Удэ, ул. Ключев- ская, 40а. © ВСГТУ, 2002г. Улан-Удэ, 2002 1 Уважаемые студенты! проявляющихся в физической и психической зависимости от В предлагаемой методической разработке пред- алкоголя, в психической и социальной деградации. ставлены варианты тестов и контрольных работ по «Со- 2) Социальная патология, состоящая в циологии отклоняющегося поведения». Тесты и кон- массовом злоупотреблении алкоголем трольные задания предназначены для выявления уровня 3) Оба варианты правильны усвоения материала по данной учебной дисциплине. Всего предложено 7 вариантов тестов Вопрос 3. (70 вопросов), а также 21 вариант контрольных заданий Понятие «аномия» – это (63 вопроса). При ответах на вопросы тестов отметьте га- 1) состояние общества, при котором наступа- лочкой правильные на ваш взгляд ответы. ет дезинтеграция и распад системы норм, которые гаранти- руют общественный порядок; Вариант 1. 2) психологическое состояние, характери- зующееся чувством потери ориентации в жизни, возникаю- Вопрос 1. щее, когда индивид ставится перед необходимостью выпол- Что понимается под «девиантностью»? – нения противоречащих друг другу норм 1) характеристика поведения, не совпадаю- 3) состояние безнормативности, свойственное щая с социальными нормами и ценностями, принятыми в об- обществам, в которых индивиды не располагают сколько- ществе нибудь четкими поведенческими ориентирами во взаимоот- 2) поведение, отклоняющееся от норм, стан- ношениях друг с другом дартов поведения, сложившихся в определенном обществе 4) Все варианты правильны 3) аморальное, асоциальное поведение 4) поведение, отклоняющееся от норм психи- Вопрос 4. ческого здоровья Аутсайдер – это 5) Все варианты правильны 1) индивид или группа, которая либо в силу собствен- ного выбора, либо в результате общественного давления ока- Вопрос 2. зывается вытесненной за рамки характерных для данного об- Что понимается под алкоголизмом? – щества социальных институтов; 1) хроническое заболевание, обусловлен- 2) член группы, который по причине специфики ное систематическим употреблением спиртных напитков, внешнего облика, «особого» мнения, которого он придержи- 2 вается, поведения, отклоняющегося от групповых норм, ока- Абстинентный синдром – это зывается исключенным из нормального хода внутригруппо- 1) болезненное состояние, развивающееся у вых взаимодействий; наркоманов при прекращении приема наркотиков 4) индивид, особо привилегированный в 2) болезненное состояние, вызванное вслед- определенной группе, обществе; ствие прекращения приема алкоголя у больных алкоголиз- 5) правильны первый и второй ответы мом 3) Все вышеотмеченное выше Вопрос 5. Виктимология – Вопрос 8. 1. изучение жертв преступления, выявление Делинквентность –это природы отношений между жертвой и преступником 1) форма отклоняющегося поведения; пра- 2. наука, изучающая преступность как социаль- вонарушения, влекущие за собой уголовное наказание ное явление 2) Отклоняющееся поведение в среде подро- 3. отрасль знаний, исследующая особо опасные стков преступления 3) Ваше мнение (напишите) 4. Правильны все ответы Вопрос 9. Вопрос 6. Делинквентный дрейф – это Вторичная девиантность – 1) «нейтрализация» правовых и моральных 1) акт девиантного поведения, ставший объ- норм делинквентом, определяя их как неприменимые, неуме- ектом общественного внимания, вследствие чего нарушитель стные, несущественные; получил клеймо (стигму) девиантной личности; 2) дрейф в направлении субкультуры делин- 2) изменения в характере взаимоотношений вентности, которая превращает его в человека, готового к между заклейменными и теми, кто его окружает, с вероятной делинквентным действиям переменой в характере аттитюдов и поведения человека, по- 3) направление в субкультуру потенциаль- лучившего общественное клеймо ных правонарушителей 3) Правильны оба ответа 4) все варианты правильны Вопрос 7. Вопрос 10. 3 Депривация – это 3) соотнесение индивида, группы к опреде- 1) лишение или недостаточность условий, ленной культуре, ценностям и нормам необходимых для удовлетворение каких-либо потребностей 4) предоставление индивиду, группе опреде- 2) отсутствие необходимых условий для ленной свободы выбора без детерменизма реализации поставленных задач 5) Все варианты правильны 3) одна из форм социального неравенства в обществе Вопрос 3. 4) Правильны 1 и 2 варианты ответов Индифферентность – 5) Правильны все варианты ответов 1) особенность характера, состоящая в от- сутствии интереса к окружающему, равнодушии, безразли- Вариант 2 чии, пассивности 2) понятие, используемое в различных кон- Вопрос 1. текстах и обозначающее систематизированный набор пред- Десоциализация – ставлений в обществе 1) процесс, обозначающий утрату индиви- 3) Правильны оба ответа дом определенных социальных ценностей и норм, сопровож- дающийся отчуждением индивида от определенной группы Вопрос 4. 2) термин, обозначающий противоположное Инновация – социализации процесс 1) один из типов поведенческих реакций – 3) Оба варианта правильны принятие целей, неудовлетворенность предложенными сред- Вопрос 2. ствами Идентификация – 2) поведенческая реакция, ориентированная 1) опознание чего-либо, кого-либо, установ- на незаконные действия ление тождества объекта или личности; 3) преступления против собственности 2) уподобление, отождествление индивида с 4) Все варианты ответов правильны кем-либо или чем-либо (группой, коллективом), помогающе- му ему успешно овладевать различными видами социальной Вопрос 5. деятельности, усваивать свои нормы и ценности Инстинкт стадности – 4 1) склонность человека к солидарности и к 2) психологическая характеристика личности, непо- созданию социальных групп средственно откликающейся на внешние впечатления, внеш- 2) склонность людей присоединяться к со- ний мир человека циальным группам, их вождям и подражать их поведению 3) оба варианта правильны 3) реакция людей, ориентированных на по- ведение больших социальных групп, несмотря на их позитив- Вопрос 8. ность или негативность Возможно ли в судебном порядке защитить честь и 4) Правильны 1 и 2 варианты ответов достоинство гражданина России? 5) Правильны все варианты ответов 1) да 2) нет Вопрос 6. Институционализация – Вопрос 9. 1) закрепление практики или области обще- Моральные нормы – ственных отношений в виде закона или социальной нормы, 1) текстуально не закреплены, опираются на принятого порядка авторитет общественного мнения, несут оценочную нагрузку 2) процесс законодательного оформления оп- и действуют через психологические механизмы ределенных норм, стандартов поведения 2) Текстуально закреплены и их соблюдение 3) процесс усвоения индивидом, группой оп- обязательно в обществе ределенных правил, норм поведения 3) Определенные в конкретном обществе ус- 4) правильны 1 и 2 варианты ответов тановки, обычаи, соблюдение которых не обязательно 5) правильны 2 и 3 варианты ответов 6) правильны все варианты ответов Вопрос 10. Конформность – Вопрос 7. 1) приспособленность, пассивное принятие Интровертный – существующего порядка вещей, господствующего мнения; 1)психологическая характеристика самоуглубленной 2) некритическое следование чужим образ- личности, чья мыслительная деятельность направлена глав- цам; ным образом на собственный внутренний мир переживаний и 3) тенденция человека изменять свое пове- чувств дение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно 5 соответствовало мнениям окружающих, стремление его при- 3) правильны оба ответа способить к их требованиям 4) все варианты ответов правильны Вопрос 3 5) правильны 1 и 2 варианты ответов Культурный релятивизм – 1) концепция, подчеркивающая историче- Вариант 3 ское своеобразие каждой культуры, кото- Вопрос 1 рая может быть оценена исходя только на Коррупция — основе ее собственных принципов, а не 1) преступная деятельность в сфере полити- универсальных критериев. ки или государственного управления, заключающаяся в ис- 2) концепция, подчеркивающая превосход- пользовании должностными лицами доверенных им прав и ство одних обществ над другими властных возможностей в целях личного обогащения; 3) проявляется в неприятии концепции пре- 2) воспринимается как отказ от ожидаемых восходства одних обществ над другими, стандартов поведения со стороны представителей власти ра- поскольку они просто разные ди незаконной личной выгоды; 4) правильны 1 и 3 варианты ответов 4) во многих обществах нередко воспринима- 5) правильны 1 и 2 варианты ответов ется как обычное явление и считается нормальным поведени- 6) все варианты ответов правльны ем. 5) все ответы правильны Вопрос 4 6) правильны 1-3 варианты ответов Наркомания возникает как следствие 1) физиологической патологии Вопрос 2 2) моральной распущенности Ксенофобия – 3) социального иждивенчества 1) навязчивый страх, боязнь чужих, нетер- 4) все отмеченное выше пимое отношение к людям иной веры, культуры, националь- ности Вопрос 5 2) благоприятное отношение ко всему не- Какие признаки характерны при употреблении привычному, иностранному (образу жизни, идеям, мировоз- разных наркотиков? (Отметьте стрелками соответствие) зрению) 6 Признаки Виды наркотиков формального или неформального соци- снижение памяти, неспособ- анаша или гашиш ального контроля ность сосредоточиться 2. поведение, которое нарушает обществен- чрезмерная веселость, по- кокаин и крек ные нормы, но не влечет за собой наказа- краснение лица, повышенный ния аппетит 3. Правильны оба ответа узкие зрачки, вялость, отре- кокаин, крек, ма- шенность рихуана Вопрос 8 расширенные зрачки, сниже- наркотики опийной Поведение аморальное – ние аппетита, ухудшение сна группы 1) тип поведения, противоречащий принятым налитые кровью глаза марихуана в данном обществе нравственным нормам (пьянство, стяжа- тельство и т.д.) 2) социально отклоняющееся поведение Вопрос 6 3) поведение, противоречающее морали в Какие Вы знаете наркотики, относящиеся к сле- конкретном обществе дующим группам? (напишите) 4) правильны 1 и 3 варианты ответов 1) производные конопли ____________ 5) все варианты правильны 2) опиумные наркотики ____________ 3) психостимуляторы ______________ 4) галлюциногены _______________ Вопрос 9 5) снотворно-седативные препараты __________ Поведение антисоциальное – 1) тип поведения, характеризующийся отри- цанием социальных норм и ценностей, принятых в данном Вопрос 7. Первичная девиантность – обществе 1. определяется как первоначальный акт де- 2) то же, что и аморальное поведение виантного поведения, который мог бы 3) адекватно отклоняющемуся поведению быть замечен или не замечен другими в зависимости от этого стать или не стать Вариант 4 объектом внимания со стороны агентов 7 1) совершается с целью материального обо- гащения путем завладения чужим имуществом (собственно- стью, недвижимостью, банковскими счетами) Вопрос 1 2) совершается с целью завладения чужим Поведение отклоняющееся – имуществом либо привилегиями, преимуществами (необос- 1) тип поведения, противоречащий принятым нованное смещение с высокой должности, и др. в данном обществе правовым, нравственным социальным и 3) правильны оба ответа др. нормам 2) поведение, не воспринимаемое адекватно Вопрос 4. в обществе Можно ли отнести к числу уголовных следующие 3) аморальное поведение преступления? 4) антисоциальное поведение 1) бандитизм, 5) отклоняющееся от нормы, стандартов по- 2) хищение государственного или общественного ведения, установленных в конкретном обществе имущества, 3) неосторожное убийство Вопрос 2 4) умышленное убийство, Преступность организованная – 5) тяжкие телесные повреждения, 1) преступления, совершаемые членами фор- 6) преступления, связанные с венерическими заболе- мальных организаций, деятельность которых связана с нару- ваниями или СПИДом, шением закона и имеющих иерархическую структуру 7) нарушения правил охраны труда и безопасности 2) правонарушения, совершаемые должност- производства, ными лицами крупных организаций и имеющие характер ру- 8) должностные преступления, требующие дознания тинных действий, производимых в процессе выполнения ка- и следствия ждодневных служебных обязанностей 9) должностные преступления, не требующие дозна- 3) Правильны оба ответа ния и следствия Вопрос 3 Вопрос 5. Преступность корыстная – 8 Протекционизм – 3) процесс приспособления девиантного 1) выдвижение работников по признакам индивида к жизни без острых конфликтов родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений Вопрос 8 2) продвижение преданных, «своих» людей Ретриатизм – это по служебной лестнице 1) отвержение культурных целей и институ- 3) отеческая забота о своих подчиненных, циональных средств, уход от реального мира в свой внутрен- служащих ний, болезненный мир; 2) форма девиантного поведения, возникаю- Вопрос 6. щая, когда индивид отрицает как установленные цели обще- Что понимается под первичной профилактикой ства, так и легальные средства их достижения. В результате социальных отклонений? он самоустраняется от общества, ведет маргинальный образ 1) носит массовый характер, связана с ликвидацией жизни (наркоманы, бродяги, алкоголики) и смягчением социальных факторов, лежащих в основе нега- 3) правильны оба ответа тивных девиаций 4) не правильны оба ответа 2) связана с психологической, педагогической 5) ваш вариант ответа (напишите) коррекцией выделенных «групп риска» Вопрос 9. 3) связана с решением проблем девиантного пове- Кто из классиков социологии выделил типы само- дения с помощью медицинских методов убийств: альтруистическое, фаталистическое, эгоистиче- ское, аномическое? Вопрос 7 1) О.Конт Ресоциализация – это 2) Э.Дюркгейм 1) первичная социализация, направленная 3) Т.Парсонс на усвоение индивидом норм и ценностей, сложившихся в 4) Р.Мертон конкретном обществе, социальной группе; 5) М.Хальбвакс 2) вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями Вопрос 10 его установок, целей, норм и ценностей жизни; Кто впервые дал социологическое объяснение де- виантному поведению? 9 1. Э.Дюркгейм ции, имеющей тенденцию быть сильной и постоянной, по- 2. Р.Мертон этому становящейся невыносимой 3. К.Лемерт 3) правильны оба ответа 4. Э.Гоффман 5. П.Сорокин Вопрос 3 Санкции моральные – Вариант 5 1) меры воздействия, направленные на под- держание этических ценностей общества; Вопрос 1 2) меры воздействия, направленные на пре- Самоубийство аномическое — сечение нежелательного поведения 1) вид самоубийства, в основе которого ле- 3) спонтанные, эмоционально окрашенные жит самопожертвование, которое индивид совершает во имя реакции непосредственного окружения (друзей, соседей, интересов группы; родственников) на поведение индивида, отклоняющегося от 2) вид самоубийства, в основе которого ле- социальных ожиданий жит социальная дезорганизация личности (разрыв социаль- ных связей, чувство одиночества, подавленности) Вопрос 4 3) правильны оба ответа Санкции социальные – 1) меры воздействия, направленные на одобрение обществом или группой желательного поведе- Вопрос 2 ния Самоубийство эгоистическое — 2) меры воздействия социальной 1) вид самоубийства, когда индивидуальное «Я» группы (общности, общества) на поведение индивида, откло- резко противопоставляют себя социальному «Я» и в ущерб няющееся как в позитивном, так и в негативном смысле от этому последнему, т.е. вызывается чрезмерной индивидуали- социальных ожиданий, норм и ценностей зацией – отдалением индивида от общества, перестающего влиять на него регулирующим образом Вопрос 5 2) вид самоубийства, возникающее в результате уси- Социальный статус – это: ленного контроля со стороны группы, избытка регламента- а) степень признания достоинств личности; 10 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *