Тесты для родителей

Опросник для родителей

«Основа отношения отца и матери к ребенку»

Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, поставьте себе 1 балл, если нет – 0 баллов.

1.Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.

2. Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а фантазирует.

3.Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

4.Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.

5.Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.

6.Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.

7.Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

8.У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

9.Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.

10.Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.

11.В детстве всем необходимы занятия спортом.

12.За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.

13.Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

14.Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.

Итоги:

15-20 баллов

Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.

Мать: Вы очень любите своего ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен решать проблемы самостоятельно.

8-14 баллов

Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.

Мать: Ребенку необходимо больше эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов

Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения

Анкета для родителей

«Ваша воспитательная система»

По результатам ответов на эту анкету можно определить, правильно ли выбран принцип воспитания детей

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2.Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11.Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

13.Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

А – могу и всегда так поступаю – 3 балла.

Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.

В – не могу – 1 балл.

От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Тecm

«Взамоотношения в семье»

Этот тест, рассчитанный на детей дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет выяснить, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье.

Вы, конечно же, любите своего малыша, заботитесь о нем, но уверены ли вы, что он чувствует себя дома достаточно комфортно? Догадываетесь ли вы, что его беспокоит, огорчает, пугает? Счастлив он или ощущает себя несчастным? Проведите с ним такой тест: дайте задание нарисовать всю семью (маму, папу, братьев и сестер, бабушку, дедушку и т. д.). Когда рисунок будет готов, проанализируйте его.

Если нарисованы люди, которые просто стоят, значит, ваш ребенок рассудителен и рационален. Если же люди изображены занимающимися каким-либо делом (читают, играют, едят, смотрят телевизор), значит, малыш очень эмоционален и впечатлителен.

Психологи утверждают, что первыми дети обычно изображают тех, кого больше всего любят. Все детали этого изображения они обычно прорисовывают очень тщательно. Тех, кого малыш недолюбливает, он может нарисовать несколько небрежно и немного в стороне от остальных людей.

Если несколько членов семьи нарисованы близко друг к другу, значит, в понимании ребенка они и в самом деле близки. Так могут быть изображены родители или бабушка и дедушка. Если же фигуры родственников на картинке удалены друг от друга, вероятно, между ними и в жизни есть дистанция, и ребенок это заметил. Хотя возможен и другой вариант: например, папы целый день нет дома, он много работает, поэтому ребенок нарисовал его на расстоянии от мамы.

Бывает, что ребенок изображает себя выразительно, яркими красками, прорисовывая все детали внешности и одежды, в то время как родители нарисованы скупо и схематично. Это может свидетельствовать о его эгоистичности, сформированной в результате того, что родители ставят его на первое место, ущемляя себя.

Случается и обратное: родители изображены тщательно, а себя малыш рисует схематично, в его автопортрете отсутствуют детали. Это означает неуверенность ребенка, его покладистость и послушание. Конечно, маму и папу это скорее всего устраивает, но когда ребенок подрастет, он может подпасть под чужое влияние, и никакой гарантии того, что влияние это будет положительным, нет.

Если единственный в семье ребенок изображает себя в окружении других детей (соседских, двоюродных братьев и сестер), значит, он чувствует себя одиноким, ему не хватает общения со сверстниками, даже если он ходит в детский сад или школу.

Если семья неполная (родители в разводе), но ребенок изображает их вместе, это говорит о его страстном желании иметь рядом обоих родителей. В таком случае тому родителю, который живет с ребенком, следует позаботиться о том, чтобы малыш чаще общался с другим родителем. Если же ребенок рисует только того родителя, с которым живет, значит, он сумел приспособиться к ситуации.

Иногда дети рисуют фигуру кого-то из родственников очень большой по сравнению с фигурами остальных членов семьи, и это означает, что малыш считает данного человека агрессивным, возможно даже жестоким, оказывающим сильное давление на домочадцев. Так же можно расшифровать и изображение человека красного цвета или с очень большими руками.

Если персонаж на картинке нарисован с какими-то вещами в руках, это говорит о том, что ребенок воспринимает данного члена семьи как человека доброго, неспособного на строгость.

О том, что малыш не чувствует себя в семье уверенно и уютно, говорит такая деталь, как линия под ногами нарисованных людей. Возможно, родители чрезмерно строги с ним, предъявляют к нему завышенные требования, а он не может им соответствовать.

Насторожить родителей должен рисунок, на котором ребенок изобразил себя в отдалении от остальных членов семьи. Вероятно, он ощущает себя одиноким. Если родственники изображены просто стоящими или сидящими без дела, а себя малыш рисует занятым чтением или делающим уроки, это может означать, что маленький художник мечтает о свободе, о том, чтобы заниматься тем, что нравится ему, а не родителям.

Если ребенок изобразил себя отделенным от других членов семьи (например, поместил себя в круг, квадрат, треугольник), значит, он хотел бы чувствовать себя более защищенным.

Рисунок с тучами или облаками на небе сигнализирует родителям: их ребенок ощущает тревогу, опасность, которая угрожает его семье. Такой опасностью могут быть частые ссоры и скандалы в семье, свидетельствующие о надвигающемся разводе. Малыш может изображать облака и в том случае, когда родители относятся к нему с чрезмерной суровостью, наказывают даже за самые незначительные проступки. Он находится в тревожном напряжении, боится разгневать родителей. Это не значит, что он страшится именно физических наказаний, страх может вызывать резкая критика, порицания, лишение детских радостей.

Если фигуры членов семьи схематичны или не полностью прорисованы, это может быть свидетельством плохого настроения маленького художника. Возможно, он чем-то расстроен, напуган или же его оторвали от любимого занятия и заставили рисовать. В таком случае не стоит проводить анализ его рисунка, лучше отложить тестирование на другое время.

Тecm «Какой вы воспитатель?»

Разбираетесь ли в особенностях психики и способностях детей? Протестируйте себя.

Данный тест, разработанный французским психологом, одновременно является отличным упражнением, которое позволит родителям и педагогам лучше разобраться в вопросах воспитания мальчиков и девочек.

Прочитайте утверждения и, если вы согласны с ними, дайте ответ «да». Если у вас на этот счет иное мнение, отвечайте словом «нет».

1. Девочки более послушные, нежели мальчики.

2. Девочки относятся к природе гораздо лучше и бережливее, чем мальчики.

3. Мальчики способны быстрее оценить сложное положение, мыслят они более логично.

4. Мальчики обычно ощущают большее желание отличиться.

5. Мальчики более одарены в математике.

6. Девочки чувствительнее к атмосфере, в которой живут, они тяжелее переносят боль и страдания.

7. Девочки лучше, чем мальчики, умеют выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек – слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки общительнее и предпочитают большую компанию, а не узкий круг друзей.

13. Девочки ласковее мальчиков.

14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15. Мальчики предприимчивее.

16. Девочки трусливее.

17. У девочек чаще бывает комплекс неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам важнее продемонстрировать свои способности.

20. Мальчики имеют больше склонности к творческой работе, зато девочки лучше справляются с рутинным, монотонным трудом.

А теперь сверьте свои ответы с ключом

1. И в самом деле, в раннем детстве девочки послушнее мальчиков.

2. Никем не установлено, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о растениях, больных и слабых животных. Разве что в возрасте 6—9 лет.

3. На самом деле это не так. Девочки способны решать сложные задачи (проблемы) ничуть не хуже мальчиков.

4. Неверно. До 10—12 лет девочки развиваются быстрее мальчиков и потому иногда стараются выделиться, отличиться от своих сверстников. В дальнейшем девочки более целенаправленны и больше, нежели мальчики, думают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены в равной мере, хотя и считается, что в математике последние проявляют себя лучше. Поэтому-то взрослые чаще ориентируют на точные науки именно мальчиков. Как только этот предрассудок исчезнет, никто не будет замечать большой разницы.

6. Неверно. Мальчики легче поддаются влиянию среды, они сильнее переживают, например, разлуку с родителями. Мальчики чувствительны к боли и страданию, однако их с раннего детства учат не показывать этого, не плакать, поэтому они только внешне делают вид, что им не больно.

7. До 10—13 лет разница незначительна, но в дальнейшем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более ясно и четко, чем мальчики.

8. С помощью исследований ученые доказали, что эти способности у мальчиков и девочек совершенно одинаково развиты. Если и существует разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы практически нет, затем мальчики действительно лучше девочек ориентируются в пространстве. С годами эта разница усиливается. Конечно, бывают и исключения, но они только подтверждают правила.

10. Мальчики становятся агрессивными уже в самом раннем возрасте, в 2—3 года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не выявлена разница в активности мальчиков и девочек. Но в детские годы мальчики проявляют свою активность более шумно и зримо, например когда дерутся. Девочки не такие шумные, однако не менее целенаправленные.

12. Неверно. Девочки с раннего детства предпочитают компанию одной-двух подруг, а вот мальчикам по душе большие группы сверстников. Эта склонность сохраняется и в дальнейшем. Поэтому-то мальчики чаще прибегают к коллективным играм.

13. До определенного возраста разницы между мальчиками и девочками нет, в определенный период мальчики требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики больше подвержены чужому влиянию, мнение компании имеет для них огромное значение, об этом нужно помнить тем, кто воспитывает сыновей. А вот девочки чаще всего придерживаются собственного мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет отличий. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам, быть может сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимущества, все зависит от личности. Соперничать, мериться силами друг с другом могут как мальчики, так и девочки.

19. Неверно. Мальчики легче подчиняются сильным личностям, компаниям сверстником. Девочки более самоуверенны и стараются настоять на своем.

20. Неверно. В этом между мальчиками и девочками нет разницы, все зависит от индивидуальности и наличия творческих способностей.

Тecm

«Темперамент вашего ребенка»

Внимательно понаблюдайте за своим ребенком, а потом ответьте на вопросы этого теста. Будьте честны, не пытайтесь приукрасить поведение сына или дочери. Отвечайте так, как есть на самом деле, а не так, как вам хотелось бы. Узнав темперамент ребенка, вы сможете понять его характер, что позволит вам в дальнейшем избежать конфликтов и недоразумений.

На вопросы отвечайте словами «да» или «нет».

1. Ваш ребенок очень интересуется различными играми?

2. Ваш ребенок импульсивен?

3. Случается ли, что настроение ребенка резко меняется от хорошего к плохому и наоборот?

4. Старается ли ребенок получить незаслуженную похвалу?

5. Любит ли он общаться с новыми, незнакомыми людьми?

6. Часто ли он требует, чтобы ему немедленно что-то купили?

7. Случалось ли вам замечать, что он грустен, подавлен, хотя никаких причин к этому нет?

8. Часто ли он проявляет свою жадность?

9. Он аккуратен?

10. Считаете ли вы своего ребенка очень жизнерадостным?

11. Ваш ребенок сильно огорчается, когда другие люди (родственники, друзья, герои книги или фильма) страдают?

12. Он очень переживает, если у него что-то не получается?

13. Всегда ли он сдерживает свои обещания?

14. Он боится высоты?

15. Комфортно ли ребенок чувствует себя в большой компании?

16. Ваш ребенок раздражителен?

17. Имеет ли он привычку перекладывать свою вину на других людей?

18. Любит ли он новые знакомства?

19. Ваш ребенок доверчив?

20. Он легко обижается?

21. Есть ли у него плохие привычки?

22. Ему нравится быть на вторых ролях?

23. Не пытается ли он совершать рискованные поступки?

24. Быстро ли ему надоедают одни и те же игры и занятия?

25. Берет ли он чужие вещи без разрешения?

26. Ему нравится ходить к кому-нибудь в гости?

27. Случалось ли ему обижать своих близких и друзей?

28. Часто ли он ощущает себя виноватым?

29. Способен ли он говорить на темы, которые плохо знает? Например, может ли он ответить урок, если не читал учебник?

30. Часто ли он отказывается от игр с друзьями ради того, чтобы побыть в одиночестве и почитать книгу?

31. Часто ли у него случаются конфликты со сверстниками?

32. Считаете ли вы своего ребенка нервным, ранимым?

33. Извиняется ли ваш ребенок за свои проступки?

34. У вашего ребенка много друзей?

35. Вы когда-нибудь замечали, что ваш ребенок высмеивает своих друзей или устраивает им злые розыгрыши?

36. Считаете ли вы своего ребенка беспокойным?

37. Ваш ребенок послушен (всегда ли он сразу выполняет то, что ему велят)?

38. Можете ли вы назвать своего ребенка беззаботным?

39. У вашего ребенка хорошие манеры?

40. Часто ли ваш ребенок тревожится за близких, опасается ли он, что с ними может произойти что-нибудь плохое?

41. Брал ли ваш ребенок когда-нибудь чужую вещь, а потом ломал ее?

42. Ваш ребенок первым проявляет инициативу в знакомстве со своими сверстниками?

43. Ваш ребенок выражает сочувствие, когда кто-то рассказывает ему о своих проблемах?

44. Часто ли он расстраивается и обижается?

45. Если поблизости нет урны, может ли ваш ребенок бросить обертку от мороженого прямо на тротуар?

46. Находясь в компании, ваш ребенок в основном молчит?

47. Сильно ли ребенок привязан к родителям?

48. Имеет ли он привычку жалеть себя?

49. Он часто хвастается?

50. Ваш ребенок бывает лидером в компаниях?

51. Его трудно назвать осторожным?

52. Случалось ли вашему ребенку выражать беспокойство по поводу своего здоровья?

53. Ваш ребенок часто говорит плохо о своих друзьях или одноклассниках?

54. Вашему ребенку нравится пересказывать веселые истории, которые он прочитал или услышал от других?

55. Ваш ребенок ест все, что ему предлагают?

56. Часто ли у него бывает плохое настроение?

57. Часто ли он дерзит взрослым?

58. Ему нравится общаться с большим количеством людей?

59. Переживает ли он, что сделал ошибку в контрольной работе?

60. Случаются ли у него бессонницы?

61. Всегда ли он моет руки перед едой?

62. Всегда ли он может ответить на вопрос без долгих раздумий?

63. Ваш ребенок старается не опаздывать?

64. Часто ли он ощущает себя очень усталым без особых причин?

65. Способен ли он действовать быстро и активно?

66. Разговорчив ли он?

67. Он никогда не обижается на свою мать?

68. Часто ли ему бывает скучно?

69. Имеет ли он особенность использовать чужие ошибки в своих целях?

70. Всегда ли он успевает выполнить все запланированные дела?

71. Существуют ли люди, с которыми ваш ребенок принципиально старается не общаться?

72. Переживает ли он по поводу своей внешности?

73. Всегда ли он вежлив?

74. Задумывается ли он о своем будущем?

75. У него когда-нибудь возникало желание умереть?

76. Мечтает ли он стать богатым?

77. Нравится ли ему быть в центре внимания?

78. Пытается ли он сдерживать грубость, хотя это дается ему нелегко?

79. Если над ним посмеялись, он долго переживает?

80. Настаивает ли он, чтобы окружающие поступали так, как ему хочется ему?

81. Он часто опаздывает?

82. Случалось ли ему говорить то, что было неприятно для другого человека?

83. Беспокоит ли вас нервозность вашего ребенка?

84. Ваш ребенок избегает общения с язвительными людьми?

85. Часто ли он теряет друзей?

86. Приносит ли ему страдания одиночество?

87. Ваш ребенок всегда старается довести начатое дело до конца?

88. Он любить дразнить животных?

89. Он болезненно воспринимает замечания в свой адрес?

90. Любит ли он приключения?

91. Он считает, что можно опаздывать на уроки?

92. Ему нравится, когда окружающие интересуются им?

93. Считают ли сверстники его жестоким?

94. Случаются ли у него резкие перепады настроения?

95. Имеет ли он привычку откладывать дела в долгий ящик?

96. Окружающие считают его веселым человеком?

97. Страдает ли он, когда его обманывают?

98. Сильно ли он зависит от внешних обстоятельств?

99. С готовностью ли он признает свои ошибки?

100. Он очень жалеет бездомных или больных животных?

А теперь сравните свои ответы с ключом по нескольким параметрам.

3. Шкала нейротизма. Утвердительные ответы на вопросы 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

Высокие показатели по шкале экстраверсии/интроверсии соответствуют экстравертивному типу, низкие – интровертивному.

Дети-экстраверты общительны, имеют широкий круг знакомств, контактируют с большим количеством людей. Им свойственны импульсивность, доброжелательность, оптимистичность.

Дети-интроверты застенчивы, спокойны, сдержанны. Общаться они предпочитают в узком кругу друзей. Все свои поступки обычно долго и тщательно продумывают.

Показатели по шкале нейротизма отражают эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Высокие показатели говорят о психической неустойчивости, слабой приспособляемости и склонности к резкой смене настроений.

Высокие показатели по шкале психотизма указывают на наличие у ребенка склонности к демонстративному поведению. Такие дети часто бывают эгоцентричны и конфликтны.

Психологи утверждают, что возбудимый интроверт (то есть ребенок, обладающий неустойчивой психикой) по типу темперамента чаще всего обнаруживает особенности и черты меланхолика.

У интроверта с устойчивой психикой преобладают черты флегматика.

У возбудимого экстраверта (ребенка с неустойчивой психикой) доминируют особенности холерика. Экстраверта с устойчивой психикой можно отнести к сангвиникам.

Если при тестировании обнаружились высокие показатели по шкале экстраверсии/интроверсии и шкале нейротизма, ребенок – холерик. Если показатели по шкале первой шкале низкие, а по второй высокие, значит, он меланхолик.

Если показатели по шкале экстраверсии/интроверсии высокие, а по шкале нейротизма низкие, ребенок – сангвиник. Если показатели низкие по обеим шкалам, в его характере преобладают черты флегматического типа.

Дети-сангвиники общительны, контактны и без труда адаптируются к новым условиям. Они любят общаться с большим количеством людей, сравнительно легко переживают неудачи и быстро о них забывают. Ребенок с таким темпераментом подвижен и очень любознателен, он не способен придерживаться строгих правил и часто нарушает запреты взрослых. Его трудно назвать усидчивым, он может начать новое дело, не завершив старого, о котором уже забыл. Если ребенка-сангвиника не заинтересовать, через короткий промежуток времени он потеряет интерес к своему занятию. Таких детей следует приучать ставить перед собой цели, если у ребенка есть цель, он изо всех сил будет стремиться к ней.

Дети-холерики обладают возбудимой нервной системой, не способны долго размышлять над своими поступками и действуют импульсивно. Чрезмерно активные, они быстро тратят свои силы, в результате чего период активности сменяется апатией. У ребенка с холерическим типом темперамента очень богатое воображение, он умеет ставить цели, которые пытается достичь, однако родители должны знать, что он не способен объективно оценить личные возможности. В результате этого цель так и остается недостижимой, а ребенок испытывает горькое разочарование. Свои неудачи такие дети переживают очень тяжело, поэтому родители должны быть с ними чрезвычайно внимательными и тактичными.

Дети-флегматики медлительные, спокойные, эмоционально уравновешенные, их трудно вывести из себя. Если такой ребенок увлечен каким-либо делом, он обязательно доведет его до конца. А вот чтобы переключиться на новое занятие, ему потребуется довольно много времени и усилий. Флегматики общительны, однако не склонны к пустой болтовне. Они ответственны и надежны, но временами проявляют лень и апатию.

Так как дети-флегматики не отличаются инициативностью, родители должны постоянно возбуждать в них интерес к тем или иным занятиям. Если такой ребенок поймет, что данная цель ему нужна, он будет идти к ней упорно и старательно. Флегматик может обладать хорошими способностями, однако его медлительность часто становится причиной средней и даже слабой успеваемости, особенно когда педагоги и родители не проявляют терпения. К не самым лучшим показателям в учебе большинство детей-флегматиков относятся довольно спокойно, они не стремятся быть первыми и не видят причины, по которой им следовало бы добиваться лучших результатов. Флегматик не лидер, ему нравится быть на вторых ролях.

Дети-меланхолики обладают очень неустойчивой нервной системой, они с трудом приспосабливаются к изменению обстоятельств, и это касается как печальных, так и радостных событий. Ребенок с таким типом темперамента робок, застенчив, нерешителен и малообщителен, во всех мероприятиях предпочитает оставаться в тени. В то же время он не лишен ответственности и целеустремленности, что во многих случаях позволяет ему успешно преодолевать трудности. Родители должны обращаться с такими детьми очень бережно и деликатно. Меланхолики нуждаются в поддержке окружающих, им нужно помогать, хвалить, а не ругать и не формировать у них чувство вины.

Фото: .com

Большинству мам знакома ситуация: дома – гора игрушек, но они ребенку не интересны.

Елена Сыч.

– Игрушек должно быть не очень много, чтобы ребенок мог ориентироваться в них, знать, где лежит каждая игра, чтобы потом было проще поставить ее на место, – советует педагог из Минска Елена Сыч. – Для этого организуйте отдельное место для игрушек: удобный низкий стеллаж, полочки, до которых ребенок сам сможет дотянуться. Таким образом вы будете приучать малыша к порядку и самостоятельности.

Елена руководит домашним мини-садом по системе Монтессори и сама является мамой двух дочек. Поэтому мы задали ей несколько вопросов про детские игры.

Малыш «не слушается»? Да он просто познает мир!

Возраст от 0 до 6 лет – очень важный период в жизни ребенка, говорит Елена. В это время он познает мир с помощью органов чувств, то есть, сенсорно.

– Малыш с познавательным интересом, как правило, радостный, активный, постоянно хочет то, чего нельзя, часто лезет к маме и папе, когда те заняты, упорно старается дотянуться до какой-нибудь коробочки или банки с крупой, проявляет большой интерес к новым предметам, – поясняет педагог. – Ему нравится бросать что-то на пол, передвигать крупные предметы. Родителям не нужно в этот момент говорить ребенку, что он непослушный или глупый, ведь это естественный физиологический процесс. Например, когда ребенок бросает разные предметы, он исследует звуки от ударов, когда тянет все в рот, то изучает вкусы и запахи. Маленькие ручки – это внешний мозг ребенка.

А вы как играете? Татьяна Г., многодетная мама: – Мы рисуем, по запросу детей делаю распечатки, как пошагово нарисовать что-то. Лепим из пластилина. У нас книга есть, там можно подсмотреть идеи. Все это не по возрасту, а по желанию. Песочница на даче очень спасает.

Важно успеть максимально развить сенсорные центры мозга до 6 лет.

– Какие игрушки предпочтительнее для ребенка такого возраста?

– Выбирая ту или иную игру для ребенка от 0 до 3 лет, важно понимать, какую пользу она будет нести ребенку, – говорит Елена. – Например, крупную моторику малыш хорошо разовьет на специальных спортивных комплексах. Для развития мелкой моторики есть пальчиковые игры, лепка теста, шнуровки, нанизывания, игры с водой, крупами, рисование на манке или песке.

Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка, быть реалистичными (так как у малыша формируется картина мира, и не нужно ее искажать), быть из натуральных материалов – дерева, глины, тканей, фарфора. Во-первых, так ребенок с детства будет приучаться к эстетике, а во-вторых, считается, что импульс от прикосновения к природным материалам намного сильнее и продолжительнее, чем от пластика, и мозг ребенка будет активнее реагировать. Ну и, в-третьих, если вы понаблюдаете за двух-трехлетними детьми, один из которых играет с пластмассовой посудой, а другой – с деревянной или фарфоровой, то увидите, как пластик часто роняется, разбрасывается, а вот предметы из дерева, стекла, глины очень бережно детки несут, переставляют, тем самым оттачивая свою координацию движений.

А вы как играете? Екатерина Ш., мама 2-летнего малыша: – Пальчики считаем, зарядку делаем, очень танцы любим! И игрушки-«развивашки», например, сортеры разные.

Игры для непосед и «тихоней»

– А если малыш – непоседа, как его удержать?

– Для ребенка от 1 до 3-х лет это нормально – он активно осваивает движения, развивает свой вестибулярный аппарат, гибкость. такому активному малышу нужно обеспечить соответствующие условия:

  • комплекс для лазания с горкой и шведской стенкой. Лучше всего использовать деревянный, его поверхность не электризуется.
  • Шариковый сухой бассейн, неглубокий, чтобы ребенок имел возможность почувствовать твердую опору под ногами.
  • Следы и ладошки: можно выкладывать дорожки для ходьбы или ползания.
  • Сенсорные дорожки – их можно сшить самим в виде мешочков, заполненных разными натуральными наполнителями: крупами, каштанами, желудями, камешками.
  • Большие мячи для массажа и прыгания.
  • Мячики, подвешенные к потолку на веревке или резинке.
  • Мягкие модули-кубики.

– Малыш, наконец, успокоился, притих в своем уголке… Чем его занять в это время?

– Играми, развивающими мелкую моторику пальцев. Детям до 3-х лет будут полезны:

  • мелкая мозаика,
  • деревянные фрукты на липучках (для резания),
  • нанизывание на шнурок,
  • раскладывание крупных бусин пинцетом,
  • собирание матрешек,
  • вкладыши геометрических фигур,
  • пирамидки,
  • юла,
  • простые пазлы с образцами картинок,
  • лото соответствия,
  • мешочки с предметами для ощупывания,
  • набор парных предметов, отличающихся по величине,
  • модуль с прорезями для развития запястья.

Сенсорные книжки тоже нравятся деткам, им интересно ощупывать разную поверхность и текстуру материала. Некоторые мамы сами шьют такие книги.

Увлекают малыша и игры, сделанные по принципу копилки: в маленькое отверстие или прорезь бросается предмет. Можно в крышке большой прозрачной банки прорезать отверстие, а ребенку дать цветные картонные полоски, чтобы он их просовывал в банку.

Практически всю работу по дому ребенок может делать вместе с мамой

– Правда ли, что игрушки могут помочь воспитать в ребенке даже стремление к порядку?

А вы как играете? Елена Ф., мама полугодовалой девочки: – Вот игра для деток: в глубокую посудину всыпать любую крупу и в ней искать любимые игрушки. Думаю, и моей бы доче понравилось, но я не решаюсь пока, ведь все будет во рту.

– Основной способ упорядочить сенсорные впечатления, которым пользуется ребенок – это подбор пары по принципу совпадения признака и построения ряда по выраженности признака. Понаблюдайте за детьми, и вы заметите, как они пытаются придать миру упорядоченное состояние: выложить камушки от большого к маленькому, на кухне обожают подбирать крышки к кастрюлям, машинки делят на красные и зеленые, с большими колесами и маленькими. Именно поэтому малышам так нравится играть в различные сортировки из природных материалов: каштанов, макарон и т.п.

– А «помогать» маме на кухне малыш может?

– Кухня для малыша вообще является самым привлекательным местом в доме: разные баночки, бутылочки, коробочки, дверцы… По себе знаю, что часто в декретном отпуске возникает дилемма: сделать дела по дому или позаниматься с ребенком? Вот здесь отлично помогает методика Монтессори, которая ориентирована на самостоятельность ребенка, максимальное включение его в социально-бытовую жизнь семьи. Практически всю работу по дому двух-трехлетний ребенок может делать вместе с мамой: поливать цветы и протирать с них пыль, помыть стол, стул, в тазике вымыть свои игрушки щеткой, постирать носочки или одежку куклы, потом с помощью прищепок повесить ее сушиться. Огромную радость малышам доставляет кулинария: позвольте ребенку взбить венчиком яйца, столовым ножом порезать бананы или вареные овощи, с помощью формочек вырезать печенье.

– А если малыш еще слишком мал, чтобы помогать, чем его занять?

– На этот случай есть такие увлекательные игры:

  • сортировка черной и белой фасоли из одной емкости в две маленькие,
  • пересыпание крупы из кувшинчика в кувшинчик,
  • пересыпание ложкой из одной мисочки в другую,
  • просеивание муки или манки через сито,
  • поиск мелких предметов в миске с пшеном или гречкой,
  • перекладывание ложкой/щипцами каштанов/косточек авокадо из одной емкости в другую,
  • перемалывание кофейных зерен в механической кофемолке (шарманке),
  • рисование на темном подносе с манкой.

Папа, помоги мне сделать это самому

– Стоит ли позволять малышам играть с водой?

– Игры с водой являются фаворитами многих ребятишек. Помимо развития мелкой моторики, такие игры производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбудимость, успокаивают ребенка. Вот лишь некоторые занятия, которые привлекут малыша:

  • переливание из одного сосуда в другой,
  • переливание воды с помощью груши, большой пипетки, губки, половника,
  • вылавливание плавающих предметов ситом,
  • приклеивание к стене мокрых плоских фигур,
  • выдувание воздуха через трубочку,
  • вытирание пола и стола,
  • сбивание мыла и воды до пены венчиком.

Изображение Виктория Бородинова с сайта

– Многие малыши «лезут под руку» папе во время работы с инструментами, как правильнее реагировать?

– Нужно непременно предоставить малышу возможность поучаствовать, разумеется, под вашим руководством. Если вы живете в частном доме, то обязательно сделайте уголок-мастерскую на улице, где ребенок может что-то мастерить под вашим присмотром с маленьким молоточком, забивать гвозди, плести забор из лозы и многое другое. Привлечение к труду с детства позволит ребенку стать уверенным в себе, смелым, инициативным. Дети будут реже скучать, наоборот, у них всегда будет много интересных дел, они будут знать, чем себя занять, смогут играть одни какое-то время, что очень важно.

Кстати, девиз методики Монтессори звучит так: «Помоги мне сделать это самому».

Из опыта автора – идеи на каждый день

Вот несколько идей, как увлечь ребенка, от автора, тоже мамы двоих детей.

Игры с песком. Если вам не лень убирать за любимым чадом, прекрасной находкой станет тактильная коробка: заполните емкость манной крупой или пшеном. Туда же положите каштаны, крупные макароны или фасолины, мелкие игрушки, например, из киндер-сюрпризов. Можно предложить ребенку баночки, маленький совочек или ложку. Можно рисовать на поверхности крупы, раскладывать находки по баночкам, пересыпать содержимое ложкой. Оптимально заниматься либо в стульчике, либо на расстеленной клеенке, чтобы проще было убирать. Важно! Играть ребенок должен только под присмотром взрослого.

Игры с водой. Самый простой вариант, способный подарить маме 10-15 минут на готовку или мытье посуды – усадить малыша в стульчик для кормления, налить на столик немного теплой воды, дать пару игрушек и ложечку. После бурных водных игр потребуется переодеть ребенка и вытереть все следы вокруг.

Вариант более основательный – наполнить таз теплой водой (идеально: на клеенке или плиточном полу) и набросать туда игрушек. Предложить ему сачок и под присмотром позволить развлекаться.

Третий вариант: в большую пластиковую бутыль набрать немного жидкости и дать игрушки, которые можно бросать через горлышко. Кстати, «на ура» идет и вариант этой игры без воды.

Пена. Взбить детскую пенку или шампунь в ванной и переложить получившуюся белую «шапку» в тазик. Туда же можно забросить несколько маленьких игрушек. Восторг гарантирован.

Игры с тестом. Наверное, всем известен рецепт соленого теста для лепки: мука и соль 1:1, немного воды и пару капель подсолнечного масла. Иногда – несколько капель пищевого красителя или гуаши. Здесь – просто полет фантазии: можно катать шарики, колбаски, делать лепешки. А если подобрать небольшие рельефные предметы – можно делать отпечатки разной формы. Можно формировать кирпичики и строить стену. Если подсушить изделие в духовке – оно еще и сохранится надолго.

Бизиборды. Это такие полезные доски, на которые крепится все, что малыша привлекает: выключатели, кнопки, шнурки, счеты, дверные ручки и защелки. В интернете можно найти сотни вариантов. Сделать его может даже дилетант, а ребенку будет интересно. Тем более, что не каждый готов отдать за готовую игрушку рублей 100.

Рисование. На помощь годовалому малышу приходит магнитная доска для рисования – вот увидите, очень понравится! Рисовать мелками с мамой на асфальте тоже очень увлекательно. И, конечно, пальчиковые краски. Здесь стоит пол застрелить клеенкой и надеть на малыша одежку, которую не жаль испачкать.

Рисовать мелками с мамой на асфальте тоже очень увлекательно.

Крышки. Предложите малышу набор бутылочек с разными крышками, разумеется, под присмотром мамы. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики. А можно прикрутить горлышки от пластиковых бутылок на подходящую досочку – и тренажер готов.

Мячики. Ими могут стать, скажем, крупные шарики от дезодоранта, клубки ниток, несильно надутый шарик. Можно забрасывать мяч в коробку или таз, прятать и искать, догонять и приносить маме, вращать на месте вокруг своей оси, спускать с импровизированных горок – фантазия безгранична.

Коробки. Маленькие коробочки можно использовать, чтобы спрятать там небольшие игрушки, можно вкладывать их друг в друга, можно играть в «наперстки» – пусть малыш угадывает, где игрушка. В большой коробке можно кататься с помощью родителей, можно прятаться. А если прорезать отверстия, получится этакий сортер – туда можно проталкивать разные предметы. В ну очень большой коробке можно устроить сказочный домик с помощью одеяла и подушек, а если еще в крыше сделать отверстия и вставить огоньки гирлянды – интересно будет полежать и перед сном послушать сказку.

Магниты. Помимо всем известных магнитных азбук, вполне подойдут любые мягкие магниты – можно вешать их и снимать, искать металлические поверхности в доме (например, некоторые кастрюли – это удивит малыша). На дверце холодильника можно с помощью узкого декоративного скотча изобразить три домика, в которые будут «прятаться» магниты.

Сумка или рюкзачок с ненужными вещами. Желательно, чтобы было побольше полурасстегнутых молний и кармашков, а внутри лежало много интересного: баночек, коробочек, брелков, небольших подзабытых игрушек, старый кошелек с карточками, связка ключей и тому подобное. Остается бурно восхищаться находкам вместе с ребенком.

Прищепки. Можно снимать и вешать на сушилку под присмотром мамы – тренирует мелкую моторику. Искать по квартире и собирать в ведерко. Прикреплять к заготовленным заранее картонным контурам и получать фигурки солнышка, ежика, цветочка, динозавра и т.п. Прикреплять к покрывалу с длинным ворсом или к подушке, соединять между собой.

Ну, а если у вас есть склонность к творчеству и немного времени, можно сделать интересные самодельные игрушки из катушек от ниток, пробок, втулок от бумажных полотенец, лоскутков и картона: на фото в этом материале есть некоторые варианты.

Уважаемые мамы! Поделиться своими способами увлечь ребенка вы можете на редакционный адрес: red[email protected]

Советы,памятки,тесты для родителей

-Портал для ответственных мам и пап, а также всех, кто желает стать.

-Сайт для родителей учеников начальной школы. Подготовка к школе. Психология и здоровье школьника в начальной школе.

Памятка «Хотите,чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

Памятка родителям по обучению детей ПДД

Тесты для родителей

Тест «Какие вы родители?»-Скачать

Тест «Стратегии семейного воспитания»-Скачать

Тест «Лики родительской любви»-Скачать

Тест «Определение способностей Вашего ребёнка»-Скачать

Полезные советы родителям школьников (школьный психолог: Железцова С.Б.)

Правило 1 Нагрузка.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2 Выполнение домашних уроков.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3. Компьютер.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4. Похвала.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя

Правило 5. Пробуждение ребенка.

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. «Вставай, опоздаешь». Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как — то обыграть ситуацию: «Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать».

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его «лежебокой», не вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: » Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут». Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: » Через 10 минут тебе надо выходить в школу». «Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол».

Правило 6. Выход в школу.

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

«Вот твои очки» — лучше, чем «Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки».

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем «После школы нигде не шляйся, сразу домой».

Правило 7. Возвращение из школы.

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

— Как дела в школе?
— Нормально.
— А что сегодня делали?
— А ничего.
Что получил? И т.д.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей («им нужны мои оценки, а не я»). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции «написаны» у него на лице. («День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?»).

«Папа пришел». Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

Правило 8. Пора спать.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

для поддержания интереса детей к

познавательной деятельности

· Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

· Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

— Неследует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

· Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

· Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

·Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

·Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

·Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

·С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

·Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)

Стенограмма видео «7 вопросов о детях, которые задает каждый новый родитель: мини-мастер-класс»

«Знаете ли вы, что память у ребенка формируется в возрасте двух-трех недель?
Ребенок в возрасте двух-трех недель помнит ваш запах.
У вас, как и у многих других родителей, есть много вопросов ко мне о том, как растет ваш ребенок, и я на них отвечу.

Здравствуйте, меня зовут профессор Фрэнк Оберклайд, и это мой краткий мастер-класс для родителей.»

Почему грудные дети так много спят?

Грудные дети еще не знают, что ночью нужно спать, а днем — бодрствовать. Поэтому они обычно спят урывками по три-четыре часа, просыпаются, чтобы поесть, и снова засыпают.

По мере развития детского мозга, у детей появляются причины не спать, ведь вокруг так много любопытного! Дети начинают взаимодействовать с окружающим миром, родители с ними разговаривают, читают им. В итоге у детей вполне предсказуемо формируется привычка не спать в течение более длительных интервалов, общаться и взаимодействовать со своими родителями, воспитателями и окружающим миром, а затем снова засыпать.»

Можно ли развивать мозг ребенка, когда он еще находится в утробе матери?

«Раньше считалось, что звуки классической музыки помогают мозгу ребенка развиваться.

Но нет реальных доказательств в пользу того, что дети, слушающие классическую музыку, становятся умнее.

С другой стороны, это и не повредит. Отлично, если родители начинают слушать музыку дома:
наслаждаясь звуками музыки, родители становятся спокойнее, это ощущение передается и ребенку, и он тоже успокаивается.
Существует масса причин, почему музыка полезна для маленьких детей, однако развитие интеллекта не относится к ним.»

Как питание влияет на развитие мозга?

«Младенец удовлетворяет все свои пищевые потребности из материнского молока, вот почему мы подчеркиваем важность грудного вскармливания.
После этого, в некоторых странах существуют опасные периоды для жизни детей по причине отсутствия продовольственной безопасности, когда недостаточно качественной и разнообразноя пищи.

Это может привести к задержкам в развитии ребенка как в когнитивном плане, когда наблюдаются задержки в развитии ребенка, так и в физическом.»

Почему грудные дети нуждаются в прикосновениях?

«Имеется множество научных данных о том, насколько важны прикосновения для новорожденных детенышей — не только человека, но и всех видов животных.
Мы говорим о методе кенгуру, когда новорожденного младенца кладут на мать как можно раньше после рождения что успокаивает не только ребенка, но и мать. Итак, существует множество причин, почему прикосновения чрезвычайно важны.»

Как часто необходимо активно взаимодействовать с ребенком?

«Дети любопытны с рождения и склонны исследовать окружающую их среду. Все вокруг совершенно новое, детей ждет целый мир, и родителям не следует вставать у них на пути.
Все, что им нужно делать, — это обеспечить ребенку полную безопасность.
При этом не следует оберегать ребенка слишком сильно. Существует множество возможностей для усвоения нового – например, пойте ребенку, читайте ребенку, прогуляйтесь с ребенком по улице: смотри, вот дерево, вот собачка, вот машина, вот дом.
Вокруг столько всего нового, не стойте у ребенка на пути, ведь дети крайне любопытны с рождения.»

Как мотивировать ребенка к изучению языка?

«Когда ваш младенец начинает осваивать навыки речи, он произносит очень простые слова —
«собачка», «пока-пока», «та-та-та» и так далее. Родители могут закреплять эти навыки, повторяя слова вместе с ребенком.
Детям младшего возраста нравится повторение, поэтому, когда они слушают одну и ту же песню
или им читают одну и ту же книгу снова и снова, у них формируются навыки речи. Поэтому мы советуем родителям много говорить с детьми и петь им песни.
При этом, не доминируйте разговор, говорите по очереди. Мы называем этот подход «подача и возврат»; ребенок и родители говорят по очереди. Часто очень важно отражать речь и жесты ребенка.»

Какой лучший способ научить вашего ребенка различным языкам?

«Я думаю, что важно придерживаться определенной последовательности, чтобы малыш не смущался. Так что иногда один родитель, один язык работает. Иногда работает одно занятие, один язык. Но в конце дня дети сами разберутся и будут использовать оба языка соответствующим образом.

В самые первые годы жизни дети нуждаются в ответственном уходе. Они нуждаются в благоприятной среде. Им нужны родители, которые чутко относятся к потребностям маленького ребенка. Родители — первые учителя детей.

Когда родители говорят с детьми, поют им песни, читают им книги, они тем самым создают благоприятные условия для стремительного усвоения знаний, когда в мозгу ребенка формируются все эти связи и сети.

В первые годы жизни закладываются основы, которые играют важнейшую роль для успешного овладения знаниями всю последующую жизнь. Если родителям удастся заложить надежную основу, мозг ребенка будет развиваться.»

В США и в Испании он уже применяется в клинической практике с начала текущего года, в Германии, похоже, получит допуск в самое ближайшее время. Речь идет о преконцепционном генетическом тесте американской компании Recombine со штаб-квартирой в Нью-Йорке. «Преконцепционный» означает, что тест предназначен для будущих родителей и проводиться должен до зачатия ребенка. Его цель в том, чтобы минимизировать риск появления на свет детей с тяжелыми наследственными заболеваниями — прежде всего, так называемыми моногенными, то есть теми, что вызваны мутацией одного-единственного гена. Такие болезни наследуются в соответствии с законами классической генетики Менделя.

Общее количество моногенных заболеваний исчисляется тысячами, большинство из них редкие, многие еще даже не описаны, но есть и хорошо известные вроде муковисцидоза, спинальной мышечной атрофии или синдрома Тея-Сакса. В геноме практически любого человека обязательно имеются копии генов с опасными мутациями, но в большинстве случаев эти мутантные аллели — рецессивные: они не проявляют себя, так что человек остается здоровым. Хуже обстоит дело, если одна и та же генная мутация имеет место у обоих родителей: такое случается, конечно, нечасто, но в этой ситуации вероятность рождения ребенка с соответствующим моногенным заболеванием составляет ни много ни мало 25 процентов.

Преконцепционный тест — альтернатива амниоцентезу

Сегодня для выявления возможных генетических аномалий эмбриона применяют так называемую пренатальную (то есть дородовую) диагностику, конкретно — амниоцентез. Это процедура, в ходе которой врач специальной иглой через переднюю брюшную стенку беременной выполняет пункцию зародышевой оболочки с целью получения пробы околоплодных вод для их последующего лабораторного исследования: ведь околоплодные воды содержат и клетки эмбриона, и их анализ позволяет выявить генетические и хромосомные дефекты. Проблема в том, что, во-первых, амниоцентез — процедура инвазивная, прокол зародышевой оболочки сам по себе чреват осложнениями, а во-вторых, пренатальная диагностика может выявить генетические аномалии плода лишь на той стадии его развития, когда единственным выходом остается искусственное прерывание беременности.

Именно поэтому весьма интересной альтернативой является преконцепционный тест для будущих родителей, говорит профессор Хосе Оркахадас (Jose Horcajadas), научный руководитель расположенного в Барселоне европейского филиала компании Recombine: «Пары, решившие завести детей, смогут благодаря такому тесту узнать свою, так сказать, исходную генетическую ситуацию. И если окажется, что оба родителя являются носителями одной и той же мутации, то это знание позволит им предпринять соответствующие шаги, чтобы родить здорового ребенка».

У будущих родителей появился выбор

До сих пор будущие родители имели возможность провериться лишь на какие-то вполне конкретные заболевания, встречавшиеся ранее в семейном анамнезе. Новый тест сканирует ДНК на наличие 180 мутаций, чреватых наследственными моногенными заболеваниями, включая наиболее распространенные. «У 99 процентов пар результат теста не дает никаких оснований для тревоги, — поясняет профессор Оркахадас. — То есть у каждого из будущих родителей хоть и имеются мутации, способные вызвать моногенные заболевания, но не одни и те же. Однако в одном проценте случаев эти мутации совпадают, и это означает высокий риск родить тяжело больного ребенка».

Этим парам рекомендуется прибегнуть к экстракорпоральному оплодотворению, то есть к зачатию в пробирке, что позволит провести преимплантационную диагностику эмбрионов и выбрать здорового для пересадки в матку. Но есть, конечно, и альтернатива: произвести зачатие естественным путем и надеяться, что все обойдется. «Вот это я, конечно, никому не рекомендовал бы, — говорит испанский ученый. — Это же рулетка! Но в некоторых странах именно так и принято поступать. Хотя родители знают, что у них одна и та же опасная мутация, они идут на риск, а потом, если плод имеет генетический дефект, делают аборт. Не лучше ли изначально позаботиться о том, чтобы эмбрион был здоровым? Впрочем, многим парам искусственное оплодотворение просто не по карману. К тому же в ряде стран преимплантационная диагностика либо вообще запрещена, либо регулируется чрезмерно жесткими ограничительными законами. На эти факторы я повлиять не в силах».

У теста есть и влиятельные противники

Компания Recombine — конечно, не единственная в этом секторе медицинских услуг. Сходные тесты разрабатывают сегодня и другие фирмы. И это вызывает обеспокоенность у некоторых экспертов. Один из них — Стивен Кингсмор (Stephen Kingsmore), видный американский врач, директор Центра геномной педиатрии при Детском госпитале милосердия в Канзас-сити, штат Миссури. Три года назад он сам разработал преконцепционный супертест, способный выявлять у потенциальных родителей генетическую предрасположенность сразу к тысяче наследственных заболеваний. Но… «С этической точки зрения было очень трудно решить, при каких обстоятельствах родителям следует делать этот тест, — говорит Стивен Кингсмор. — Мы столкнулись бы с неприятием такого теста американским обществом — уже хотя бы из опасения, что он приведет к росту числа абортов».

Сегодня педиатр использует свой тест для сканирования ДНК тяжело больных детей с целью уточняющей диагностики моногенных заболеваний. «Имея дело с больным ребенком, мы видим те или иные симптомы и знаем, где и какие мутации искать, — поясняет Стивен Кингсмор. — А в случае преконцепционного теста мы этого не знаем и просто сканируем сплошь весь наследственный материал — авось что-нибудь найдется. Но при этом возможны ведь и чисто технические ошибки — какие-то мутации останутся незамеченными или будут неверно идентифицированы. Методика пока слишком несовершенна, поспешность тут недопустима, она может отбросить назад всю медицинскую генетику».

Здоровый ребенок — большая удача

Профессора Оркахадаса такая логика не убеждает. Надежность теста доказана в ходе широкомасштабных клинических испытаний, говорит он. А что касается соображений этического характера… «Это действительно очень тяжело — видеть родителей, потерявших ребенка из-за наследственного заболевания. Они готовы на все, лишь бы эта трагедия не повторилась. И раз уж у нас есть возможность предотвратить у ребенка хотя бы некоторые наиболее часто встречающиеся моногенные заболевания, грех ею не воспользоваться».

Как бы то ни было, сегодня в США преконцепционный тест еженедельно проходят около 100 пар, в Испании — около 50. Исходным материалом служит капля крови или слюны. Стоимость анализа — 560 евро. Но тест, конечно же, не гарантирует рождение здорового ребенка: и потому, что выявляет лишь 180 заболеваний, а их на порядок больше, и потому, что опасные мутации не только передаются по наследству, но и возникают непосредственно в организме эмбриона. Так что появление на свет здорового малыша было и остается большой удачей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *