Психологическая практика

Виды психологической практики в образовании

Основными видами психологической практики в системе образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. В любой конкретной ситуации каждый вид может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — воспитателей, учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: 1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.

Психопрофилактика — это специальный вид психологической практики психолога в образовании, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает:

  1. ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

  2. своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с
переходом детей на следующую возрастную ступень.

Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Консультативная деятельность – существенный вид психологической практики в системе образования. Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Обобщение опыта психологов образования показало, что учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация и т.д.

Следует развести понятия «психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работы психолога. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить от психолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо: а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему .

Задачи консультативного вида психологической практики в школе :

  1. Консультация администрации школы, учителей, родителей, по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

  2. Проведение индивидуального консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.

  3. Консультирование групп учащихся по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.

  4. Способствование повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях.

5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проведение психологической экспертизы психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.).

Психологическая диагностика и коррекция. Задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям.

Психодиагностика в системе психологической службы образования имеет свои принципиальные особенности. В ряде исследований отечественных и зарубежных психологов отмечается необходимость различать психодиагностику научно-исследовательскую и научно-практическую. Научно-практическая психодиагностика ориентируется на различные задачи общественной практики, в нашем случае — на задачу психического развития и укрепления психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

Учитывая специфику диагностики в системе психологической службы образования, некоторые исследователи определяют ее как психолого-педагогическую диагностику и основными ее задачами считают, во-первых, контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекцию развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их на более высокий уровень, а также установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности; во-вторых, сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Специфика психодиагностики в психологической службе образования заключается и в том, что мы не можем ее принять в традиционном понимании как дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам. Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. В основе практической психологической диагностики — целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой, утверждал Л. С. Выготский.

Научный анализ проблем и обобщение опыта работы практических психологов показывает, что в рамках психологической службы образования речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о развитии или коррекции. Здесь должно существовать диагностико-коррекционное, диагнос-тико-воспитательное (или развивающее) направление работы, единое по самой своей сути. Д. Б. Эльконин отмечал , что необходима специальная диагностика, направленная не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше. Более того, детский психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или других сторон личности, способностей учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций и в значительной мере сам осуществляет часть коррекционной, воспитательной (развивающей) работы.

Диагностико – коррекционное (диагностико-развивающее) направление работы психолога – одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки психолога-практика.

Психологический тест является средством, которое может привести к положительному результату только тогда, когда оно находится в руках человека, обладающего специальной психологической квалификацией, необходимыми качествами личности и соблюдающего этические принципы психологической работы с людьми.

В диагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от воспитателей, учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая. Л. С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков. Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития Процедура диагностико-коррекционной деятельности практического психолога сложна, объемна, ответственна и очень слабо разработана

Этапы осуществления диагностико-развивающей, диагностико-коррекционной работы: 1) изучение практического запроса; 2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4) выбор метода исследования; 5) использование метода; 6) формулировка психологического диагноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз как бы в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет; 7) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися; 8) осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.

Хотелось бы обратить внимание на то, что, конечно, это не жесткая схема. В реальной жизни психолог навряд ли будет постоянно фиксировать, на каком этапе диагностико-развивающей, диагностико-коррекционной работы он находится. Кроме того, каждый раз будут различны временные затраты на прохождение им того или иного этапа. Но ориентироваться на их совокупность и последовательность необходимо всегда.

Здоровьесберегающая деятельность. Основная цель данного направления – формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.

Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно- воспитательном процессе; посещение уроков с целью наблюдения за соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся; информирование классных руководителей, педагогов – предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.

Педагог – психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.

В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности, эмоционального состояния, управления стрессом. Осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья .

Методическая работа. Цель методической работы – накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы.

Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе – участие в составлении плана работы школы, с педагогом социальным – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия, с педагогами-предметниками – участие в подготовке заседаний предметных методических объединений.

По запросу администрации педагог-психолог выполняет психологический анализ мероприятий. Участвует в программах работы с молодыми специалистами.

Социально-психологическое обеспечение управленческих процессов

В рамках данного направления педагог-психолог участвует в разработке программ развития учреждения образования, проводит мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация – учителя, администрация – учителя – ученики, учителя – ученики.

Педагогом-психологом осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов. Он регулярно информирует членов педагогического коллектива о своих профессиональных обязанностях, плане работы, а также о системе взаимодействия с классными педагогами и учителями-предметниками.

Педагог-психолог в учреждении образования подчиняется руководителю (директору), свою деятельность координирует с заместителем руководителя (директора) по воспитательной работе.

Методическое руководство педагогами-психологами учреждений образования в районе осуществляют специалисты регионального социально-педагогического центра.

Координация деятельности педагогов-психологов учреждений образования района, города. Координацию психологической работы в районе, городе осуществляет специалист регионального социально-педагогического центра, который располагает базой данных о кадрах педагогов-психологов, психологических и социальных службах района, города; соответствующих специалистах, работающих в медицинских учреждениях.

Данный специалист участвует в подборе и расстановке кадров социально-педагогической и психологической службы в соответствии с целями, задачами и особенностями структуры учреждений образования. Организует систематическую учебу для педагогов-психологов по утвержденному плану, направляет на курсы повышения квалификации в областные и республиканские учреждения.

Является координатором коррекционно-развивающей работы в районе с учащимися. Совместно с руководителями центров, в которых работают психологи, в начале учебного года составляет план проведения коррекционных групп в соответствии с потребностями района, города, контролирует функционирование коррекционных групп.

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее. Причем, если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделенной на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. Логика психолога-практика – это логика действия, направленного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к ним за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с «клиентами» – лицами нуждающимися в психологической помощи. Психолог-практик всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Он знаком со всеми пониманиями нормы в современной психологии. Практик переводит затруднения клиента на язык психологической науки, осмысливает их в терминах общей психологической теории и описывает в психологическом диагнозе. Психолог-практик применяет специальные профессиональные навыки и умения, помогающие корректировать отклонения от нормы у клиентов. Общую логику работы психолога-практика можно описывать через возврат состояния клиента к норме.

По мнению Р.В. Овчаровой, своей работе психолог-практик обязан руководствоваться профессионально-этическими нормами, выражающимися в этических принципах :

1) Принцип соблюдения тайны. Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна – следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте большинству должностных лиц.

Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Соблюдение профессиональной тайны отражает принцип конфиденциальности, который разделяют все психологи мира. В то же время профессиональная тайна и конфиденциальность имеют свои границы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других людей и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, также сообщается на начальной стадии работы. В группе психолог прикладывает усилия к формированию таких групповых норм, которые создают атмосферу конфиденциальности;

2) Принцип ненанесения ущерба. Принцип ненанесения ущерба – один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы. Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которой он не знает, что делать Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь. Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом. Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам. Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека;

3)Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;

4) Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Он предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения достоверности исследования;

5)Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Психолог проявляет доброжелательное отношение, умение слушать, понимать, осмысливать, относиться серьезно к неприятностям и проблемам клиента;

6) Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации должны быть обязательно полезны для того, кому даются;

7) Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять границы своих профессиональных возможностей, применять только проверенные методы работы.

Общее представление о науке и научном знании

Что же такое наука? Рассмотрим некоторые аспекты этого многозначного понятия. Итак, во-первых, наука — это особая сфера деятельности человека — научная деятельность, направленная на выработку знаний о мире, их систематизацию. Следствием этой деятельности является построение научной картины мира, а также нахождение способов взаимодействия с миром, т.е. научно обоснованная практика, практика, опирающаяся на научные знания.

Во-вторых, наука — это особый способ познания мира, отличающийся от искусства, а также от жизненного (житейского) опыта. В данном случае речь может идти о научном подходе, о том, что познание в науке, как правило, осуществляется в процессе специально организованного эксперимента.

В-третьих, наука — это сама система знаний, т.е. материал, полученный в процессе научно-исследовательской деятельности; законы, открытые в той или иной научной сфере, например, в области биологической или исторической науки, психологии или математики.

В-четвертых, термин «наука» обозначает систему организаций и учреждений, которые осуществляют научно-исследовательскую деятельность, занимаются организацией конференций. В этом смысле мы применяем термин «наука», если говорим о человеке, который «работает в научной сфере (занят в науке)», т.е. в данном случае речь идет о науке как сфере профессиональной деятельности.

Первый русский Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов (1849— 1936) родился в семье священника. Он был первым ребенком, а всего в семье было одиннадцать детей.

Отец желал видеть старшего сына ученым богословом, и Павлов сначала посещает начальный курс духовной семинарии, а затем поступает в рязанское духовное училище.

Именно в годы учебы в училище И. П. Павлов проявляет интерес к естественным наукам.

Не закончив духовного образования, он в 1870 г. поступает на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Большое влияние на становление Павлова как ученого оказала книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». За изучение секреторной иннервации поджелудочной железы (исследовательская работа была проведена в лаборатории И. Циона) Павлов получил золотую медаль университета. Уже после получения степени кандидата естественных наук, И. П. Павлов поступает на третий курс Медико-хирургической академии в Петербурге (впоследствии это учебное заведение было преобразовано в Воеиио-медицинскую академию).

В течение всей научно-исследовательской деятельности не угасал его интерес к изучению влияния нервной системы на функционирование внутренних органов. В начале 1900-х гг. И. П. Павлов концентрируется на изучении высшей нервной деятельности. Хотя он намеренно не вторгался в сферу психологии, его исследования, по сути, носили ярко выраженный психологический характер. Сам же И. П. Павлов постоянно подчеркивал физиологическую природу своих исследований. Известно, что он даже штрафовал сотрудников за использование психологических терминов.

В дальнейшем, идеи И. 11. Павлова оказали сильное влияние на становление нового направления в американской психологии — бихевиоризма (от англ. behavior — поведение; наука о поведении; основателем данного направления был Джон Уотсон).

В данном параграфе в основном будут раскрыты такие аспекты науки психологии, как особый способ познания мира и деятельность, направленная на построение особой (научной) картины мира.

Житейский опыт направлен прежде всего на практический эффект, а наука в большей степени ориентирована на знание как основную ценность. Конечно, в основном здесь идет речь о фундаментальных, а не о прикладных аспектах науки.

В житейском опыте способам, методам, инструментам познания, как правило, не уделяется особого внимания. Для науки проблема выбора метода познания является ключевой. Исследование осуществляется при помощи специальных способов и инструментов — методов исследования. Метод научного исследования — всегда отражение того или иного научного подхода, определенной методологии. Слово «метод» в переводе с греческого означает путь исследования или путь познания.

Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки.

С. Л. Рубинштейн

Существует множество различных классификаций методов психологии.

Так, Б. Г. Ананьев выделил следующие группы методов:

  • 1) организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный);
  • 2) эмпирические (экспериментальные, психодиагностические, биографические и другие методы);
  • 3) методы обработки данных (количественные и качественные методы анализа);
  • 4) интерпретационные методы (варианты генетического и структурного методов).

Проблема совершенствования исследовательских методов — одна из центральных в различных областях науки. Адекватные исследовательские методы, а также четко выстроенное методологическое основание является необходимым условием для получения достоверных эмпирических данных.

В современной психологической науке выделяются следующие эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий); психодиагностические методы (беседа, интервью, социометрия; тестирование, анкетирование, опрос). Также широко применяются анализ продуктов деятельности и биографические методы.

На этапе обработки данных эмпирического исследования используются качественные и количественные (статистические) методы.

Отдельную группу представляют собой методы психологической коррекции: тренинг, аутотренинг, многочисленные способы психотерапевтического воздействия.

Методы психологической практики

Психологическая практика по своим задачам, методам, формам весьма многообразна. Основными практическими методами являются психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др. Методы психологической практики используются в работе с людьми, имеющими психические проблемы. Арсенал методов практической психологии непрерывно пополняется. Освоение этих методов возможно лишь при специальной подготовке и обучении.

Основной формой психологической практики является психотерапия. Традиционно различают клиническую и личностно-ориентированную психотерапию.

Клиническая психотерапия — это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях.

Личностно-ориентированная психотерапия содействует пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности.

Основой многих форм психотерапии, а также всей психологической практики стал психоанализ, разработанный З. Фрейдом. Психоанализ у З. Фрейда применяется в форме психологического анализа свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, невротических симптомов.

Однако более старым методом практической психологии, с которого З. Фрейд начинал свою работу, является гипноз, или внушение. Гипноз — это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и направленностью на содержание внушения. Гипноз позволяет воздействовать на сознание человека с целью достижения психотерапевтического эффекта.

Наибольшую популярность сегодня завоевали групповые формы терапии и коррекции.

Потенциальное преимущество групповой терапии перед индивидуальной состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с другими участниками группы. В процессе группового взаимодействия происходит осознание ценностей и потребностей других людей.

  • Таша Ункель — психолог, нумеролог, художник и энерготерапевт
  • Нейрографика
  • Семейная психотерапия, консультации по аутизму
  • Семейный психолог
  • Индивидуальное консультирование и групповые формы психологической работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *