Философия и синергетика

Философия

УДК 167/168

ББК Ю22+Ю251.1:51 /53

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СИНЕРГЕТИКИ

А.А. Андреев

PHILOSOPHIC ASPECTS OF SYNERGETICS

A.A. Andreev

Рассматриваются основные аспекты синергетики, её роль в современной науке. Объясняется мировоззренческая значимость синергетики для современной науки, её отношение к философии и к гуманитарной области знания.

Ключевые слова: философия, синергетика, система, мировоззрение, наука, реальность, универсализм, междисциплинарный, многомерный, нелинейный.

В современном научном мире нет единого мнения по поводу статуса синергетики и её роли в структуре научного знания. Начав своё развитие ещё в середине двадцатого века, в рамках таких научных направлений как общая теория систем и кибернетика, синергетика прошла долгий и сложный путь своего становления как нового научного направления. Сегодня синергетику понимают как междисциплинарное знание, новую картину мира, язык современной науки, научную парадигму, совокупность знаний о самоорганизации, нелинейности, порядке и хаосе. Однозначно и точно определить статус синергетики представляется невозможным, поскольку она не укладывается в традиционную систему дисциплинарно организованного знания, в привычное деление на научное, ненаучное, метафизическое и другое знание. Познаваемыми объектами синергетики являются открытые системы, взаимодействующие между собой и с окружающей средой путём обмена энергией, информацией, веществом. Это системы самой различной природы: когнитивные, социальные, технические, биологические, химические, космические. Также синергетика изучает взаимосвязи, называемые самоорганизацией. Поэтому реальность в рамках синергетического мировоззрения понимается как самоорганизующийся процесс, а не как статический материальный предмет. С точки зрения синергетики мир устроен так, что в нём постоянно происходят процессы самоорганизации нового

порядка и новых сложностей. Образование сложных систем на макроуровне зависит от того, насколько избирательным является образование элементарных процессов на микроуровне. Образование элементарных процессов на микроуровне происходит не только за счёт их избирательности, но и за счёт совокупных и кооперативных взаимодействий. Чтобы подчеркнуть данное обстоятельство, немецкий учёный, физик-теоретик, Герман Хакен ввёл термин «синергетика», который происходит от латинского слова «Бтегдаа», в переводе означающее совместное или кооперативное взаимодействие. Впервые термин «синергетика» был употреблён английским физиологом Шеррингтоном во второй половине 19-го века. Затем русский философ и учёный-естествоиспытатель Александр Александрович Богданов в первой четверти 20-го века выдвинул идею создания науки об общих законах самоорганизации — тектологии, во многом опередившей кибернетику и системный подход. Кроме того, в конце 1940-х годов биолог-теоретик Людвиг фон Берталанфи выдвинул программу построения общей теории систем. Во второй половине двадцатого века большой вклад в развитие идей синергетики внёс известный учёный, физик и химик Илья Пригожин, который развивал термодинамический подход к самоорганизации.

Изучаемые синергетикой системы способны самопроизвольно образовывать пространственные и временные структуры. Это можно наблю-

дать применительно к предметной области самых разных наук. В области физики и химии признаки самоорганизации можно фиксировать, наблюдая за процессом роста кристаллов, когерентных колебаний лазерного излучения и спиралевидных структур, образующихся в жидкостях и химических реакциях. В биологии — это рост растений и животных, эволюция видов, в медицине — электрическая и магнитная активность головного мозга, в психологии — особенности человеческого поведения, начиная с распознавания простых образов и заканчивая сложными паттернами социального поведения. В социологии методы синергетики применимы при разработке модели антропогенных кризисов, а также при изучении процесса формирования общественного мнения, сотрудничества и конкуренции между социальными группами. В экономике методы синергетики применимы к исследованию временных колебаний биржевых курсов и других сложных временных рядов. Также методы синергетики применяются в образовании, геологии, метеорологии, технике и во многих прикладных областях естественных и гуманитарных наук.

Под синергетикой современная наука понимает совокупность знаний о самоорганизации, кооперативных процессах, о нелинейности, о порядке и хаосе, а также особое мировоззрение и междисциплинарное знание. Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы: электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, животные, люди. Исходя из этого, синергетику можно определить как научное направление, изучающее общие явления самоорганизации, присущие живым и неживым формам организации материи. При этом на основе синергетического подхода объединяются в особый класс динамические, физические, химические и биологические структуры.

Следующий шаг в осмыслении синергетики связан с понятием нелинейности. Физический смысл нелинейности заключается в необратимости процессов. Главную роль в теории нелинейности играет понятие бифуркации (от лат. «би-фуркус» — развилка, двузубый). В точках бифуркации происходит смена стратегий развития. Главной особенностью такого развития является неопределённость будущего и возможность различных форм организации, направлений развития.

Синергетика изучает взаимосвязи, называемые самоорганизацией. Это реальность, которая понимается как процесс, а не как статический и материальный предмет. Реальность понимается также как один из аспектов становящегося бытия. С точки зрения синергетики мир устроен так, что в нём происходят процессы самоорганизации нового по-

рядка, новых сложностей. Мировоззренческая значимость синергетики заключается в том, что появилась возможность понять мир как целое, выявить универсализм в процессах самоорганизации. Философский смысл понятия самоорганизации связан с представлением о случайности. Случайность понимается не как непонятая закономерность, а как имманентная для поведения системы. Она является внутренним источником изменения системы и проявлением закономерности.

Классическая наука позволяла действовать, исходя из дуализма мира и человека. То есть, с помощью науки сначала выявлялись законы природы, затем человек превращал их в собственные возможности и пользовался ими по своему усмотрению. В отличие от этого современная наука, ядром которой является синергетика, пользуется не только объективным описанием мира, но ещё и проективным описанием. Здесь предлагаются именно проекты действий, поскольку в рамках синергетического понимания не может быть одной абсолютной истины. Элементы мироздания представляются как события, а причинность как порядок, организующийся в реальности.

Синергетическое видение мира — это не только признание самоактивности бытия, но и единство всех происходящих процессов: мыслительных, социальных, этических. Синергетика является ядром современной науки, которой соответствует диалоговая эпистемология, оперирующая категориями «Я — Другой». Это становление нового через знание того и другого. В таком контексте представляется приемлемой оценка синергетики не только как новой картины мира, но и как научного мировоззрения, включающего в себя философский смысл. Синергетический дискурс не ориентирован на выявление законов, а направлен на конструктивный диалог, на создание интерпретаций. В синергетической парадигме не существует предуготовленных истин, смыслы формируются в диалоге. Примером этого является то обстоятельство, что в современной науке большое место занимает особый тип исторически развивающихся систем — человекоразмерных систем. Такие системы включают человека и его деятельность в качестве своего составного компонента. Поэтому с такими системами нельзя свободно экспериментировать и в процессе их исследования важно соблюдать запреты на некоторые стратегии взаимодействия, которые могут содержать в себе катастрофические последствия для человека. Начинают учитываться аксиологические факторы в составе объясняющих положений. Появляется связь таких внутринауч-ных ценностей как поиск истины и рост знаний с вненаучными ценностями общесоциального ха-

Философия

рактера. Внутренняя этика науки, направленная на поиск истины и приращение нового знания постоянно соотносится с общественными и гуманистическими принципами и ценностями.

Подводя итог важно отметить, что синергетика предлагает не только новое мировоззрение и новую методологию, но она также является фундаментом новой культуры, нового способа бытия человека в мире, новой поведенческой стратегией.

По мере развития синергетики и всё большего применения её методов в области естественных и гуманитарных наук, начал затрагиваться вопрос о признании синергетики в качестве универсального философского мировоззрения, с помощью которого можно дать ответы на любые вопросы. Синергетика начинает представляться как неисчерпаемый «идейный источник» для разных наук и философии. Сегодня существует большое количество научных работ по гуманитарным наукам и философии, в которых процесс самоорганизации и другие идеи синергетики рассматриваются как основополагающие. Применение методов синергетики к вопросам и проблемам, которыми занимаются гуманитарные науки и философия, даёт новые и интересные результаты, но это далеко не все результаты, которые можно получить при исследовании философских и гуманитарных проблем. То есть методы синергетики дают много нового, но они не дают всего необходимого при решении научных или философских проблем. Философия является учением о предельных основаниях сущего. Она изучает идеальные и абстрактные понятия. Пытаться разрешить проблемы философии с помощью методов синергетики так же ошибочно, как и пытаться разрешить научные проблемы с помощью методов философии. Любое новое научное направление, имеющее свою методологию и предлагающее свою картину мира, не может претендовать на статус абсолютного универсального мировоззрения, поскольку согласно принципам методологического плюрализма любое научное направление имеет определённую ценность и несёт в себе определённую истину. В исследовательской деятельности важно взаимодействие наук и их методов, а не приоритет одного над другим. Если процесс самоорганизации представить как универсальный, то вполне естественно возникнет следующий вопрос: в каком смысле и в какой степени универсален этот процесс? Применительно к человеку можно сказать, что его физиологические и интеллектуальные способности развиваются по принципам самоорганизующейся системы. Но когда речь идёт о духовных, религиозных или творческих способностях человека, тогда можно лишь предполагать и угадывать признаки самоорганизации. Мож-

но искать системные характеристики в жизни человека и общества, представлять общество как модель, имеющую системные признаки, но говорить о том, что человек — это система, которая в течение своей жизни только и делает, что самоорганизуется, попадает под воздействие флуктуаций и бифуркаций, равносильно тому, что делать из живого человека некоего «системного робота». Понятие живого не может быть сведено к системному принципу, поскольку это приведёт к исчезновению ощущение жизни. Познание живого с помощью методов синергетики может происходить только наравне со многими другими научными методами. Такие сложные понятия как любовь, жизнь, бытие являются больше понятия системы. Попытки познать любовь с помощью методов синергетики были бы немыслимыми, поскольку любовь представляет такую коммуникативную сложность, которая с трудом поддаётся научным или системным методам познания.

Следующий важный вопрос заключается в том, что может ли иметь философия, и её развитие, синергетический характер. Можно предположить, что философский взгляд на мир, также как и любая другая умственная деятельность человека, имеет признаки самоорганизации и развития, проходящего через флуктуации и бифуркации. Эти признаки можно наблюдать в ходе развития какой-либо философской идеи или теории, можно говорить о том, как эти идеи и теории перерастают в сложные, и как в развитии этих сложных идей и теорий появляются тенденции к развитию ещё более сложных. Но такие рассуждения являются описательными, поверхностными, и не имеют философского смысла и значения. Поэтому «синергетическая философия» невозможна также как и невозможна «философская синергетика». Возможна только философия синергетики, то есть рассуждения философов по поводу онтологической, гносеологической или аксиологической значимости результатов, полученных в тех научных исследованиях, в которых применялись методы синергетики. В связи с этим важно упомянуть об основоположниках синергетики и их отношении к философии. А.А. Богданов неоднократно говорил о том, что «Тектология» не является философским учением. Людвиг фон Берталанфи поначалу придавал общей теории систем статус новой философской теории, но затем отказался от этого. Английский физиолог Шеррингтон проводил работы в области физиологии и о философской значимости синергетики ничего не говорил. Илья Пригожин развивал термодинамический подход к самоорганизации. Работа Германа Хакена «Синергетика» представляет собой теорию неравновесных фазовых переходов и процессов самоорганизации в физических, химических и биологических системах.

Сегодня среди многих учёных синергетику принято считать ядром современной науки. Такое понимание синергетики зависит от того, на сколько глубоко происходит осмысление её роли в науке. Только дальнейшее развитие прикладных и фундаментальных направлений в современной науке покажет научную ценность и практическую значимость методологии и мировоззрения синергетики.

Литература

1. Князева, Е.Н. Основания синергетики: синергетическое мировидение / Е.Н. Князева, С.П. Курдю-мов. — М. : URSS; КомКнига, 2005. — 238 с.

2. Новое в синергетике: взгляд в третье тысячелетие / Рос. акад. наук. — М. : Наука, 2002. — 479 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. — 3-е изд. — М. : Едиториал УРСС, 2003. — 283 с.

6. Трубецков, Д.И. Введение в синергетику. Хаос и структуры / Д .И. Трубецков; — М. : УРСС, 2004. — 235 с.

7. Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен / пер. с англ. В.И. Емельянова; под ред. Ю.Л. Климонтовича. — М. : Мир, 1980. — 404 с.

Поступила в редакцию 15 августа 2008 г.

Андреев Артём Андреевич в 2006 г. окончил философский ф-т Томского государственного университета. Научные интересы: философия науки и техники, философия образования, философия психоанализа, философия религии. Ассистент кафедры философии Южно-Уральского государственного университета.

В.С. Степин — академик РАН

Междисциплинарность и трансдисциплинарность не противоречат статусу синергетики как особой дисциплины. В этом качестве она сегодня конституируется, и с этим связаны дискуссии относительно ее места в современной системе наук. Она должна очертить свою предметную область, определить систему методологических принципов исследования и включить их в состав сложившейся системы научного знания.

Для того чтобы наше обсуждение носило конструктивный характер, надо уточнить исходные методологические понятия. Термины «междисциплинарный» и » трансдисциплинарный» применяются чаще всего интуитивно. И на этом уровне они трудно различимы. Нужен предварительный анализ соответствующего употребления терминологии. К междисциплинарным наукам мы относим, например, биохимию, биофизику, т.е. науки, в которых применяются понятийные средства и методы, выработанные в разных дисциплинах и синтезируемые в новой науке для решения ее специфических задач. Эти задачи принципиально решаемы только с использованием синтеза познавательных средств, заимствованных из разных дисциплин. Что же касается термина «трансдисциплинарный», то можно выделить два основных его смысла. Первый обозначает вненаучные знания, выходящие за рамки сложившихся научных дисциплин, но применяемые при поддержке и экспертизе научно-технических программ (политические мотивы, реклама в СМИ, вненаучные компоненты этической экспертизы и т.д.).В этом значении термин «трансдисциплинарный» используется, например, немецкими философами техники (Бехман, Грюневольд) при характеристике современной технонауки . Но этот термин может применяться и в другом смысле. Например, язык математики, будучи языком особой научной дисциплины, одновременно используется во множестве других наук и в инженерно-технологической деятельности. Уместно напомнить высказывание Ричарда Фейнмана, что математика больше чем наука, она – язык науки. В этом значении можно говорить о трансдисциплинарности математики. Здесь речь идет уже не о вненаучном знании, а о трансдисциплинарности как характеристике одного из языков науки. Синергетика, бесспорно, принадлежит к междисциплинарным направлениям науки, и в чем-то она сродни математике, поскольку ее язык начинает применяться в самых различных областях знания. Поэтому термин «трансдисциплинарный» в его втором значении может быть применим и для характеристики синергетики.

Междисциплинарность и трансдисциплинарность не противоречат статусу синергетики как особой дисциплины. В этом качестве она сегодня конституируется, и с этим связаны дискуссии относительно ее места в современной системе наук. Она должна очертить свою предметную область, определить систему методологических принципов исследования и включить их в состав сложившейся системы научного знания.

Решение этих задач означает:

  • построение особой картины исследуемой реальности (дисциплинарной онтологии синергетики),
  • формирование идеалов и норм синергетического исследования (идеалов и норм объяснения и описания, доказательности и обоснования, строения и построения знаний),
  • разработку философских оснований синергетики, обеспечивающих обоснование ее картины исследуемой реальности, а также ее методологических установок, выражающих принятые идеалы и нормы исследования.

Онтология синергетики строится посредством особой системы абстракций отождествляемых с реальностью, такими как «нелинейные среды», «динамический хаос», «бифуркации», «кооперативные эффекты», «фракталы». Посредством их создается представление об общих системно-структурных характеристиках ее предмета. Эти представления организуют в целостность многообразные модели (теоретические схемы), многие из которых были ранее созданы в других науках – в физике, химии, биологии, экономике, истории, технических науках. Разнесенные по разным дисциплинам они организуются в новую систему благодаря создаваемой в синергетике картины реальности (дисциплинарной онтологии). Эта картина обычно обозначается понятием «самоорганизация». Понятие в принципе довольно расплывчатое. Но когда его начинают уточнять, вводятся представления о порядке и хаосе как состояниях гомеостаза (порядок) и фазовых переходов от одного типа гомеостазиса к другому через динамический хаос.

Все эти представления синергетической картины исследуемой реальности вводят образ предмета исследования как сложной, саморазвивающейся системы. Синергетика изучает закономерности таких систем. Она избыточна по отношению к тем задачам, в которых можно абстрагироваться от развития системы и фазовых переходов (а таких задач в науке множество). Но и развивающиеся системы в синергетике изучаются с особых позиций. Она делает акцент на идеях целостности, сложности в противовес идеям элементаризма и редукционизма. Каждый из этих подходов (холистский и элементаристский) представляют собой сильные идеализации. Но они могут быть рассмотрены как дополнительные (в смысле Н. Бора), необходимые для полноты описания процессов саморазвития. Акцентируя холистские аспекты, синергетика раскрывает ряд существенных закономерностей саморазвивающихся систем. В этом ее достоинство, но в этом и ее границы.

Экспансия синергетических методов в различные науки эффективна там и тогда, где и когда требуется учитывать саморазвитие, его интегральные характеристики и закономерности. Недостаточно просто констатировать, что имеет место перенос синергетических методов в различные науки (ссылки на междисциплинарность и трансдисциплинарность синергетики часто не выходят за рамки этой констатации). Но это лишь первый шаг. Вторым шагом должен быть анализ, связанный с постановкой проблемы: почему возможен такой перенос, каковы его основания?

Трансляция методов предполагает предварительное видение сходства предметных областей, с которыми скоррелирован метод. Это видение может быть неотрефлектированным, интуитивным, но оно входит в то, что называется пониманием метода. В науке такое видение определяется научной картиной мира.

Синергетика сегодня стоит не только перед проблемой создания своей дисциплинарной онтологии, которая выражается в соответствующих онтологических принципах, но и перед проблемой включения этих принципов в научную картину мира. Она претендует на то, чтобы стать ядром общенаучной картины мира . И в этом состоит один из важных аспектов оснований ее междисциплинарного и трансдисциплинарного статуса. Именно вокруг этой проблематики, по существу, и развертываются дискуссии относительно места синергетики в системе научного знания. Ее неприятие некоторыми критиками относится не к ее конкретным моделям, а к программе включения ее принципов в общенаучную картину в качестве системообразующего ядра.

Трудности в реализации этой программы связаны с переосмыслением оснований многих наук. В частности, важно представить изучаемые ими объекты в качестве открытых процессуальных систем. В физике эта программа была предложена И. Пригожиным. Известно, что он переформулировал термодинамику, представив нестационарные состояния, (которые традиционно рассматривались как вырожденный случай стационарных) в качестве базисных. И. Пригожин наметил с этих позиций возможные новые интерпретации квантово-релятивистской физики и космологии. Но эту работу еще предстоит проделать.

Сходные программы «процессуального видения» возникают и в других науках, но пока эти программы находятся лишь в начальной стадии своей реализации.

Сегодня развитие современной научной картины мира как формы синтеза достижений различных дисциплин протекает в русле идей глобального (универсального) эволюционизма. Он соединяет идеи эволюции и системного видения. Включение идей синергетики в этот процесс представляется весьма органичным. Трудности состоят в состыковке трех основных блоков картины мира – представлений о развитии неживой природы, живой природы и общества. Между ними существуют своего рода лакуны, требующие дополнительного анализа. Возможно, применение синергетических идей и методов даст новый импульс этому анализу. И если это произойдет (а в этом направлении уже есть обнадеживающие результаты), то принципы синергетики органично войдут в ядро общенаучной картины мира.

Формирование оснований синергетики и ее трансдисциплинарного статуса включает множество философских проблем. Они связаны с пониманием особенностей саморазвивающихся систем и методологических принципов их анализа. Прежде всего – это проблема нового смысла категорий, обеспечивающих видение и понимание саморазвивающихся систем . На эту тему я уже писал, поэтому сжато напомню, что имеется в виду. Саморазвивающиеся системы важно отличать от простых (механических) и от сложных саморегулирующихся систем. Каждая из них для своего освоения требует особой категориальной сетки. Это – различные понимания части и целого, вещи и процесса, взаимодействия, причинности, пространства и времени. Для малых систем достаточно полагать , что целое может быть описано свойствами частей и их взаимодействиями, что элементы вне целого и внутри его обладают одними и теми же свойствами, что вещи есть нечто первичное по отношению к взаимодействиям, которые описываются как воздействия одной вещи на другую. Причинность трактуется как жесткий лапласовский детерминизм. Пространство и время полагаются как внешнее по отношению к системе, как арена, на которой разыгрываются процессы взаимодействия вещей. Эта категориальная сетка доминировала в механике и была основой механической картины мира.

Для сложных саморегулирующихся систем смыслы категорий и категориальная сетка их освоения уже иная. Такие системы имеют уровневую организацию, они включают в свой состав подсистемы со стохастическими взаимодействиями элементов и информационно- управляющий блок, с передачей информации от него к подсистемам и обратными связями, обеспечивающими воспроизводимость системы как целого. Категории части и целого здесь изменяются – появляется идея системного качества, не сводимого к свойствам частей. Вещь предстает как воспроизводящийся процесс. Лапласовская причинность применяется ограниченно и дополняется идеей «вероятностной причинности». Категории пространства и времени также обретают новый смысл. Наряду с внешним пространством-временем вводится понятие внутреннего пространства-времени системы. Эти новые категориальные смыслы возникали в науке ХХ в. – в биологии, кибернетике, отчасти в квантово-релятивистской физике. Но для освоения сложных саморазвивающихся систем и этих категориальных смыслов также недостаточно. Здесь формируется новая категориальная сетка. Развивающиеся системы в качестве своего аспекта включают представления о саморегуляции (гомеостазисе), но не сводятся к ним. Их эволюция связана с изменением типа саморегуляции, переходом от одного типа гомеостазиса к другому. Эти системы открытые, обменивающиеся веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Для них характерна иерархия уровневой организации элементов, появление по мере развития новых уровней с новой дифференциацией системы на подсистемы. При этом каждый новый уровень оказывает обратное воздействие на ранее сформировавшиеся, видоизменяет их, и система функционирует как новое целое. Появление новых уровней организации и переход к новому типу гомеостазиса происходит через состояния динамического хаоса, появление точек бифуркации, в каждой из которых возникает спектр потенциально возможных направлений развития системы. В этом отношении можно сказать, что саморазвивающиеся системы обязательно обладают синергетическими характеристиками.

Категориальная сетка, необходимая для понимания и освоения таких систем, предполагает новые смыслы. Уже недостаточно зафиксировать наличие особого свойства целого, не сводимого к свойствам частей (системное качество), необходимо добавить идею изменения системного качества (появление новых управляющих параметров) в процессе развития системы. Процессуальность выступает не только как воспроизводство определенных качественных состояний, но и как переход от одного качества к другому. Расширяется категория причинности – наряду с лапласовской и вероятностной причинностью важной становится идея целевой причинности . Вероятностная причинность обретает новое содержание в связи с изменением вероятностных мер при появлении новых уровней иерархии и их воздействия на ранее сложившиеся. Категории пространства и времени включают не только представление о внешнем и внутреннем пространстве-времени, но и об изменении последнего по мере эволюции системы (идея оператора времени, предложенная И. Пригожиным вполне согласуется с этими новыми смыслами).

Некоторые особенности этой категориальной сетки были в первом приближении описаны в гегелевской диалектике. Определенные конкретизации в нее были внесены нашими философами в 70-х годах при исследовании диалектики естествознания. Но сегодня можно и нужно продолжить эту работу. Синергетика дает для этого новый материал, требующий философского осмысления. Например, то, что в диалектике традиционно обозначалось как «скачок», «перерыв постепенности», связанный с возникновением нового качества, в синергетике раскрывается через характеристики динамического хаоса, возникновение странных аттракторов и кооперативных эффектов.

Исследование странных аттракторов поставило в новом свете и проблему целевой причинности, расширяя понятие детерминизма применительно к саморазвивающимся системам.

Экспликация новых смыслов категорий выступает условием обоснования синергетики как ядра общенаучной картины мира. Без этого трудно достигнуть понимания среди тех представителей научных дисциплин, которые привыкли видеть мир сквозь призму иных, менее богатых категориальных смыслов, достаточных для освоения более простых системных объектов, чем те, с которыми имеет дело синергетика.

Так всегда было в истории науки при появлении новых теорий и концепций, которые вносили коррективы в прежнюю картину мира. Уместно вспомнить споры вокруг понятия причинности между Бором и Эйнштейном на Сольвеевских конгрессах в эпоху разработки квантовой механики. Вероятностная причинность не сразу вошла в арсенал науки. Эйнштейн, например, полагал, что она вообще подрывает идею детерминизма («Бог не играет в кости»).

Разработка философских оснований синергетики – это поле совместной аналитической работы философов и ученых специалистов различных областей знания. Эта работа включает не только осмысление онтологических категориальных структур самоорганизации и саморазвития. Это важный, но лишь первый аспект проблемы философских оснований синергетики. Второй ее аспект связан с анализом гносеологической и методологической тематики. Он предполагает выяснение нового понимания познавательных идеалов и норм, которые необходимы для освоения сложных саморазвивающихся систем. Здесь нужен анализ тех новых смыслов, которые обретают категории «понимание», «объяснение», «предсказание», «теория», «факт» применительно к саморазвивающимся системам. Именно в этом пункте происходит переход к постнеклассическому типу рациональности.

Наконец, третьим аспектом философских оснований синергетики выступают мировоззренческие проблемы, связанные с включением в культуру новых научных представлений о саморазвитии. Здесь уже есть исследования (в том числе и мои), показывающие, что новые представления резонируют как с западной, так и с некоторыми восточными культурными традициями. Вместе с тем, эти представления создают точки роста новых ценностных ориентаций в современной культуре. Разумеется, все эти проблемы требуют дальнейшей углубленной проработки, и в этом я вижу основную задачу философов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Представление о том, что все предметы и явления в мире являются системами различных видов сложности, легло в основание философского принципа системности, объединяющего и синтезирующего идеи системности, целостности, всеобщности связей и отношений, специфики соотношения части и целого, причин и условий изменения структуры системы и т.д.

Идея системности и целостности была имманентна размышлениям античных философов о проблемах соотношения части и целого, единства и множественности, а также в той или иной мере она рассматривалась в философии Нового времени. Философы, особенно рационалисты, строили свои философские учения в виде системы, а потому говорят о философской системе Спинозы, Лейбница, Канта, Гегеля и т.д. С середины XIX века принцип системности был применен в социальной философии, рассматривающей общество как «органическую систему» (например, теория общества Маркса).

В системной методологии основным является понятие «система», которым обозначается целостный комплекс взаимосвязанных элементов, целостно внутренне организованных, как функционально, так и на основе неких закономерностей, таких, например, как осуществление процессов управления на основе различных типов целеполагания. Каждая система является элементом системы более высокого порядка, а потому можно говорить об иерархичности систем. В нашей стране системная методология разрабатывается В.Н.Садовским, И.В.Блаубергом, Э.Г.Юдиным, которые выяснили специфические характеристики систем по сравнению с неорганизованными в систему совокупностями, а также классифицировали системы на органические и неорганические. Органические системы – сложное саморазвивающееся целое, характеризующееся (а) наличием структурных и генетических связей, координации и субординации элементов; (б) порождением особого свойства целого из свойств элементов и наоборот; (в) наличием у элементов системы определенного числа степеней свободы, что обусловливает, вероятностный характер процессов управления системой. Неорганические системы – это менее сложное, по сравнению с органической системой образование, характеризующееся отсутствием тесной связи между системой как некоей целостности и ее элементов, которые могут существовать самостоятельно и даже в своей активности превосходить активность системы. Изменения целого могут не сопровождаться изменениями элементов.

Начавшееся в начале 70-х гг. XX века изучение сложно организованных неравновесных систем, привело к созданию принципиально новой теории самоорганизации систем – синергетики (греч. Synergeia – сотрудничество, содружество). Термин «синергетика», использовавшийся христианским богословием для обозначения со-работничества Бога и человека, был введен в научный обиход Г.Хакеном. Синергетика изменила существующие ранее представления о системах и их развитии, что повлияло на методы и стратегию научного поиска, вызвало изменение парадигмы современного естествознания. Н.Н.Моисеев и Э. Тоффлер приписывают синергетике статус новейшей научной революции.

Синергетика стала исследовать самоорганизацию нелинейных динамических «сильно неравновесных» систем. Анализ их поведения «вдали от равновесия» обнаружил, что системы приобретают принципиально новые свойства и начинают подчиняться особым законам. Все процессы и явления в природе связаны постоянным обменом веществом, энергией, информацией с окружающей средой, что неизбежно делает их неравновесными.

Кратко изложим суть синергетических открытий.

1. Неравновесные системы превалируют в природе, а потому «мы живем в мире неустойчивых процессов» (И. Пригожин). На всех уровнях структурной организации бытия именно неравновесность является условием и источником возникновения порядка. Самопроизвольная самоорганизация материи возможна только в неравновесных системах.

2. При сильном отклонении от равновесной ситуации, когда флуктуации (нарушения, возмущения) вызывают случайные отклонения параметров системы от их среднего значения, возникают диссипативные (диссипация – рассеяние энергии) системы и структуры. Их специфические характеристики таковы: (а) принципиальная открытость, т.е. наличие постоянного обмена веществом, энергией, информацией с окружающей средой, что является своего рода обменом беспорядка (хаоса) на порядок. Поэтому любая сложная система по определению не является равновесной. Если в классической термодинамике тепловое рассеяние считалось источником беспорядка, то в синергетике диссипация – источник порядка; (б) реагирование на факторы, которые в равновесном состоянии система воспринимала как индифферентные. Например, в сильно неравновесных состояниях химические реакции оказываются восприимчивы к гравитации; (в) наличие кооперативных взаимодействий на микроуровне: если в равновесном состоянии системы молекулы ведут себя независимо от других молекул, как бы «не замечая» их присутствия, то в неравновесном у молекул появляется способность «видеть» не только своих соседей, но и всю систему в целом. Такие изменения поведения молекул влияют на пространственно-временные макрохарактеристики систем. Название «синергетика», введенное Хакеном, в немалой степени было обусловлено фактом кооперативного взаимодействия молекул, хотя сам Г. Хакен писал: «Я назвал новую дисциплину «синергетикой» не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизаций, необходимо кооперирование многих различных дисциплин»; (г) необратимость во времени процессов формирования системы, что позволило различать состояния системы в настоящем, прошлом и будущем, т.е. признавать эволюцию всех, а не только живых систем.

Но следует отметить, что первый важный шаг в осознании того факта, что время является существенным параметром физической картины мира, был сделан еще в XIX веке вторым началом термодинамики, согласно которому Вселенная идет к тепловой смерти и повернуть время вспять, чтобы воспрепятствовать возрастанию энтропии, невозможно: (д) наличие аттрактора (лат. attractio – притяжение), т.е. финальной цели-состояния, направляющей эволюцию системы и «гарантирующей» стабильность состояния порядка. То состояние самоорганизации системы, когда аттрактор еще не сформировался, называется хаосом, который на микроуровне является силой, способствующей переходу системы в нелинейный режим. Порядок рождается из хаоса, который выполняет конструктивную роль в процессе выхода системы на один из аттракторов. Сам хаос обладает сложным, внутренним порядком, а потому его противопоставление порядку не может быть абсолютным. Идея «порядка из хаоса» вызывает идеологические споры, вызванные обоснованными опасениями, что «индустриально развитые страны могут по своему усмотрению вызвать хаос в нужной точке планеты, чтобы установить тот порядок, который им нужен» (К. X. Делокаров); (е) нелинейный характер описывающих поведение систем дифференциальных уравнений, которые в отличие от дифференциальных уравнений, носящих линейный характер, имеют более чем один тип решения.

3. При критическом изменении главных параметров системы она достигает некоторого «порога» устойчивости, за которым (если не произошло разрушения системы) открывается несколько возможных путей развития. Этот «порог» называется точкой бифуркации (англ. fork — вилка). В ней траектория развития системы разделяется на равно возможные «ветви» дальнейшего движения системы, из которых осуществится только одна: происходит выбор системой одного из возможных вариантов развития. За «выбор той ветви, которая возникнет после точки бифуркации», ответственны «флуктуации на микроскопическом уровне». Они «определяют то событие, которое произойдет», сами же флуктуации «являются следствием индивидуальных действий» (И.Пригожин). Н.Н.Моисеев проинтерпретировал бифуркационный переход как «быструю, коренную перестройку характера развития системы», смену ее пространственно-временной организации. Бифуркация, как считает Пригожий, является (а) источником инноваций эволюционного развития системы, а это означает, что «природа созидательна на всех уровнях ее организации»; (б) точкой максимальной чувствительности системы к любым внешним и внутренним воздействиям: вблизи нее даже самые незначительные флуктуации того или иного параметра могут сдвинуть систему в совершенно новом направлении развития, что демонстрирует неустойчивость нашего мира. Это приводит, писал Пригожин, к «концу Определенности» (так называется его последняя книга).

4. Бифуркационный переход обусловливает нелинейность, т.е. многовариантность, альтернативность эволюции системы, а потому «будущее не дано нам заранее» (И.Пригожий), его нельзя просчитать, опираясь на принципы детерминизма. В выборе системой пути дальнейшего развития неизбежно присутствует элемент случайности, которая приобретает в синергетике фундаментальный статус. Эволюция в этом контексте предстает как процесс последовательных бифуркационных переходов, в которых господствует элемент случайности, аналогичный бросанию игральной кости.

Но, как известно, синергетика сформулировала свои основные принципы в ходе изучения неравновесных процессов в термодинамике. Можно ли эти принципы применять к изучению общества? Сам Пригожий выступает против редукции (сведения) гуманитарных наук к физике, но при этом считает, что изучение общества как сложной системы допускает применение синергетической метафоры: «событие представляет собой возникновение новой социальной структуры после прохождения бифуркации», а «история является последовательностью бифуркаций». Всякая же бифуркация «влечет за собой и позитивные сдвиги, и определенные жертвы», что можно проиллюстрировать на примере любой революции. Социально-историческое событие имеет «микроструктуру», где и происходят флуктуации, вызванные индивидуальными действиями людей. Поэтому, как пишет Пригожин, «мир есть конструкция, в построении которой мы все можем принимать участие».

Синергетика существенным образом повлияла на философскую мысль, эпистемологию, мировоззрение, так как (а) потребовала от них осмысления понятий «порядок и хаос», «существование и возникновение», «открытость», «сложность», «случайность» и др. Уже само название ряда работ Пригожина и других авторов – «От существующего к возникающему», «Порядок из хаоса» – включают термины, не являющиеся общепринятыми в науке; (б) придала онтологический статус многообразию, в то время как в европейском типе рациональности всегда господствовала онтология Единого, что привело к необходимости расширения смысла рациональности; (в) сформулировала новую поведенческую установку для индивида и социума: «человек должен научиться жить в этом нестабильном, неопределенном, сложном и открытом мире», ибо «один неосторожный шаг – и он сорвется в бездну. Одно необдуманное действие – и человечество может исчезнуть с лица Земли» (Н.Н.Моисеев).

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *