Критическая ситуация

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций»

Проблема взаимодействия человека и ситуации является одной из фундаментальных в психологической науке: в ней вскрываются вопросы соотношения объективного и субъективного, внешнего и внутреннего мира личности на протяжении жизни; именно ситуация внутренне детерминирует человеческое поведение. Среди широкого класса жизненных ситуаций особое место занимают ситуации критические, в которых остро проявляются противоречия между интенцией к реализации и невозможностью осуществления некоторых базовых, имеющих высокую значимость для субъекта ценностей. Актуальность исследования таких ситуаций неоднократно подчеркивалась зарубежными и отечественными психологами (R.Lazarus, S.Folkmen, L.Montada, L.Ross, R.Nisbett, H.Thomae, W.Thomas, Р.А.Ахмеров, Л.Ф.Бурлачук, Ф.Е.Василюк, Е.Е.Данилова, Р.М.Загайнов, Е.В.Кораблева, Е.Ю.Коржова, А.С.Кочарян, Е.П.Крупник, К.Муздыбаев, С.К.Нартова-Бочавер, Т.М.Титаренко, Е.Н.Туманова, Т.С.Чуйкова). L.Montada высоко оценивал направление, связанное с изучением критических жизненных событий, которые он называл экспериментами жизни.

Выбор конструктивных стратегий преодоления критических ситуаций в итоге становится фактором, определяющим успешность развития личности, ее целостность, зрелость, устойчивость. В свою очередь, комплекс таких стратегий включается в более широкий набор средств, с помощью которых человек выстраивает все многообразие межличностных отношений, а в перспективе — свою уникальную стратегию жизни.

В настоящее время на фоне интенсивных общественных изменений особенно остро стоит вопрос поиска таких стратегий совладающего поведения в критических ситуациях, которые позволяют максимально сохранить психическое здоровье людей, раскрыть их личностный потенциал и способность творчески строить свой жизненный путь, и которые характеризуют «психологически устойчивую» личность (Е.П. Крупник). Несмотря на актуальную необходимость теоретической и эмпирической разработки категория психологической устойчивости как базовая характеристика личности и связанные с ней феномены совладающего поведения до сих пор остаются недостаточно изученными.

Следует также отметить, что в поиске закономерностей, определяющих психологическую устойчивость личности в критических ситуациях, несомненную ценность представляет теоретически обобщенный опыт клинической работы с людьми, страдающими различными нарушениями личностного развития. Данный опыт недостаточно используется «академической» наукой, в то время как он позволяет устанавливать определенные взаимосвязи между возникновением указанных нарушений и особенностями личностно-ситуационного взаимодействия: неадекватное отношение субъекта к сложной ситуации (выраженное в гиперактуализации значимости возникшего неблагоприятного воздействия), неспособность самостоятельно разрешить трудную ситуацию считаются ведущими факторами невротизации личности (Б.С. Братусь, В.А. Войнов, Б.Д. Карвасарский, В.Н.Мясищев, А.Адлер, К. Хорни и др.).

В зависимости от теоретического подхода взаимодействие невротической личности с трудными, критическими ситуациями рассматривают по-разному: как поведение, обусловленное невротическим конфликтом (Э.Берн, Г.Салливан, Э.Фромм, К.Хорни), множеством фрустрирующих ситуаций, и реализуемое через «деструктивное взаимодействие» (А.Адлер), как следствие неспособности человека изменять свой образ действия и отношения со средой (Ф.Перлз), как следствие неадекватных поведенческих паттернов (А.Бандура, Э.Толмен, Дж.Торндайк, Б.Ф. Скиннер, Дж.Уотсон). На роль неблагоприятной социально-бытовой среды традиционно указывают отечественные психологи (Б.Д. Карвасарский, В.Н. Мясищев).

Мы полагаем, что наиболее продуктивным в плане изучения актуальной проблемы стратегий преодоления критических ситуаций в их связи с психологическим здоровьем субъекта может выступить подход, рассматривающий совладающее поведение сквозь призму психологической устойчивости (Е.П. Крупник) и «неустойчивости» личности. В качестве модели последней мы рассматриваем личность невротическую, характеризующуюся выраженной неадекватностью поведенческого и эмоционального реагирования в критических ситуациях (как конкретный вариант невротической личности нами изучались люди, страдающие логоневрозом — нарушением речевого общения в форме заикания).

Целью нашей работы стало изучение когнитивных, аффективных и поведенческих особенностей проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций.

Исходной теоретической посылкой исследования является положение о том, что психологическая устойчивость личности позволяет сохранять основные отношения индивида к действительности, предполагая вместе с тем пластичность и вариативность поведения, диалектически сочетая его зависимость от ситуации с преодолением ее воздействия.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что психологическая неустойчивость личности будет проявляться в склонности к фиксированным (ригидным) или полевым (зависимым от ситуации) схемам поведения в критических ситуациях, что особенно характерно для людей с нарушениями речевого общения в форме заикания.

В связи с этим нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. провести теоретический анализ проблемы преодоления человеком критических ситуаций в зарубежной и отечественной психологии;

2. изучить особенности когнитивно-аффективной представленности критических ситуаций как проявления психологической неустойчивости личности;

3. изучить особенности стратегий преодоления критических ситуаций проявления психологической неустойчивости личности.

Объект исследования: люди без речевых нарушений (в форме логоневроза) и с логоневрозом.

Предметом исследования выступили когнитивно-аффективные и поведенческие особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций.

Теоретической и методологической предпосылкой данной работы послужило положение о том, что достоверное научное знание о специфике взаимодействия человека и критических ситуаций способствует более глубокому пониманию механизмов развития личности, а также условий ее полноценного развития, поддержания и укрепления психологического здоровья человека, реализации его творческого потенциала.

Анализ феномена совладания с критическими ситуациями в контексте концепции «психологической устойчивости» личности и психобиографического подхода открывает возможность для разработки коррекционных, развивающих и психотерапевтических программ работы с учетом неповторимости и уникальности жизненного пути каждого человека.

Теоретической базой исследования выступили положения:

Кроник, C.JI. Рубинштейн, L.Ross, R.Nisbett, D.Magnusson, H.Thomae, W.Thomas, A.Furnham, N.Endler);

— концепция психологической устойчивости личности (Е.П. Крупник);

Организация и методы исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе анализировались современные подходы к проблеме взаимодействия человека и критической ситуации. На втором этапе проводилось экспериментальное изучение специфики критических ситуаций и стратегий их преодоления людьми с нормальным и нарушенным речевым общением (в форме логоневроза). Выборку испытуемых составили 100 человек, из них 30 — страдающих логоневрозом, 70 — без логоневроза.

Для эмпирического исследования специфики критических ситуаций, а также способов их преодоления использовался блок методик, включающий:

1. Методику «Психологическая автобиография» Е.Ю. Коржовой;

2. Структурированное психобиографическое интервью (разработанное автором исследования);

3. «Опросник критических ситуаций», специально разработанный автором исследования;

4. Экспериментально-психологическую методику изучения фрустрационных реакций (модификация методики С.Розенцвейга, разработанная в НИИ им. В.М. Бехтерева).

Результаты исследования подвергались качественному и количественному анализу с использованием непараметрических и параметрических методов математической статистики, факторного и кластерного анализа. Количественная обработка данных проводилась с использованием пакета статистической обработки Statistica 5.11.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась непротиворечивостью используемых категорий и понятий, применением методов диагностики и обработки данных, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования, репрезентативностью выборок испытуемых и корректным использованием статистических методов для верификации полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в изучении особенностей проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций (на примере логоневроза). Расширено представление о характеристиках совладающего поведения «психологически неустойчивой» личности.

Проведено исследование теоретических материалов по феномену совладающего поведения в критических ситуациях в рамках концепции психологической устойчивости личности, а также с позиций ситуационного и психобиографического подходов. Установлено, что психологическая неустойчивость личности при логоневрозе проявляется в: 1) параметрах субъективной категоризации определенных психологических ситуаций как критических; 2) стратегиях преодоления этих критических ситуаций.

Установлены значимые различия в типах ситуаций, выступающих для испытуемых с логоневрозом и без него в качестве критических, а также в используемых стратегиях их преодоления. Были четко дифференцированы 6 подтипов критических ситуаций, специфических для людей, страдающих логоневрозом. Доказано, что при логоневрозе доминирующими являются реакции фиксации на препятствии и на самозащите (ригидные поведенческие паттерны).

Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке авторской методики изучения критических ситуаций, которая в перспективе предполагает возможность реализации ряда диагностических задач: 1) сопоставления индивидуального профиля личности с нормативным и логоневротическим; 2) выявления логофобических реакций на определенные типы ситуаций как у заикающихся, так и незаикающихся людей; 3) осуществления мониторинга невротической переработки речевого дефекта у лиц, страдающих логоневрозом, в том числе в процессе групповой и индивидуальной социореабилитационной работы и оценке степени эффективности последней для отдельного субъекта и группы. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в области прикладных исследований по изучению личности, в психотерапии и психокоррекции, индивидуальном и групповом обучении эффективным стратегиям разрешения сложных жизненных ситуаций.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая неустойчивость личности при преодолении критических ситуаций (у людей с заиканием) связана со следующими когнитивными, аффективными и поведенческими особенностями: а) большей представленностью в субъективной картине жизненного пути событий личностного, чем «средового» характера; б) аффективной фиксацией на негативно-окрашенных жизненных ситуациях, в) склонностью к фиксации на препятствии и на самозащите, действием механизмов психологической защиты.

2. Специфическими для людей с нарушениями речи в форме заикания, критическими ситуациями являются ситуации, связанные с физическим и психологическим здоровьем, наличием речевого нарушения и его личностной невротической переработкой.

3. Для группы «нормы» наиболее критическими являются ситуации, связанные с болезнью/смертью близких людей, трудностями в межличностных отношениях с близкими/родственниками и социальные катастрофы.

4. Стратегии преодоления критических ситуаций людей без речевых нарушений в форме заикания характеризуются большей вариативностью (по сравнению с таковыми у людей с нарушениями речи) с преобладанием фиксации на удовлетворении потребности (практическом разрешении ситуации).

Экспериментальной базой исследования выступили: 1) факультет педагогики и психологии Орловского государственного университета; 2) факультет иностранных языков Орловского государственного университета; 3) экспериментальные группы семейной логопсихотерапии под рук. д.псх.н. Карповой H.JI. на базе Психологического института РАО.

Апробация результатов исследования.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Московского педагогического государственного университета, на заседаниях научно-исследовательской группы «Психология общения и реабилитации личности» Психологического института РАО, на заседаниях кафедры психолого-педагогической технологии Орловского государственного университета.

Результаты различных этапов диссертационного исследования были представлены на Всероссийском съезде практических психологов образования (Москва, 26-28 мая 2003г.), III Всероссийском съезде психологов РПО (Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003г.), Научно-практической конференции «Человек в трудной жизненной ситуации» (Москва, Российский государственный социальный университет, 2003), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 13-14 апреля 2004г.), Ежегодных Фестивалях научного творчества (Орел, Орловский государственный университет, апрель 2002-2004), IX-X симпозиумах «Психологические и социальные проблемы смысла жизни и акме» (Москва, Психологический институт РАО, 23-24 апреля 2003-2004), Научно-практической конференции памяти Ю.Б. Некрасовой «Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения (заикания)» (Москва, Психологический институт РАО, 14 октября 2004г.), юбилейной Конференции, посвященной 120-летию Московского психологического общества (Москва, РПО, 4-6 февраля 2005г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ общим объемом 2,2 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 143 страницах и включает в себя 10 таблиц и 9 рисунков, а также Приложения. В списке литературы 128 источников, из них 11 на иностранных языках.

Тема урока: «Как вести себя в критических ситуациях».

Цель урока: Познакомить учащихся с правилами поведения в критических ситуациях, связанных с пожаром и телефонным терроризмом.

Задачи урока:

  • Уточнить значение словосочетания «критическая ситуация», «паника»;
  • Систематизировать знания учащихся о возможных местах возникновения критических ситуаций;
  • Составить алгоритм поведения в любой критической ситуации;
  • Познакомить учащихся с планом эвакуации в школе.

ХОД УРОКА

– Каждый из вас слышал и произносил слова «опасность», «угроза», вкладывая в них определённый смысл. Как вы объясните значение сочетания «критическая ситуация?» (Высказывания детей.)

Учитель обобщает ответы детей и даёт определение.

– Опасность, критическая ситуация – неблагоприятная ситуация, событие, явление, отрицательно влияющие на жизнь людей. Сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя в критической ситуации. Но прежде мы должны выяснить какими они могут быть. Составим схему мест возникновения таких ситуаций. Как вы думаете, где они могут возникнуть?

(Дети предлагают возможные варианты.)

На доске появляется таблица.

– Какие дорожные ситуации могут возникнуть на улице? (При неправильном переходе дороги, тебя может сбить машина; автобус, в котором ты едешь, может попасть в аварию, и т.п.)
– Опасность подстерегает тебя на дороге, в транспорте. Мы забыли еще об одной опасности – о незнакомых тебе людях!

На доске:

– Какие критические ситуации могут возникнуть дома, в школе? (Пожар, позвонили в школу, сказали, что заложена бомба).
– Значит, критическая ситуация может возникнуть при пожаре в школе или дома, телефонном терроризме. Не забывайте также еще о двух опасностях в вашем доме: первое, если кто-то незнакомый звонит в твою дверь, а второе – ты один в лифте! (с лифтом что-то случилось или незнакомец в лифте)

На доске:

Это те, немногие, но самые возможные опасности, подстерегающие нас всех. Что же нужно делать, чтобы их не произошло? И что делать, если вы оказались в одной из этих критических ситуаций? (Высказывания детей)
Конечно, мы не успеем рассмотреть их все. Поэтому поговорим только о пожаре и терроризме.
Пожар… Мы уже сказали, что он может возникнуть в школе, дома, в любом здании, где вы находится.
Пожар в квартире! Что же делать? На ваш взгляд, что самое главное для человека в такой ситуации? (Вызвать пожарных). Да, несомненно. Но есть еще одна очень важная вещь, необходимая в любой критической ситуации – не поддаваться панике!
Итак, мы выявили первое правило поведения в критической ситуации. А еще важнее избежать пожара.
Сейчас я раздам вам листочки с вопросом, на который вы должны ответить письменно в этом же листочке.

Вопрос. Приведи пример, когда человек виноват в возникновении пожара у себя в доме. В чем его ошибка? Что нужно было сделать, чтобы избежать пожара?
Итак, что делать, если в квартире неожиданно возник пожар? Опытные профессионалы – пожарные отвечают на этот вопрос так: «Главное – не паниковать. Первое, что надо сделать, – позвонить «01». Потом уходить из квартиры, плотно закрыв за собой дверь».
Такой порядок действий давно известен всем. Тем не менее на пожарах гибнут люди. Почему? Причину этого мы узнаем, разгадав ребус:

(Дым)

– Да, вы правы. Многие люди, например, не знают, как опасен дым. Ведь в кино и по телевизору пожар обычно показывают так: бушует огонь, огромные языки пламени во весь экран. И все привыкли думать, что пламя – это и есть главная опасность. На самом деле большинство жертв пожаров гибнут от дыма.
Почему? Современная мебель, линолеум, обои – все это делается с помощью химии. И при горении образуется много ядовитых газов. Стоит человеку несколько раз глотнуть такой отравленный дым – и он теряет сознание, задыхается. Если в квартире дым, надо дышать только через мокрую ткань (полотенце, платок). А к выходу пробираться пригнувшись или даже на четвереньках – внизу дыма обычно меньше.
Что делать, если пожар возник в школе или в другом здании, где ты находишься, а может быть позвонили и сказали, что заложена бомба – телефонный терроризм! На этот случай, для каждого здания, где бывает много людей (театр, гостиница, поликлиника, магазин, школа), пожарные разрабатывают специальный план, на котором показано, каким путем надо спасаться и в какие двери выбегать. Вы наверняка видели его в школе на окне рядом с лестницей и в классе. Как он называется? («План эвакуации»).
Рассмотрим его. Найдем наш кабинет, а это стрелки, которые показывают нам, куда нужно бежать в случае опасности. Проследим наш путь по коридору, далее по лестнице на первый этаж.
– Что самое главное нужно, если возникнет опасность пожара или взрыва? (Не поддаваться панике, слушать и быстро делать то, что говорит учитель!).
Сейчас я раздаю вам листочки с тестовыми заданиями. Вам необходимо обвести правильный вариант ответа или закончить фразу.

Тестовые задания

1. При пожаре звонить… ?

2. Что нужно сделать в первую очередь при пожаре в квартире?

а) попробовать потушить огонь самостоятельно;
б) уйти из квартиры, плотно закрыв за собой дверь;
в) позвонить в пожарную службу.

3. Вместе с приятелем ты едешь в лифте. Он достал спички и хочет поджечь кнопки лифта. Что ты будешь делать?

а) скажу, что нельзя так делать, потому что нам попадет;
б) просто буду смотреть, что получится;
в) заберу у него спички и объясню, что мы рискуем задохнуться ядовитым дымом.

4. Почему надо дышать через мокрую ткань, если в квартире дымно?

а) мокрая ткань не дает огню закоптить лицо:
б) мокрая ткань предохраняет от раскаленного воздуха и ядовитых газов дыма;
в) мокрая ткань охлаждает тело.

5. Ты сидишь дома, делаешь уроки. И вдруг чувствуешь запах дыма, который идет от входной двери. Выйдя на балкон, ты видишь, что двумя этажами ниже из окна вырываются клубы дыма. Взрослых дома нет. Как ты будешь действовать?

а) попытаюсь дозвониться маме на работу;
б) позвоню «01», сообщу, где пожар, назову адрес. Потом заткну мокрой тряпкой щель под дверью и буду ждать пожарных;
в) пойду искать учебник ОБЖ, где написано, что делать в таких случаях.

6. Большинство жертв пожаров гибнут от…?

а) … страха;
б) … отравления дымом;
в) … ожогов.

7. План эвакуации со второго этажа висит на …

– Что нового вы сегодня узнали? Что пригодится вам в жизни из того, что мы повторили, узнали? Давайте вместе стараться, чтобы такие ситуации не возникли с нами ни в школе, ни дома.

Кризис

Хотя проблематика кризиса индивидуальной жизни всегда была в поле внимания гуманитарного мышления, в том числе и психологического, в качестве самостоятельной дисциплины, развиваемой в основном в рамках превентивной психиатрии, теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Ее начало принято вести от замечательной статьи Э. Линдеманна, посвященной анализу острого горя.

«Исторически на теорию кризисов повлияли в основном четыре интеллектуальных движения: теория эволюции и ее приложения к проблемам общей и индивидуальной адаптации; теория достижения и роста человеческой мотивации; подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов и интерес к совладанию с экстремальными стрессами…». Среди идейных истоков теории кризисов называют также психоанализ (и в первую очередь такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К. Роджерса и теорию ролей.

Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

– она относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам; «теория кризисов… рассматривает человека в его собственной экологической перспективе, в его естественном человеческом окружении»;

– теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и возможности роста и развития личности.

Что касается конкретных теоретических положений этой дисциплины, то они в основном воспроизводят то, что нам уже известно из теорий других типов критических ситуаций. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т. д. Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они «создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей…» и при этом ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом».

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса: 1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Своей относительной самостоятельностью концепция кризисов обязана не столько собственным теоретическим особенностям, сколько тому, что она является составной частью интенсивно развивающихся во многих странах практики краткосрочной и доступной широким слоям населения (в отличие от дорогостоящего психоанализа) психолого-психиатрической помощи человеку, оказавшемуся в критической ситуации. Эта концепция неотделима от службы психического здоровья, кризисно-превентивных программ и т. п., что объясняет как ее очевидные достоинства – непосредственные взаимообмены с практикой, клиническую конкретность понятий, так и не менее очевидные недостатки – эклектичность, неразработанность собственной системы категорий и непроясненность связи используемых понятий с академическими психологическими представлениями.

Поэтому о психологической теории кризисов в собственном смысле слова говорить еще рано. Однако мы берем на себя смелость утверждать, что системообразующей категорией этой будущей концепции (если ей суждено состояться) должна стать категория индивидуальной жизни, понимаемой как развертывающееся целое, как жизненный путь личности. Собственно говоря, кризис – это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути.

Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим «органом», проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является воля. Воля – это орудие преодоления «умноженных» друг на друга сил трудности и сложности. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация – кризис.

Как и в случаях фрустрации и конфликта, можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности – метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я.

* * *

Итак, каждому из понятий, фиксирующих идею критической ситуации, соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые необходимо учитывать для его критического употребления. Такое категориальное поле в плане онтологии отражает особое измерение жизнедеятельности человека, обладающее собственными закономерностями и характеризуемое присущими ему условиями жизнедеятельности, типом активности и специфической внутренней необходимостью. Сведем все эти характеристики в таблицу.

Типология критических ситуаций
Онтологическое поле Тип активности Внутренняя необходимость Нормальные условия Тип критической ситуации
«Витальность» Жизнедеятельность организма Здесь-и-теперь удовлетворение Непосредственная данность жизненных благ Стресс
Отдельное жизненное отношение Деятельность Реализация мотива Трудность Фрустрация
Внутренний мир Сознание Внутренняя согласованность Сложность Конфликт
Жизнь как целое Воля Реализация жизненного замысла Трудность и сложность Кризис

Каково значение этих различений для анализа критических ситуаций и для теории переживания вообще? Данная типология дает возможность более дифференцированно описывать экстремальные жизненные ситуации.

Разумеется, конкретное событие может затронуть сразу все «измерения» жизни, вызвав одновременно и стресс, и фрустрацию, и конфликт, и кризис, но именно эта эмпирическая интерференция разных критических ситуаций и создает необходимость их строгого различения.

Конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций невозможности взаимовлияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его объективные следствия. Скажем, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно скажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т. д. Основная проблематичность критической ситуации может при этом смещаться из одного «измерения» в другое.

Психология bookap

Кроме того, с момента возникновения критической ситуации начинается психологическая борьба с нею процессов переживания, и общая картина динамики критической ситуации еще более осложняется этими процессами, которые могут, оказавшись выгодными в одном измерении, только ухудшить положение в другом.

Остается подчеркнуть практическою важность установленных понятийных различений. Они способствуют более точному описанию характера критической ситуации, в которой оказался человек, а от этого во многом зависит правильный выбор стратегии психологической помощи ему.

В настоящее время нельзя говорить о том, что в стране наблюдается критическая ситуация с коронавирусом. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» рассказала заместитель директора по клинико-аналитической работе ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная.

Эксперт отметила, что в настоящее время идет речь о сезонном росте заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, а также коронавирусом. Это прогнозировалось еще в конце весны текущего года и летом.

Пшеничная обратила внимание на то, что запас коек остался зарезервированным на случай сезонного подъема заболеваемости COVID-19. В настоящее время он начинает разворачиваться для того, чтобы своевременно и в нужном объеме оказать помощь всем пациентам, которым необходима госпитализация. Специалист подчеркнула, что сейчас речь идет о плавном росте сезонных случаев заболевания.

На вопрос о том, когда Россия выйдет на плато, Наталья Пшеничная ответила, что все зависит от соблюдения мер безопасности гражданами. По словам представителя Роспотребнадзора, важную роль играет сознательность и дисциплинированность людей. Возможно, уже через пару недель получится выйти на 9 тысяч заболевших в сутки, не более.

Ключевые понятия: самосознание, Я — концепция, образ — Я, самооценка, уровень притязаний; реальное, зеркальное (социальное), идеальное «Я».

Литература:

1. Берне Р. Развитие Я — концепции и воспитание. М.,1986.

2. Кон И.С. Открытие «Я». М..1970.

Лекция 19. Понятие критической ситуации и ее виды

Критическая ситуация определяется как ситуация невозможности реализации человеком внутренних необходимостей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей (Ф.Е.Василюк). Существует четыре вида критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

19.1 Стресс

Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в деятельности и повседневной жизни. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное влияние. так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации поведения и деятельности человека.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату живым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны. но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособлении к новой ситуации — может быть одинаковым.

Стресс, таким образом, связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы, согласно Г.Селье, смерть). Вредоносный или неприятный стресс называется «дистресс».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *