Буддийские обряды

Последний день уходящего года имеет особый статус. В этот день все верующие должны закончить подготовку к празднику, завершив обновления в доме, вычистив все, что необходимо, приготовив праздничный стол для трапезы всей семьей.

Обряд Дугжууба — это также своеобразный обряд духовного очищения — специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.

Накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, без добавок), затем лепят из него фигурку человечка (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу». Если человек совершает это осознанно, с большой верой, то он освобождается от дурных мыслей, предрассудков, болезней и прочего негатива. Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер.

Ламы также готовятся к обряду Дугжууба. Собственно дугжууба представляет собой набор из четырех треугольных фигур из жира и муки (бурят. балин). Кроме этого, монахи готовят особый балин, называемый соор. Соор — это трехгранная пирамида из теста, полая внутри, на которой вырезаны цветы, круги, языки пламени, а верхушка пирамиды увенчана изображением человеческого черепа. По внешнему контуру также вырезаны три полоски, окрашенные в черный, белый и красный цвета. Черный олицетворяет неведение, белый — страсть, красный – гнев.
Соор — это своего рода магическое оружие, которое во время службы силой произносимых ламами молитв становятся воплощением силы, способной обратить в прах все человеческие пороки.

После соответствующего молебна ламы выходят из храма за ворота монастыря к месту, где накануне приготовляется костер. Ламы освящают костер и зажигают его. Под ритуальные молитвы в соор «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год и три яда сознания – неведение, страсть и гнев. Затем торжественно сжигают его на костре, огонь которого означает мудрость. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.

Разжигание костра – обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он называется «Соор залаха» — в честь самого сооружения.

Борьбу с врагами веры символизирует и обряд линга: для него тоже лепится из теста фигурка торма, олицетворяющая зло и врагов веры, которая затем торжественно разрубается на 12 частей и сжигается как жертва, приносимая владыке смерти Яме.

На хурале совершается поклонение и подношение защитнику Дхармы (бурят. сахюусан) Чойжалу (санскр. Калакупа), поэтому его изображение должно обязательно присутствовать во время ритуала Дугжууба. Призывание Чойжала и его приход препятствует вторжению зла и защищают от его вредоносных действий.

Нельзя совершать обряд Дугжууба на придомовом участке или в лесу, разжигая костер самостоятельно. В буддийской традиции категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню — тем самым наносится вред самому себе и всему, что окружает человека. Огонь (костер) как символ очищения, в который бросают табаланы, находится только в монастырях и освящается ламами.

Поэтому для обряда необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.

Дугжууба завершает приготовления к новогоднему празднику. Одновременно начинается новый 12-летний цикл буддийского календаря.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Буддийский обряд погребения
Формы культа в буддизме очень разнообразны. Это вызвано тем, что, распространяясь в различных странах, буддизм широко ассимилировал местные культы и включал в свою обрядовую практику укоренившиеся у данного народа обычаи. Буддийское духовенство давало этим обрядам новое толкование, связывая их с догматами буддизма и с мифическими событиями из жизни Будды, его учеников и видных деятелей буддийской церкви. так появились различные обряды и традиции похорон, свойственные различным течениям буддизма. Погребальные обряды у всех народов мира традиционно связаны с их миропонимаением, подобно и буддийский ритуал погребения тесно связан с буддийским мировозрением, а именно с представлением о перерождении души. Буддист с самого начала знает, что само рождение есть медленное продвижение к смерти. Что смерть неизбежна. Поэтому от готовится к ее приближению всю свою жизнь, творя добро и избегая зла, чтобы переродиться в высшем мире. Примером обычно служит жизнь и смерть Будды. Старость — это один из «вестников» приближения смерти. Есть «универсальный закон» природы, когда все окружающее подчинено причинно-следственным связям (кармический закон). Этот закон никто не может изменить полностью, но каждый, благодаря своим поступкам, может повлиять на ход событий в будущем.
Погребальные обычаи в буддизме
Служители культа (священнослежители) перед смертью человека учат его, как встретить смерть, как определить первые ее признаки, о чем думать в это время. Согласно этому учению, буддист должен в последний день своей жизни лечь на правый бок, положить руку под голову и думать о прекрасном. В этот момент у вас нет больше никаких дел, что бы вы могли делать. Настает момент, когда вы хотите чтоОто сказать, но вы не можете, ваши губы становятся сухими. Начинает постепенно теряться зрение, слух, обояние, замедляется дыхание, и с прекращением его жизнь начинает покидать ваше бренное тело. И тот, кто был при жизни Иваном или Петром, становится бывшим или уже никем.
Согласно буддийскому мировозрению, или учению, вся жизнь человека связана с окружающей природой, точнее — с изменением лунных фаз, с ходом Солнца и Земли. В день смерти очень важно знать время до сотой доли минуты, чтобы правильно вычислить все данные, необходимые для обряда погребения. Астролог должен сказать, дожил ли человек до тех лет, которые были даны ему судьбою, или нет. Что явилось причиной его смерти. Кому он был дорог и близок в момент смерти. О чем он жалел. Кому может принести вред его смерть и т. д. После этого астролог дает список необходимых служб и обрядов для умершего. Важно четко соблюсти все правила, чтобы душа умершего не заблудилась. Астролог должен сказать также точное время выноса тела — день, час и направление выноса. Считалось, что похороны — это проводы человека в другой мир. Что человек не исчезает, он переходит в более прекрасный мир, если он этого он заслужил своей праведной жизнью.
Первые три дня нельзя двигать тело умершего, чтобы не спугнуть душу. Во время обряда погребения кто-то из родственников обязан дотронуться до его тела, а кому то вообще нельзя принимать участие в погребение. Все это говорит астролог. В день погребения проводится специальная служба, читают молитвы и проводят «обряд погребения». Непременным условием для обряда погребения является момент, когда священнослужитель проводит освящение места погребения, или, говоря простым языком, просит землю для умершего. Если захоронение будет поведено без данного обряда, могут быть плохие последствия для родственников умершего. Женщинам строго запрещалось посещать кладбища, особенно беременным и тем, у кого были маленькие дети. Во время похорон запрещалось употреблять спиртное.
Обряды, сопровождающие смерть и погребение по ламаистской традиции
В предсмертные часы, по ламаистскому обычаю, к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия — зурдайн-судур, во время которого лама подробно рассказывает о том, что встретит на своем пути душа, расставшись с телом.
После наступления смерти кто-нибудь из родственников узнает у зурхачина, кто может готовить покойника к погребению, какие хуралы надо отслужить, в какой день хоронить, в какой час и в какую сторону выносить тело, каким способом хоронить. Если не соблюсти всех указаний и не принять всех мер, следует ждать новых смертей в семье. Специалист по похоронам — буянчи — придает умершему нужную позу, обмывает и одевает покойника, зашивает ему веки и т. д. По правилам, тело должно быть предано одной из пяти «стихий» — земле, воде, огню, воздуху или дереву. Однако на практике обычно труп просто оставлялся в степи, где его пожирали собаки или волки. После похорон проводятся «очистительные» обряды, молитвы и обряды, предохраняющие живых от несчастий. Семь недель после смерти принимаются меры для того, чтобы «обеспечить» умершему хорошее перерождение. Падеж скота, увечье ребенка, воровство, происшедшие после смерти, указывают, будто душа «имеет обратное тяготение к семье» и ее надо снова «отгонять» молитвами, обрядами и пожертвованиями.
Справка: Буддизм
В буддизме различают два направления: хинаяна (букв, «малая колесница») и махаяна (букв, «большая колесница»). Сегодня буддийские похоронные обряды, праздник Бон (День поминовения усопших) и неделя равноденствия имеют свои обряды и правила, и многие из этих церемоний обязаны культу предков. В махаяне «присутствует вера в самсара — переселение Души» (Садаката, 1989, с. 14) и в то, что «мир, в котором живут люди, лишь один из шести миров, хотя и второй по величию» (Цутия, 1998, с. 131). Согласно этому учению человек отправляется после смерти в путешествие, поэтому покойника обряжали в особые одеяния для безопасного путешествия. Помимо этого, в махаяне «утверждалось, что покойник получит новую жизнь в одном из шести миров в зависимости от его поведения при жизни, и решение, в какой мир именно он попадет, будет принято через 49 дней после его смерти». В течение этих 49 дней семья усопшего отправляет особые службы для перемещаемого духа.
С приходом буддизма во многих странах укоренился и обычай кремации, зародившийся в Индии (Хага, 1996, с. 35). До распространения кремации люди просто ожидали исчезновения «нечистоты» смерти, помещая тело покойника в гроб. Однако впоследствии они решили, что сожжение — лучший способ «очищения» смерти, и с готовностью переняли этот индийский обычай (там же). Поэтому, хотя синтоизм не предусматривал специфических способов очищения «нечистоты» смерти, буддизм предложил утонченный церемониал, предназначенный для перехода покойного в загробный мир, и обычаи двух религий были соединены в ритуале похорон.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддийская философия, как и любая другая религия, связана с особыми традициями и обычаями. В сегодняшней статье мы расскажем про обряды и ритуалы буддизма, а еще поведаем о том, как отмечают праздники последователи Будды.

Обрядовая часть религии

Посещение храмов

Праздники

Ритуалы

Заключение

Обрядовая часть религии

Главная цель учения Будды – чистота мыслей, успокоение и, как итог, достижение просветления. Начиная от рождения и до самой смерти, буддиста сопровождают особые традиции, и даже после ухода в мир иной над телом усопшего проводятся специальные обряды.

Религиозные аспекты жизни складываются из целого спектра действ: посещения храмов, медитаций, поклонений, подношений, чтения мантр. В разных направлениях и течениях они могут разниться, но основы везде одни и те же, они во многом повторяют жизненный цикл.

Человек рождается в новом воплощении, и по этому случаю проводится специальный ритуал. Приглашается лама, который устанавливает специальный знак запрета, запрещающий посторонним входить к ребенку в течении месяца. Затем этот монах становится покровителем ребенка на всю жизнь.

Верующий нашел своего спутника в этом воплощении – следует провести свадебный обряд по всем правилам. Свадьба проводится в храме, где ламы несколько часов читают мантры и жгут благовония.

Молодых окутывают красивыми белыми гирляндами, с помощью которых они соединяются с монахами и получают их благословение. Затем принято угощать монахов вкусной едой, и молодожены здесь особенно стараются, так как считается, что чем вкуснее еда, тем крепче будут отношения в будущей семье.

Особое внимание уделяется инициализирующим и похоронным традициям. День становления монахом – важнейшее событие для молодого человека, так называемого неофита. Ему бреют голову и облачают в желтое одеяние монаха.

Затем неофит произносит молитвы, похожие на клятву, а главный служитель монастыря задает ему несколько вопросов – так проходит обряд инициации.

Как мы уже сказали, не менее важными считаются ритуалы, связанные со смертью, ведь именно в это время душа может наконец спастись, выйдя из круга перерождений.

Однако она нуждается в помощи, и для этого рядом с телом читается Бардо Тходол – священное писание, известное нам как «Тибетская книга мертвых». Текст песни разливается, успокаивая душу и буквально описывая ей все действия, которые нужно совершить для разрыва круга Сансары.

Дальше следует погребение, которое тоже должно происходить по специальным правилам, сопровождаться освещением могилы, пением мантр. Люди верят, что это поможет избежать новых жертв в семье и упокоит душу родного.

Посещение храмов

Вера буддиста неотделима от посещения храмов. Здесь проводятся службы по лунному календарю, который можно считать традиционным: особенной силой обладают дни новой и полной луны. Но это не отменяет еженедельные и даже ежедневные служения.

Верующий приходит в святилище, где обязательный атрибут – статуя Будды, восседающего с безмятежной полуулыбкой. Тут и там видны изображения других божеств, мифических существ. Прихожанин снимает обувь, садится, кланяется и по-своему общается с божественным.

Монастырь наполнен духом умиротворения, сладковатым запахом благовоний и шепотом мантр как музыкальным сопровождением единения с богами. Подношения им и монахам считаются неотделимой частью посещения. Нередко встречаются молитвенные барабаны, способные донести молитву, усиленную в сотни тысяч раз.

Но даже вне стен храма человека сопровождает его вера. Буддийский культ выражается медитациями, ритуалами у домашнего алтаря, чтением священной литературы. Во время обетов, суть которых похожа на посты, буддисты стараются ограничивать себя в еде, вести более аскетичный образ жизни, питать свой ум светлыми мыслями – делать все, чтобы максимально приблизиться к гармонии внутри себя и во внешнем мире.

Праздники

Для буддистов праздник – это не день излишеств, как нередко воплощают это событие жители Запада. Даже в английском языке праздник – это «holy day», что в переводе означает «святой день». И сторонники Будды об этом ни на минутку не забывают.

Они знают, что энергия этого дня особенная, и любое действие – хорошее или плохое – увеличивает свою силу, воздействие на окружающий мир. Чистота – вот что сегодня, как никогда, необходимо душе, поэтому люди стараются непременно посетить храм, помолиться, обратиться с благодарностями, подкрепленными подношениями, к божествам, монахам и друг к другу.

Празднование выливается в торжество жизни, совместное чтение мантр, религиозных текстов, в песнопение, игру на любимых музыкальных инструментах, обращение к культовым предметам. Особенно широко, трепетно празднуется Весак, или Вишакха пуджа – день рождения, просветления и ухода в нирвану Пробужденного.

Это интересно! В направлении махаяны три главных события жизненного пути Будды празднуются в разные дни, в то время как во всех остальных школах, в том числе в тхераваде, они выпадают на один день. Поэтому его отмечают с особым размахом.

Весак обычно празднуется в мае. На протяжении целой недели толпы верующих стекаются в храмы, где денно и нощно проходят молебны, а настоятели рассказывают захватывающие истории о пути Будды и его верных учеников.

На этот момент все озаряется светом, который символизирует просветление Учителя: около ступ горят свечи, а монастыри, улицы и даже дома украшаются бумажными фонариками.

Отличительная особенность буддистских праздников заключена в том, что они зависят от лунного календаря, поэтому «скачут» из года в год. Из-за этого так важна работа местных астрологов, которые беспрестанно высчитывают даты предстоящих событий, составляют прогнозы.

Ритуалы

В буддийской практике зачастую используются ритуалы, о каких не слышал европейский человек. Несмотря на это, представители Запада бесконечно верят в действенность этих способов, поэтому относятся к ним чрезвычайно серьезно. Их названия могут варьироваться от направления к направлению, но основа остается незыблемой.

Мы выбрали основные, самые интересные, на наш взгляд, ритуалы, и немного расскажем о них:

  • Мэнгын Засал

Философия буддистов утверждает, что через каждые девять лет человек сталкивается со своеобразными кризисами, например, на 18-м, 27-м, 36-м, 45-м году жизни и так далее. Чтобы избежать застоя и неприятностей в этом возрасте, стоит прибегнуть к помощи лам.

Для начала следует собрать девять специальных камней и принести его ламе. Он уже, в свою очередь, проведет над ними обряд, прочитает особые молитвы, освятит благим дуновением. После нужно будет выбросить камни на разные стороны, как скажет монах.

  • Тчаптуй

Если человек часто болеет или претерпевает неудачи на каждом шагу, значит его энергетика загрязнена. И здесь тоже помогут мантры. Для этого нужен специальный сосуд, наполненный водой. После многократного прочтения молитвы – тысячи, а может и миллион раз – вода станет наделена целительными свойствами и смоет всю плохую энергию.

  • Мандал Шива

Этот ритуал очень помогает при каких-либо начинаниях – чуде рождения, создании новой семьи, строительстве жилища. За это отвечает Зеленая Тара – богиня, известная своей благосклонностью. Однако чтобы ее заслужить, следует сделать ей подношения в виде цветов, ароматических палочек, сладкой воды, еды, света, а также подарить 37-звенную мандалу и начитать специальные мантры.

Буддийская традиция неповторима и многогранна, что еще больше подтверждают многочисленные ритуальные обряды. Они могут показаться таинственными и необычными, но, что интересно – они работают, стоит лишь только верить.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если информация статьи оказалась интересной для вас, делитесь ею с друзьями в соцсетях, и будем искать истину вместе.

Буддизм – это путь преображения. Это означает, что интеллектуального понимания недостаточно. Следуя по буддийскому пути, мы должны использовать и свои чувства, и воображение. Использовать чувства значит верить, быть преданным, и ритуал является способом напрямую привлекать наши чувства.

Буддийские ритуалы обычно состоят из трех главных элементов: декламации, песнопений и совершения подношений. Декламируемые стихи обычно напоминают об основных целях и идеалах и дают возможность для выражения того стремления, которое и делает человека буддистом. Буддисты обычно поют на пали или санскрите (двух древних языках Индии), так же, как и на местных языках, и их пение является способом усиления эмоциональной связи с буддийскими идеалами. Иногда буддисты поют мантры — слоги на санскрите, которые считаются словесными выражениями Просветления. Подношения обычно состоят из цветов, символизирующих одновременно красоту и непостоянство, свечей, символизирующих сияние Просветления, и благовоний, которые наполняют воздух, точно так же, как Истина, которую постиг Будда, наполняет Вселенную.

Трехчленная Пуджа

1. Вступительное выражение почтения

Мы поклоняемся Будде,

Совершенному Просветленному,

Указавшему нам Путь.

Мы поклоняемся Дхарме,

Учению Будды,

Которое ведет из тьмы к свету.

Мы поклоняемся Сангхе,

Братству учеников Будды,

Которое вдохновляет и ведет нас.

2. Подношения Будде

Поклоняясь Будде, мы подносим цветы:

Цветы, которые сегодня свежи и благоухают,

Цветы, которые завтра увянут и опадут.

Наши тела разрушатся точно так же, как и цветы.

Поклоняясь Будде, мы подносим свечи:

Тому, который есть свет, мы подносим свет.

От его большей лампы мы возжигаем меньшую внутри нас:

Лампу Пробуждения, сияющую в наших сердцах.

Поклоняясь Будде, мы подносим благовония:

Благовония, чей аромат заполняет собой пространство.

Аромат совершенной жизни, слаще любых благовоний,

аспространяется во всех направлениях, наполняя пространство.

3. Почтения Трем Драгоценностям

Мы поклоняемся Будде и стремимся следовать ему.

Будда был рожден, как и все мы.

То, чего достиг Будда, и мы можем достигнуть.

То, что превзошел Будда, и мы можем превзойти.

Мы поклоняемся Дхарме и стремимся следовать ей

Телом, речью и умом, до самого конца.

Истину во всех ее аспектах, путь со всеми его ступенями

Мы стремимся изучить, практиковать и реализовать.

Мы поклоняемся Сангхе и стремимся следовать ей:

Братьям и сестрам, с которыми мы делим путь.

Когда, один за одним, мы принимаем свои обязательства,

Сангха растет, как все расширяющийся круг.

Многие формы ритуалов развивались на протяжении истории буддизма, варьируясь от простой декламации нескольких стихов до сложных, длительных церемоний. Такие многогранные практики зачастую включают одновременную декламацию религиозных стихов, физическую активность, сознательное развитие позитивных эмоциональных состояний и мысленное создание образов и звуков. Таким образом, с их помощью достигается гармония тела, речи и ума.

По этим причинам ритуалы и практики почитания, известные как пуджи, составляют часть жизни Буддийской Общины Триратна. Эти практики включают декламацию стихов, выражающих духовные обязательства, известные как Прибежище и Наставления. Наряду с ними, используются несколько литургий, взятых из традиционных источников или, как в случае с вышеупомянутой Трехчленной Пуджей, созданные недавно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *