Сказка да в ней намек

На официальном сайте ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина» используются технологии cookies и их аналоги для качественной работы сайта и хранения пользовательских настроек на устройстве пользователя. Также мы собираем данные с помощью сервисов Google Analytics, Яндекс.Метрика, счётчиков Mail.ru и Спутник для статистики посещений сайта. Нажимая ОК и продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете, что Вы проинформированы и согласны с этим и с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных, даёте своё согласие на обработку Ваших персональных данных. При несогласии просим Вас покинуть сайт и не пользоваться им. Вы можете отключить cookies в настройках Вашего веб-браузера.
The Pushkin Institute’s official website uses cookies to ensure high-quality work and storage of users’ settings on their devices. We also collect some data for site statistics using Google Analytics, Yandex.Metrika, Mail.ru and Sputnik counters. By clicking OK and continuing using our website, you acknowledge you are informed of and agree with that and our Privacy Policy. If you are not agree we kindly ask you to leave our website and not to use it. You may switch off cookies in your browser tools.

ОЙ И ХОРОШО НА ПЕЧИ-ТО!
Сказка быль, а в ней намек, добрым молодцам урок. Да вот только не об Илье Муромце она будет. Жил да был где-то на Руси Иванушка. И не дурачок вовсе, а весьма образованный человек, ценитель русской истории. Сидел он всё себе на печи, да смотрел на экран монитора. Сидел и сидел, да все ждал: когда же это иго то поганое само-собою рухнет?
Был наш Иванушка в том не одинок, с друзьями переписывался, в близких его русскому сердцу чатах, блогах да форумах. Всё одно легче чем в чисто поле выйти иль просто с народом по душам потолковать. Не листовки же ему, Иванушке, раздавать, не иною же нелегальщиною заниматься! Был наш Иванушка одним из самых законопослушных граждан новой Совдепии.
А иной раз он с печи на короткое время слазил. Как наденет на себя офицерскую форму русскую, в боях за веру, за Царя да за Отечество другими прославленную, так на доброго молодца похож, а коли не прищуриваясь издалека глянуть, так и на богатыря святорусского, разве только вот крепости тела да выправки не хватает (чтоб их приобрести преизрядно попотеть надо). С печи значит слазил, да шел с дружками в созданную богоборцем Сталиным «церковь” службу по белым героям отстоять. Памятники тем, кто не на печи сидел, а с игом боролся, ставил, да таблички с адресом своего блога у ранее поставленных оставлял. Это он от большого ума придумал: табличка эта вроде как одновременно и действие практическое, и наглядное подтверждение тому, что Иванушка наш – белый. А коли кто на нее откликнется, если вообще заметит, так с ним и попереписываться не слезая с печи можно. Вот значится «борьба” и продолжается.
С народцем Иванушка наш не разговаривал, брезговал (он ведь к «элитарной группе” относится (НС № 2866, стр. 6)), а потому и народ его чурался. Со студентами да с солдатами таже у него выходила история. Да Иванушка и сам видел что уже не понимают его люди (они ведь действия ждут, а Иванушка, лишь о том речь зайдет, так сразу и на печку лезет – там теплее да уютнее) и потому чувствовал себя как-то непонятно: клоун не клоун, маргинал не маргинал, а всё одно – ни рыба ни мясо, а нечто теплохладное и потому вне своей печи себя не в своей тарелке чувствующее. А оно и понятно! Ведь коли уж с печи слазить, так то разве для торговли белой атрибутикой, панихиды какой или памятничка на отшибе, али чтоб в форме покрасоваться. Так ведь и безопаснее, и сподручнее, и удобнее. И органы не против. А на печи-то как тепло, как приятно!
А где-то в Москве жили-были, не тужили, а сами себя выбирали да назначали президенты из советских активистов и чекистов, добра наживали олигархи, назначенные из захваченного с бою русского Кремля, а в кабинете соответствующего отдела, когда в гражданской одежде, а когда и по форме одетыми, сидели Аркаша, Юра и Феликс. Такие же точно, как и их товарищи, что другие течения да движения курируют. Трудились всем кагалом для сохранения того самого ига. И намолиться они не могли на этого Иванушку, со своими друзьями им особых хлопот не доставляющего, а потому не притесняли его особо, ни со свету не сживали, ни из страны не выживали, а даже помочь готовы были при случае (книжку там издать, дачку выбрать – да мало ли что понадобится такому удобному человеку!).

Вот так они жили да были и годы все шли непрерывною чередою, да народец всё вымирал потихоньку в проклятии клятвопреступления да усугубленном особенностями московской псевдо-патриархии внутреннем неверии. Аркашу, Юру и Феликса, ушедших из своих кабинетов на заслуженный отдых, сменили новые сотрудники. Краска на печке понемногу облупилась, поседевший Иванушка изо всех сил искал коричневое в националистах, мня себя способным что-то возглавить патриотом (для сего опыт нужен, а его иначе как в деле не приобрести), а иго так и оставалось игом. Ой и хорошо на теплой печи-то!
Кому-то обидно стало? Не стоит на зеркало пенять. Коль помогло разглядеть то, от чего избавиться надо чтоб не позориться, так на то оно и зеркало. Дискуссия о практической деятельности нужна, да только вот прежде чем дискутировать (а может и вместо того) стоило бы как раз этою вот деятельностью и заняться. Не ища отговорок, не боясь ошибок (их нет только у бездельников), не чураясь народа и не изобретая новых определений. Ведь то, что порою пишется, просто чудовищно и иначе как поиском путей к бездействию и названо то быть не может.
Вот пример. Дискуссия «Два взгляда на сегодняшнюю активность белых патриотов” (НС № 2886, стр. 6). С каких это пор у русских националистов и русского белого движения разное поле деятельности? Как и где изобрели эту мыслишку?! И Ивана Солоневича, и Ивана Ильина, автора статьи «Белая идея”, это новоизобретение просто поразило бы – полем деятельности была, есть и будет русская земля и русские люди. Где «выкопано” приведенное определение слова маргинал? Откуда почерпнуто определение «элитарная группа”? Из какого именно источника?
Разве Наша Страна как Орган Русской Монархической Мысли не заслуживает ответственного отношения к определениям? Что за обобщающие утверждения нам неоднократно навязываются: «мы не понятны для людей”, «с каждым годом наши идеи все более и более чужды социуму”, «последнюю попытку”? Исходя от участников блога «Белое Дело” они характеризуют именно их и самый этот блог? Если так, то попробуйте жить не в виртуальном мире, а в реальном; попробуйте отказаться от новомодного и уродливого использования ненужных иностранных слов; и, пожалуйста, не обобщайте не думая, не позорьтесь.
Беседуя с русскими людьми разных сословий, в том числе и военными, я имел счастье многократно убедиться в том, что написанное как мною, так и графом Коновницыным, протодиаконом Германом Ивановым-Тринадцатым, отцом Георгием Солдатовым, Николаем Леонидовичем Казанцевым, Георгием Назимовым (чей стиль так напоминает мне рассказы Владимира Даля!), Владимиром Рудинским, Ириной Вербицкой и многими другими авторами, пишущими для НС, простым русским людям понятно и ясно. Более того – в разговоре наедине признается неоспоримою правдою.
Наша Страна была и пока мы живы останется для русских людей тем живым источником, в котором они могут прикоснуться к неизуродованному и понятному русскому языку. Изданием, которое служит нашему народу оставаясь даже и в малом верным Соборной его клятве. Потому-то оно понятно простому народу. Другое дело, что пост-советская власть и те негодяи, что ей так или иначе прислуживают, стараются нашу газету дискредитировать и недопустить до рук простых людей.

Прекрасно знаю, что именно из этого лагеря стоит ждать нападок, но не для них пишу, нет, не для них. Хватит разговоров. Нам пора начинать действовать. А для этого придется отбросить местничество разношерстных организаций и донести до простых людей Нашу Страну. Повсеместно. Выбирая из неё подходящие статьи использовать их для бесед с народом (или же для раздачи). Вот поле для полезной белому делу практической работы. Поле, которое даст щедрые плоды. Поле, на котором, если руководствоваться заветами А.В.Суворова в повседневной жизни, можно приобрести самый полезный опыт.
Хватит лежать на печи, Ильюшеньки, оставьте это Иванушкам-дурачкам. Беритесь за дело. Вы сами удивитесь своей силушке богатырской. Вам ведь еще неведомо сколь многое Вам по силам!Дмитрий Барма,
Австрия, Вена
Написано это довольно давно, но, как видите, полностью актуально и сегодня.

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок», — так сказал великий русский поэт А.С. Пушкин, и его слова более чем правдивы.
Не одно поколение задумывается над тем, какой смысл несут в себе такие простые сказки, как «Курочка Ряба» или «Колобок», «Красная Шапочка» или «Золушка». «Курочку Рябу» нередко трактуют с позиции неразумности стариков, которые не понимают, что выгоднее продать золотое яичко целиком, чем по частям, потому что в своем первоначальном виде — это произведение искусства, чуть ли не Фаберже, тогда как части целого — это просто кусочки драгоценного металла. В «Красной шапочке» вообще видят триллер, боевик или того хуже — ужас, пытаясь доказать, что такие сказки писать для детей неразумно. И мы, обычные читатели, чаще соглашаемся с рассуждениями дилетантов, не зная глубинной сути, заложенной в произведении.
Чем не жанр ужасов, когда маньяк-волк жестоко расправляется со старой беспомощной женщиной и маленькой девочкой, проглатывая их? Чем не боевик, когда блюстители правопорядка — дровосеки с топорами — набрасываются на маньяка-убийцу? И чем не фантастика, когда на «глазах» изумлённого читателя происходит поистине фантастическое действие: топором распарывается живот преступника, а оттуда, «живые и невредимые», появляются жертвы? Но на самом деле эти и многие другие сказки не несут тот смысл, который мы, по невежеству своему, в него вкладываем.
О чём же они?
Я долго думала над этими сказками и нашла ответ ни в критических статьях, а в книгах по астрономии. Он до банальный прост. Такие сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Золушка», «Двенадцать месяцев» и т.д., оказываются, имеют астрономическое значение. Древние, придумавшие такие сказки, были не так глупы, как мы о них думаем, а может быть, и в чём-то умнее нас. По крайней мере, возвести нечто подобное египетским пирамидам нам, обладателя высочайшего технического прогресса, до сих пор не удалось, а детские сказки, написанные современными писателями, примитивнее, чем у наших предков. В сказках нашего времени сюжет основан на быте, в сказках прошлого — на космологических познаниях. Давайте посмотрим на знакомые нам сказки под углом астрономии и убедимся сами — в их нет тривиальности.
Возьмём, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и посмотрим на главную героиню не как на маленькую девочку, которой мама подарила красную шапочку и отправила к бабушке через лес, где рыщет голодный и хитрый волк, а как на солнце, наше дневное светило, которое утром появляется на небе и целый день шествует по небосводу, пока тьма не поглотит его. От этого и будем «плясать».
Солнце в этой сказке явлено в образе маленькой девочки, а маленькой потому, что утреннее солнце действительно похоже на ребёнка. Красная шапочка и красно солнышко близки по значению. Матерью, как всем известно, называют природу. В народе так и говорят — мать-природа. Бабушка — это старое, заходящее солнце. Путь девочки от своего дома к дому бабушки — это ежедневное путешествие дневного светила по небу.
Вечером солнце исчезает с небосвода и не появляется до самого утра. Ночь — это волк. Волк в сказке проглатывает и бабушку, и внучку, ведь солнце вечером поглощает тьма. Брюхо волка — это тьма, распоротое брюхо — рассвет. Утро — это дровосеки. Они распарывают брюхо волку, и оттуда выходят «живые и невредимые» бабушка и Красная Шапочка. Девочка возвращается домой, к маме, то есть туда, откуда должна начать свой новый поход по лесу (небу), чтобы снова пойти к бабушке, то есть вечернему солнцу. Корзинка с пирожками, которую Красная Шапочка несла своей бабушке, — это благость, которую несёт солнце каждый день.
Вот и весь шифр. Стоит только задуматься и приложить этот золотой ключик к волшебный двери сказки, как всё станет ясным и понятным. В сказке «Красная Шапочка» описан дневной путь солнца. Таким «замысловатым» образом древние шифровали свои знания и передавали их в виде аллегорий в сказках, мифах и легендах.
Обратимся к другой сказке — «Курочке Рябе», более наивной, как нам покажется, и несколько непонятной в силу странного и, по нашему мнению, неразумного поведения стариков. Но, прежде чем приступить к её интерпретации, нам нужно вспомнить ещё один астрономический факт — смену времён года. Даже школьнику, не говоря уже о людях взрослых известно, что ось нашей планеты несколько наклонена. В силу этого ее вращение напоминает вращение волчка. А так как она еще и движется вокруг Солнца по вытянутой орбите, то летом солнца много, а зимой мало. Происходит это потому, что летом дневное светило поднимается высоко над горизонтом, поэтому дни становятся длиннее и тепла больше. Зимой дневное светило движется низко над землёй, в следствие этого дни укорачиваются, а ночи, наоборот, удлиняются, и становится холодно. Об этом сказка про золотое яичко-солнце.
В сказке «Курочка Ряба» солнце выступает в роли золотого яичка, которое снесла курочка. Курочка Ряба в этом случае олицетворяет природу, рождающую всё; старик и старуха — род человеческий. Ему — миллионы лет, поэтому и изображён он в образе старых людей. По сказке дед и баба пытаются разбить яйцо. Бить золотое яйцо — значит трудиться под (над) солнцем. С ранней весны и до поздней осени трудятся люди на земле с утра до ночи, чтобы добыть себе пропитание. Так было миллионы лет назад, так есть сейчас, так будет и в будущем, и изменить это явление невозможно, потому что в этом смысл жизни.
Весеннее солнце катится по небосводу как золотое яичко, день ото дня набирая силу и поднимаясь на небе всё выше и выше. Летом оно более щедрое и дарует людям золото своего волшебного света. Люди рады солнцу и, как муравьи, копошатся на земле, взращивая хлеб и плоды. И вот наступает день, который делает солнце другим: оно уже не поднимается так высоко и не имеет той силы, что раньше. Солнце всё ниже и ниже клонится к земле и становится всё слабее и слабее. И тогда наступает день, когда дневное светило так низко стоит над землёй, что, образно говоря, даже мышка может задеть его хвостом. Происходит это в день зимнего солнцестояния, который приходится на 22 декабря. Солнце умирает, как разбивается яйцо в сказке, извещая о конце своего царствования на небе и уходе в мир иной. Зимой солнце мертво, оно светит, но не греет. Тусклое светило, словно тень, ходит по небу, не принося пользы.
Конечно же, люди печалятся в это время. Грядёт зима, скупая да морозная, и нужно прожить до весны, да так, чтобы и на пропитание хватило, и на посадку осталось. Но природа-мать не может не утешить своих детей — род человеческий — и говорит она им: «Не плачьте, всё пройдёт, и снова народится молодое солнце, вырастет и станет сильным, вы снова выйдете на поля и будете «биться за урожай”».
22 марта, в день весеннего равноденствия, дни станут заметно удлиняться, и мир будет как бы «прогреваться», готовясь к переменам. Курочка-природа снесёт новое яичко-солнце, и всё начнётся сначала.
«Курочка Ряба» — рассказ о состоянии солнца в летний и зимний период: летнее солнце — это золотое яичко, зимнее — разбитое яйцо.
Сказка «Золушка» раскрывает перед нами тот же астрономический аспект: смену времён года, но уводит нас в иной сказочный мир — романтическую иллюзию. Эта сказка о том, как бедная замарашка превращается в принцессу.
Золушка — это зимнее солнце, а мачеха — лютая зима. Зимой солнцу не пробиться сквозь чёрные тучи — злость мачехи. И как ни старается, как ни пытается прорваться сквозь мрак и толщу тяжёлых снежных туч, оно не может показаться во всей своей красе и силе. А мачеха лютует и дает падчерице то одну работу, то другую. Но ничто не пугает бедную девушку, терпению её нет предела, а старанию нет конца. Сделает Золушка что-то, и будто засияет всё вокруг, но нахмурится мачеха и затмит сияние. Так и живут они: одна со свету сживает, другая всячески выжить пытается, да ещё и угодить злой женщине. Это очень напоминает борьбу солнечных зимних дней с пасмурными. Но не бесконечно так продолжается. Наступает час, когда всё в жизни меняется.
В сказке это бал, бал лета. Мачеха не желает брать на него свою приёмную дочь, что вполне понятно, потому что она, то есть зима, хочет пристроить своих дочерей, предположим — метель и вьюгу, чтобы при помощи них влиять на «политику» королевства (природу). Золушка страдает, попав во власть злых интриг. Но в природе всё закономерно, и как добро побеждает зло, так и лето побеждает зиму. Неожиданно появляется фея — закон природы, — которая не позволит, чтобы кто-то вмешивался в сферу её деятельности и пытался изменить правила, созданные ею. Ничто не сможет приостановить смену времён года, кто бы и что бы ни стремились приложить к этому руку.
Фея присылает птиц, призванных помочь девушке перебрать смешанные зёрна. Птицы всегда являлись провозвестниками весны. Весенний дождь, который должен был вымыть окна и двери, не только омывает землю, но и всё обновляет. Он тоже выполняет трудную работу. Превращаясь из снежинок в тёплые капли, дождь размывает снег, омывает деревья; он очищает всё, делая светлым и праздничным. Но ни птицы, ни дождь не приносят нового «наряда» солнцу, эту прерогативу имеет только природа, которая выступает в этой сказке в образе феи. Золушка (зимнее солнце) не имеет соответствующего убранства, без которого не пустят на бал, а значит, не начнётся весна.
Старое одеяние девушки Фея превращает в золотой наряд; весеннее солнце ярче зимнего, его преображение явно, как изменённый облачение замарашки. Но чтобы попасть на бал, кроме платья, нужна ещё и карета. И это не составляет труда для феи: появляется карета, запряжённая шестёркой лошадей. Солнцу на балу лета быть ровно шесть месяцев. Через полгода оно снова станет зимним, тусклым светилом, а следовательно, и девушка из принцессы превратится в замарашку, какой была. Ей придётся вернуться в дом своей мачехи-зимы и, как прежде, выполнять чёрную работу. Злая мачеха снова будет хмуриться и злиться. Но ничто не вечно. В девушку-солнце должен влюбиться принц-лето, который будет искать прекрасную незнакомку, что вполне понятно, ведь лето выводит солнце на небесную орбиту, где оно будет царствовать шесть летних месяцев.
Сказочник, призванный заложить в сюжет закон природы, не мог дать другую судьбу девушке, как бы он не симпатизировал ей, потому что закон небес неизменен: одно время года сменяет другое, и как не бывает вечной зимы, так не бывает и вечного лета, на смену одной поре непременно приходит другая. Поэтому всё должно идти своим чередом. Но то, что служанку принц, благодаря своей власти, выводит в высший свет, — это хорошо видно в сказке.
Бал во дворце-природе, на котором неизвестная принцесса-солнце познакомилась с принцем-летом, закончился. Незаметно пролетели шесть месяцев летнего тепла. Полгода принц искал прекрасную принцессу, полгода бедная девушка жила в доме своей мачехи и работала на неё. Только всему плохому когда-то приходит конец. Принц нашёл свою принцессу по туфельке — опознавательному знаку. Фея помогла замарашке преобразиться. Принц женился на красавице. Он стал королём, а Золушка — королевой. Так снова стало править лето, которое сменило зиму.
«Золушка» — это сказка о смене времён года, а «Двенадцать месяцев» — сказка о законах природы, которые человек не в силах изменить.
Сюжет этой сказки прост: одна вдова приютила в своём доме сиротку, но не из добрых побуждений, а из желания иметь в доме прислугу. Падчерицу она заставляла выполнять самую тяжёлую работу, которую родной дочери не поручила бы. Но кроткий нрав девочки-сиротки помогал ей преодолеть все трудности. Дочь вдовы ненавидела свою сводную сестру, видя в ней соперницу. Девочка-сирота действительно была очень красива и пригожа, а с каждым днём она становилась ещё лучше и краше.
А что может быть краше солнца? Нет ничего на свете лучше чудотворного светила.
Решили мать (зима) и дочь (метель) сжить сироту (солнце) со света. Они морили её голодом, не позволяли ей спать, давали работу одну труднее другой. Но ничего не помогало: сирота расцветала и превращалась в красавицу. Тогда придумали мать и дочь такое, что наверняка погубило бы бедную девушку: послать её в морозную зимнюю ночь в лес за фиалками, которые, как известно, цветут только весной.
Но судьба-природа оказалась благосклонной к несчастной девушке и привела её к костру, вокруг которого собрались сразу двенадцать братьев-месяцев. Узнав причину столь необычного появления девушки в лесу, Январь уступил место Марту. И свершилось чудо: расцвели среди зимы фиалки, с которыми падчерица и вернулась домой.
Мать и дочь удивились не столько благополучному возвращению девушки, сколько фиалкам, которые она, несмотря ни на что, принесла. Недолго думая, они вытолкнули сироту из дома и приказали принести земляники. И снова судьба-природа улыбнулась девушке, Январь уступил место Июню, и падчерица вернулась домой с корзинкой земляники.
Но не радость, а ещё большую злость вызвало у мачехи и её дочери возвращение сироты. Последовал новый приказ: принести яблок. И в этот раз судьба смилостивилась над бедной девушкой и снова привела её к костру братьев-месяцев. Ещё больше удивились братья, потому что зима — не время для яблок — до осени ещё девять месяцев. Но спорить было не с кем, и старший брат передал свой посох Сентябрю. И вновь свершилось чудо: в одно мгновение лопнули почки на дереве, распустились листья, расцвели цветы и поспели румяные яблоки.
Когда девушка вернулась домой, мать и дочь так изумились, что, не раздумывая, бросились в лес собирать цветы, малину и яблоки, а заодно и всё то, чего не приметила ненавистная им падчерица. Но зло добра не порождает; по сказке и мать и дочь из лесу больше не вернулись, что означало исчезновение зимы со сцены года. Читателю остаётся понять, что желание людей не сможет нарушить естество природы, не сможет изменить её закон.
Власть природы сильнее прихоти человека. Безрассудство может быть опасно для жизни самих же людей. Если человек захочет повернуть закон природы вспять, то она может «отомстить» ему. Человек только считает себя царём природы, на самом деле он слаб перед её силами.
Сиротка в этой сказке, как и в предыдущей, есть зимнее солнце, и обручение её с Мартом, которое состоялось в конце сказки, означает возрождение красоты и силы солнца. Происходит это в день весеннего равноденствия, которое имеет место 22 марта. В природе всё разумно и красиво, и в жизни людей должно быть, как в природе.
Сказка «Колобок» тоже имеет астрономическое значение. В роли солнца здесь выступает колобок, а в роли всерождающей природы — баба. Испекла баба колобок, что означает породила природа весеннее солнце, а он возьми и укатись, то есть покатилось солнце по небу, но путь его в данной сказке указан не дневной, а полугодичный. Катится-катится колобок — а навстречу ему заяц.
На небе есть созвездие Зайца. Оно находится рядом с созвездием Ориона, как раз под ногами этого величественного охотника. По сказке заяц пожелал съесть колобка, о чём и объявил ему. Но созвездие Зайца не опасно для дневного светила, а потому покатилось оно дальше, благополучно миновав это созвездие.
Катится солнце дальше по летнему небу, пока на пути его не встретится созвездие Волка. Созвездие Волка находится возле созвездия Центавра. Волк так же, как и заяц, угрожает колобку расправой, но по сказке последний уходит от этого зверя, а солнце благополучно минует это созвездие на небе.
Следующим повстречалось солнцу созвездие Медведя. Это может быть созвездие Большой Медведицы и созвездие Малой Медведицы. Но и эти созвездия ничего не могут изменить в путешествии дневного светила по небу. А следовательно, солнце проходит и эти созвездия.
Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса. Созвездие Лисы находится под созвездием Лебедя. Лиса при виде румяного колобка тоже решила полакомиться им. Колобку не удалось уйти от лисы, и он оказался съеденным ею.
Так заканчивается сказка, так заканчивается триумфальное шествие дневного светила по небу. В день июньского солнцестояния (22 июня) дни становятся короче, потому что солнце с каждым днём появляется на небосводе всё ниже и ниже. В этот день оно пересекает на небе созвездие Лисы или тёмное пятно с таким же названием, которое находится на Млечном Пути. Лиса как бы съедает Солнце, укорачивая его пребывание на небе.
Скандинавский эпос о великаншах Фенье и Менье, вращающих волшебную мельницу тоже затрагивает астрономический аспект. По сказке у короля Фроди среди сокровищ имелось нечто бесценное: гигантская мельница, состоящая из двух огромных жерновов, которые обладали волшебной силой. Однажды кузен-король подарил ему двух великанш по имени Фенья и Менья. Фроди приказал рабыням молоть на мельнице, и из-под жерновов стали выходить мир, процветание, хорошая погода и неограниченное богатство. Когда великанши устали, они стали просить дать им отдых, но король отказывал в их просьбе. Изнеможенные рабыни повернули жернов в другую сторону и из-под камней стали выходить чума, болезни, конфликты и распри.
Обессиленное королевство стало добычей короля Майзингера, который в качестве одного их многочисленных трофеев взял волшебную мельницу с великаншами. Он погрузил добычу на корабль и приказал теперь уже своим рабыням молоть соль, так как недостаток соли в его королевстве грозил голодом, потому что в теплое время протухали мясо и рыба. Когда соли стало больше, чем требовалось, рабыни попросили отдых у своего нового хозяина, но и новый хозяин, обуреваемый жадностью, отказал великаншам. Тогда они стали вращать мельницу с такой сумасшедшей скоростью, что ее «опоры, хоть и укрепленные железом, резко разлетелись на куски». От этого корабль затонул, вместе с ним пошли ко дну мельница и великанши. Так как они не получили приказа прекратить работу, то продолжают крутить жернова и до сих пор. Скандинавская сказка гласит о том, что эта мельница работает и поныне, поэтому воды всех морей такие соленые.
Эта аллегория символизирует прецессию равноденствий. Ось и железные опоры мельницы при этом обозначают систему координат небесной сферы и образуют раму, каркас мировой эпохи. Полярные оси и колюры образуют некое невидимое целое. При смещении одной детали вся система переходит в новое состояние. Когда это случается, на смену старому аппарату приходит новая Полярная Звезда с соответствующими колюрами.
Когда становится ясной система космической мельницы, то сказочная аллегория делается понятной. Здесь возникает образ структуры (основы) мировой эпохи — того самого небесного механизма, который функционирует 2160 лет, когда Солнце встает в одних и тех же четырех ключевых точках, как сейчас в дни весеннего и осеннего равноденствия — в созвездиях Рыб и Девы, в дни летнее и зимнее солнцестояния — в созвездиях Стрельца и Близнецов), а затем медленно переходит к новым четырем созвездиям-координатам на следующие 2160 лет. В результате прецессии равноденствий в не столь далеком будущем весенняя точка переместится из Рыб в Водолея. При этом остальные три характерные точки тоже переместятся (из Девы, Близнецов и Стрельца в Льва, Тельца и Скорпиона), как будто в гигантском небесном механизме переключится передача.
Сказки существуют, но уже никто не знает, о каких тайнах они пытаются поведать. В главных персонажах читатели видят только зверей или людей и понимают только то, что в этих чудесных рассказах добро всегда побеждает зло. А хотелось бы, чтобы люди могли видеть в сказочных историях и то, что в них было изначально заложено.
Шекспировский Гамлет, являющийся орудием Судьбы, который, выполнив свою миссию, должен сойти со сцены жизни, есть тоже закон астрономической прецессии. Но это уже сказка не для детей, а для взрослых.
Выходит, прав был Пушкин: сказка — не совсем то, о чем в ней написано. Выходит, что сказка — ложь, но «в ней намёк», что означает — каждая или почти каждая сказка имеет ключ к разгадке каких-то явлений, в данном случае — явлений природы. А для нас, для современных людей, в этом немалый урок, который мы должны из этого извлечь. Постигая малое — постигнем большое. Этому мы должны учиться сами и учить детей.

Владимир Билык | 31 января 2016 Юношеская газета

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!

В первый день нового 2016 года открыл свои сказочные двери ледяной городок «Беловодье», подаренный жителям Омска уже в третий раз руководством радиозавода им. Попова. В этом году основными темами Беловодья стал исторический Омск и басни.

Для того, чтобы попасть в другую реальность, нужен портал. В сказках таким порталом всегда служит лес, мост или Дерево-великан. Вот и в самом сердце Беловодья таким своеобразным порталом высится Чудо-дерево. Уверяют, что любое желание исполнится, стоит только прикоснуться к дереву и подумать о чем-то хорошем. А вечером каждый листик, каждая веточка святится изнутри, и кажется, что все дерево подернуто легким инеем.

Вот мы и в сказочном зимнем городе. Впереди указатель. А тут уже сам выбираешь — в какую сторону идти. Хочешь в сказку, а хочешь в несбывшиеся мечты настоящего Омска. Метро. Аэропорт «Федоровка». Тонким юмором отметили организаторы Беловодья долгожданные и нереализованные до сих пор проекты.

Горожане оценили юмор и с удовольствием катаются в вагончиках метро. Пускай всего одна станция, но мы можем полюбоваться персонажами известных басен и сказок: мартышками, белками, зайцами, лисицами. И это неспроста! Ведь омское метро – это и есть самая настоящая басня!

Вокруг царит атмосфера настоящего зимнего праздника и народных гуляний. Веселые скоморохи обязательно вовлекут в «игру-городки» или «скакалочки». Наравне с ребятней, игрой увлечены и взрослые. Играть не хотите? Можно заняться и фитнесом с Бабой-Ягой. Она в этом толк знает! А иначе как бы до таких лет дожила и так прекрасно сохранилась.

Пожалуй, самое увлекательное зрелище — «Медвежья забава». Можно силушкой богатырской померяться, крепость Омскую приступом взять. Но все битвы заканчиваются, как и положено в сказке, – добро побеждает! Устали? Теперь самое время и сказку послушать. Самое атмосферное место Беловодья – костер. Так и кажется, что именно здесь, когда все уйдут, одновременно встретятся 12 месяцев и будут сказки рассказывать.

А сейчас, когда вокруг радостный смех и веселье, можно купить сладкого чая с лимоном и свою историю рассказать. Или, попивая согревающий чай, услышать чужую и заразиться атмосферой настоящей русской зимы!

Площадь, на которой растянулся ледяной город, огромная и везде радостный детский смех, он заражает! Нипочем ребятне 30-ти градусный сибирский мороз! А замерз? Так и погреться можно! Кругом раскинулись настоящие торговые ряды с чаем и блинами, и прочими вкусностями.

А если варежку потерял? Так тебе опять ко входу идти. Там, на зеленой елочке, заботливо поставленной сказочным электромастером Владимиром Червяковым, можно пропажу свою поискать. Непременно отыщешь!

Закончились все программы — вот тогда и наступает настоящая сказка. Вспыхивает удивительный город разноцветными огнями, но долго еще будут продолжаться гулянья, потому что приходят сюда большими компаниями, и всем здесь хорошо и радостно!

Но пришла пора прощаться с Беловодьем. Уходя, посмотришь на сказочную страну с моста, восхитишься творением скульпторов-мастеров, которые настоящую сказку создали. » И я там был. Мед, пиво пил! По усам текло, а в рот – не попало!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *