Я познаю себя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска «Средняя общеобразовательная школа №34»

Учитель: Поварницына Людмила Леонидовна

Урок обществознания в 6 классе

Тема: » Познание человеком мира и самого себя»

Цель урока: способствовать изучению учащимися себя как части природы и общества, выявлению своих биологических особенностей и потребностей.

Планируемые результаты

Личностные:

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: ставят учебную задачу
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Предметные:

Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека.

  • Получат возможность научиться: работать
    с текстом учебника, с картиной.

Оценивают
собственную учебную деятельность, свои достижения;

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Фактическое содержание

Деятельность учащихся

ЭОР

осуществляемые действия

формируемые УУД

1.Организа-ционный этап

Приветствие. Подготовка к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку.

Регулятивные:

контроль и оценка подготовки к учебным действиям

2.Актуализация знаний. Мотивационный этап.

Эпиграф:

» Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью».

Л.Н.Толстой

Учитель рганизует беседу по вопросам:

— Какими методами пользуется человек при изучении природы?

— Что значит » найти себя»?

— Каковы ваши сильные и слабые стороны?

— как вы понимаете выражение » зарыть свой талант»?

— Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои возможности?

— Нужно ли торопиться стать взрослым?

Фронтальная беседа

Личностные:

понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Коммуникативные:

высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные:

самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

3.Постановка учебной задачи.

Проблемное задание:

  1. — Как вы понимаете это высказывание Л.Н. Толстого? Как вы думаете, почему именно с этого высказывания мы начинаем наш урок?

  2. – Почему человеку так важно осознавать своё «Я»?

  3. – Почему важно осознавать, чем человек отличается от других?

Фронтальная беседа;

Личностные:

понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-позна-вательных мотивов
и предпочтении социального способа оценки знаний.

Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы; обращаются
за помощью, формулируют свои затруднения

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действия
на уроке; используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата.

Презентация «Что человек чувствует, о чем размышляет». Режим доступа: http://
nsportal.ru/
shkola/obshchestvoznanie/library

4.Усвоение новых знаний

Организация работы по прочтению нового материала с.18-21 и обсуждению картины А.А.Дейнеки

» Будущие лётчики» (1938 г.)

– Знаете ли вы имена известных российских учёных прошлого и настоящего времени?

– В какой области знаний они проявили себя?

– Рассмотрите картину.

— Почему художник дал такое название картине?

-О чём мечтают друзья, глядя на небо?

— Может ли их мечта осуществиться?

-Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?

Учитель проводит с учащимися тестирование на определение самопознания «Знаешь ли ты себя?»

Индивидуальная работа, фронтальная беседа.

Прочитать рубрику из учебника стр.23 -24 «Жил на свете человек»,

работа с картиной «Будущие летчики» А.А. Дейнеки «Картинная галерея» с 21-23

Личностные:

понимают значение знаний
для человека.

Коммуникативные:

высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные:

ориентируются в учебнике

Познавательные:

самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

5.Закрепление

знаний

Учитель нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Обобщение полученных на уроке сведений, фронтальный опрос

Личностные:

понимают значение знаний
для человека.

Коммуникативные:

высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные:

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

7.Домашнее задание

Составить рассказ » Мои сильные и слабые стороны»

Рабочая тетрадь №3-7, 8-10

8.Рефлексия

Учитель проводит беседу по вопросам:

— Зачем человек познаёт себя?

— Влияет ли самооценка на поведение человека?

— Нужно ли сравнивать себя с другими?

Фронтальный опрос

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
самооценка на основе критерия успешности;

Личностные:
адекватное понимание причин необходимости самопознания.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью .

Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Самопознание – это стремление человека познать себя, — свои психические и физические особенности, свои способности и в целом все тонкости своей личности. Благодаря самопознанию человек может узнать о себе много нового и интересного, чего он раньше не знал и не понимал, и даже много такого, чего еще никто о себе никогда не узнавал. Также, благодаря самопознанию человек способен в значительной мере осмыслить себя и найти свое место в жизни. Иной раз мы даже не знаем, кем мы можем быть по жизни, где так сказать, наше место в этом мире и чем нам следует заниматься, чтобы в полной мере себя реализовать. Самопознание поможет ответить на эти и многие другие вопросы. Оно поможет каждому человеку обрести веру в себя и свои возможности, и придаст ему сил для реализации всех своих желаний. В этой статье я расскажу вам о том, каким образом самопознание способно помочь вам улучшить себя и свою жизнь и как именно человек может познать себя.

Зачем познавать себя

И все же, несмотря на всю видимую полезность самопознания, вопрос о том, зачем себя познавать, я уверен, возникает в головах многих людей, даже тех из них, кто уже активно занимается самопознанием. Все-таки, самопознание, самокопания, самоизучение, самоанализ – это непростая работа. Нужно немало времени уделять на то, чтобы в себе копаться, чтобы изучать особенности своей личности, а его многим и так не хватает. Да и думать нужно много о себе, своих поступках, своих мыслях, своем поведении, что само по себе непросто. Думать вообще очень тяжело, а о себе самом тем более. Ведь часто при размышлениях о самом себе надо иметь смелость смотреть правде в глаза, чтобы видеть себя таким, какой ты есть, а не таким, каким ты хочешь себя видеть. Вот этой смелости многим людям не хватает. Так что самопознание – непростая работа. Поэтому и встает этот вопрос – зачем это нужно делать? Не для того же, чтобы просто казаться умнее и выше других.

Причин, друзья, на самом деле много, и все они вносят свой вклад в желание человека познать себя. Но я думаю, что главная причина заключается в том, что в один прекрасный момент человеку начинает не нравиться его невозможность управлять собой и своей жизнью так, как ему этого хотелось бы. То есть, он это может делать плохо или во всяком случае не очень хорошо. И в тот момент, когда он начинает более или менее отчетливо понимать, что он плохо управляет своей жизнью и недостаточно хорошо контролирует самого себя, в результате чего многое в его жизни не ладится – у него возникает желание разобраться в себе, чтобы навести наконец в себе и своей жизни порядок. Другими словами, неудовлетворенность собой и своей жизнью – является отличным поводом для самопознания. Все-таки, когда в твоей жизни все хорошо и ты всем доволен, особенно самим собой, то никакого смысла изучать себя у тебя нет. А нет смысла, нет и желания. Человек наслаждается жизнью, совершенно не думая о том, как он может ее изменить, потому что она его полностью устраивает. А ведь чтобы изменить свою жизнь, человеку необходимо сначала изменить себя. Впрочем, и наоборот тоже можно делать – сначала менять свою жизнь, а затем меняться самому. Но все же лучше начинать с себя – это намного лучше.

Есть и такие люди, которые озадачены вопросом о смысле жизни и в поисках ответа на него идут, что называется, вглубь себя, ибо где же еще, как не внутри себя, искать ответы на столь важные и вечные вопросы. То есть, иногда не неудовлетворенность, а любопытство и желание развиваться становится для человека толчком к самопознанию. Правда это встречается редко, намного реже, чем необходимость в самопознании в следствии неудовлетворенности человеком своей жизнью, но встречается. Я считаю, что одно другому не мешает, так как любой порядок в жизни человека подразумевает и ясное понимание им того, ради чего он живет и то, из-за чего он хочет жить лучше. Ведь чем больше человек о себе и вообще о людях знает, тем лучше он понимает, как свои собственные возможности, так и в целом возможности человека, а это в свою очередь раскрывает перед ним более обширное пространство возможностей. Вы, я думаю, согласитесь со мной в том, что мы, люди, очень многого еще о себе не знаем. Мало того, мы не знаем о том, что именно мы о себе не знаем, то есть, не понимаем, что именно мы хотим найти внутри себя. И это завораживает. Это заставляет нас изучать себя так же активно, как, скажем, мы изучаем космос, потому что внутри нас скрыто тайн не меньше, чем в космосе. И кто его знает, что мы можем о себе узнать и как мы на основании этих знаний сможем себя развить, чтобы обрести новые способности и возможности, с помощью которых нам удастся качественно изменить свою жизнь.

Так что же мы о себе знаем и что нам нужно о себе узнать? Все-таки, самопознание должно от чего-то отталкиваться и иметь какую-то цель. О себе мы знаем многое и еще большего мы не знаем, и соответственно, самопознание имеет цель не найти что-то конкретное внутри себя, а вообще что-то найти и понять это. Глядя на других людей, мы можем видеть, каким вообще может быть человек, но интересен другой вопрос – а есть ли в нас что-то похожее, что мы наблюдаем у других людей? То есть, если вы смотрите на человека, который обладает такими качествами, которыми хотели бы обладать вы, то можете ли вы развить в себе похожую, я не говорю полностью идентичную, а похожую личность, которая бы вас полностью удовлетворила? Я считаю, что да – все, что вы наблюдаете у других людей, как хорошее, так и плохое, есть внутри каждого из нас. Другое дело, в насколько развитом состоянии в нас живет та или иная личность, те или иные качества, или лучше сказать, какие мы имеем задатки для формирования в себе той или иной личности. Вот с этим еще нужно разобраться. У кого-то из нас в более развитом состоянии имеются одни достоинства и недостатки, у кого-то другие, и в зависимости от нашего желания – мы можем развивать в себе именно те из них, которые нам нужны. Конечно, мы можем найти в себе и то, чего еще никто в себе не находил, и что является своего рода большой наградой для ищущего, но все же найти в себе что-то такое, что тебя привлекает в других людях – это большой соблазн. Поэтому имейте в виду, дорогие друзья – внутри себя вы можете найти любую известную вам личность, чтобы затем ее в себе вырастить. Еще раз повторю – вам необязательно быть на кого-то похожим, человек к этому стремиться не должен, ему нужно развивать собственное Я. Но ориентиром для него вполне могут стать другие люди, достойные люди, чтобы в плане развития своих личностных качеств ему не нужно было заново изобретать велосипед.

Очень полезно заниматься самопознанием для решения различных своих проблем. А их в нашей жизни всегда хватает. Но многие люди оказываются не только неготовыми к ним, но они даже не видят того, как они в принципе могут те или иные проблемы решить. Очень часто, когда мы с моими клиентами решаем какие-то проблемы, с которыми они ко мне обратились, я обращаю их внимание на те личностные качества, которыми они обладают и соответственно возможности, которые они благодаря этим качествам имеют, с помощью которых эти люди могут свои проблемы решить. Но они сами в силу разных причин этих качеств в себе не замечают и поэтому не видят имеющихся у них возможностей. А ведь что значит не знать о тех или иных своих личностных качествах и не видеть имеющихся благодаря им возможностей – это значит не пользоваться этими возможностями для решения своих проблем и заодно задач. Это как охотиться с заряженным ружьем, но не уметь из него стрелять. Понимаете, многие люди могут гораздо больше, чем они думают. И те проблемы, с которыми сталкивается большинство людей в повседневной жизни – для них не такие уж и серьезные, чтобы из-за них переживать и тем более отказываться из-за них от своих амбиций. Но люди воспринимают те или иные, безобидные для них ситуации, именно как проблемы, потому что просто не знают, как им самим их решить или как их избежать.

Я считаю, что не знание и непонимание людьми самих себя, хотя бы в наиболее допустимых для них пределах – это одна из основных проблем для большинства людей. И эту проблему нужно решать в числе первых. Я тоже себя не очень хорошо знаю, но я работаю над этим – я стараюсь познать себя как можно лучше. И должен сказать вам, друзья, что это очень интересно и чудовищно полезно. Это полезно не только в том смысле, что мы получаем возможность стать лучше, развив в себе те или иные качества, сначала обнаружив их в себе, а затем найдя способы их развить, но и в плане нашей самооценки. Ведь знаете, в нашей жизни иногда встречаются такие люди, которые говорят нам, что мы чего-то там не можем и что нам что-то там не дано. Вы с этим сталкивались? Я сталкивался. Мне говорили некоторые люди, что мне не дано то или это, и я им поначалу верил. Но знаете, моя гордость не позволяла мне смириться с мыслью о том, что я чего-то там не могу, что что мне что-то не дано. И я начинал работать в этом направлении, я работал преимущественно над тем, что было важно для меня. И оказывалось, что все мне дано, что все я могу, нужно только развивать в себе необходимые качества, а не уповать на природный дар или на отсутствие оного. Так что самопознание позволяет нам опровергнуть негативное мнение о нас других людей. И это опровержение важно прежде всего для нас самих, оно помогает нам поверить в себя.

Есть и еще один смысл в том, чтобы заниматься самопознанием – таким образом можно познать не только себя, но и других людей. А это в свою очередь поможет вам лучше их понять и наладить с ними отношения удобным для вас образом. Ведь все, что есть в нас самих – есть и в других людях, а то, что есть в других людях – есть и в нас. Иногда для того, чтобы понять другого человека, например, своего ребенка в подростковом возрасте, все что от человека, его родителя, требуется – это вспомнить себя в его годы. В вас ведь живет тот самый подросток, у которого есть свои проблемы и переживания, свои желания и мечты, свое мнение по поводу тех или иных вопросов – поэтому вы все это в себе можете поднять, чтобы найти со своим ребенком, с сыном или дочерью, общий язык. Вот в подростке пока еще нет зрелой личности, в нем нет взрослого человека, которого вы можете хотеть в нем видеть, а в вас его личность есть. Так кто кому должен идти на уступки, кто кого для этого должен постараться понять? Таким вот образом, друзья, мы все можем стать более дружелюбными и отзывчивыми, и у нас появится больше возможностей договориться друг с другом. Познавая себя – мы можем познать других. А познав других – мы можем найти к ним подход, можем найти общий язык с ними.

Как познать себя

Ну а теперь давайте поговорим о том, как познать себя. Первое, что само напрашивается на ум – это наблюдение, или если хотите, самонаблюдение. Для того чтобы познать себя – нужно за собой наблюдать. Но это не так просто делать, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что мы склонны к искажению информации о самих себе. То есть, мы, люди, часто обманываем себя, когда размышляем о себе, о своих качествах, своих достоинствах и недостатках, своих желаниях и возможностях. В большинстве случаев мы хотим казаться в своих собственных глазах лучше, чем мы есть в действительности. Поэтому иногда нужно наблюдать за собой не своими, а чужими глазами, и думать о себе не своим, а чужим умом. Понимаете, о чем я? – Я о чужом мнении о нас, о вас. Оно очень помогает самонаблюдению с целью самопознания. Конечно, чужое мнение тоже не всегда адекватно, но оно часто отрезвляет и уравновешивает наше собственное мнение о самих себе. Правда, кто-то думает о себе хорошо и даже слишком хорошо, а кто-то плохо, поэтому чужое мнение должно принадлежать грамотным людям, а не кому попало. Иначе одни люди вас просто еще больше принизят, а другие необоснованно возвысят и это не поможет вам познать себя, зато поможет сильно исказить вашу самооценку. Так что чужие глаза и чужой ум – нужно еще правильно выбрать. Интересуйтесь мнением о вас у тех людей, которых вы считаете умными.

Обратите также внимание на свою систему ценностей, свой образ жизни, свои желания и мечты – они помогут вам понять, какая вы в данный момент личность. Думаю, о том, какие люди чем интересуются, вы без труда узнаете из умных книг и статей, а затем посмотрите, насколько вы близки к тем или иным людям. Грубо говоря, если человек ведет крайне безответственный образ жизни, тем самым доказывая, что он плохо в ней разбирается, если его система ценностей основывается на удовлетворении примитивных базовых потребностей и этим ограничивается, если он мечтает о всякой малозначительной ерунде, которой хочет обзавестись, а не о, скажем, самовыражении, самореализации, достижении каких-то высоких целей в жизни, имеющих отношение к возвышенным потребностям, то ему определенно есть куда расти. И ему точно не стоит думать, что он знает о жизни все и что ему больше ничего от нее не нужно, и что особенно важно, что ему ничего не нужно от самого себя. Это, вообще-то, довольно-таки серьезная проблема для человека – не знать, что он чего-то не знает. В некоторых случаях только благодаря посторонней помощи человек может выйти за рамки своих представлений о жизни, чтобы узнать больше и о ней, и о самом себе.

Следующий момент, являющийся продолжением предыдущего – это науки о человеке, с их помощью вы сможете понять, что именно вы в себе уже нашли или можете найти. Ну, я могу вам со всей ответственностью заявить, что психология способна очень здорово помочь человеку познать себя. Она объяснит ему, почему в нем есть те или иные качества, почему ему присущи те или иные черты, почему он имеет те или иные желания. К примеру, человек во время самопознания обнаружил, что он чего-то боится, но не знает, чего именно и почему. Допустим, он замечает за собой, что ему страшно только в каких определенных ситуациях, но он не может понять, что эти ситуации означают, почему именно они его пугают, беспокоят. Но начав изучать ту же психологию, он может узнать о разного рода фобиях и о том, почему они возникают, и дальше уже сделать вывод, откуда в нем появился тот или иной страх. Мало того, он узнает о том, что страх присущ и многим другим людям, что поможет ему, например, перестать думать о себе, как о трусе, если он конечно так думает. Или человек хочет узнать о том, на что он способен, — сможет ли он, к примеру, добиться успеха в каком-то деле, или оно ему не по зубам. Из соответствующей литературы он может узнать о том, какие качества необходимы человеку для успешного решения тех или иных задач, для достижения тех или иных целей, и как эти возможности можно в себе развить. Другими словами, самопознание без знаний практически невозможно. Ибо не все, что мы наблюдаем, как в себе, так и у других людей – мы в состоянии объяснить без специальных знаний.

Следующий, тоже очень важный с моей точки зрения момент в самопознании, имеет отношение к таким двум человеческим качествам, как воображение и воля. Я ни раз писал о том, что человек может, что называется, сам себя придумать, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Главное – загореться желанием сделать из себя нужную вам личность, тогда и способы это сделать найдутся. Но прежде, нужно, как бы план своего развития составить, хорошенько подумав о том, кем именно вам хочется быть, какие ваши личностные качества помогут вам стать таким человеком и с чего вам следует начать свое развитие. То есть, понимаете, самопознание в данном случае превращается в самосоздание, человек сам себя создает – он не ищет в себе те или иные качества, он их сначала придумывает, а потом развивает. Скажете, это невозможно? А вот и возможно. И многие люди именно так и поступали в своей жизни, когда хотели кем-то стать. Выше я приводил вам пример с собой, когда говорил, что некоторые люди убеждали меня в том, что я чего-то не могу и что мне что-то не дано, а потом оказывалось, что я очень даже все могу и все мне дано. Откуда мы вообще можем знать, что дано нам, а что нет, если мы старались чего-то достичь? Все это ерунда полнейшая – мы сами решаем, что дано нам, а что нет.

Многие люди познавали себя не посредством поиска в себе чего-то или кого-то, а посредством саморазвития, самосовершенствования, посредством стремления к своим целям. Это совершенно разные вещи. В одном случае мы опираемся на концепцию о том, что кто-то другой нас создал для тех или иных целей, и мы ищем в себе что-то, что укажет нам на эти цели, а в другом случае, мы верим в то, что какими бы мы ни были от рождения, мы сами решаем, кем мы станем и каких целей будем стараться достичь. То есть, в последнем случае ответственность за то, какие мы и что мы можем, полностью ложится на нас. И я считаю, что это самый лучший способ самопознания. Пусть наши дела покажут нам и другим людям, какие мы сейчас и какими мы можем стать, а не наше исследование самих себя. Ибо так или иначе человек становится тем, кем он становится, под влиянием внешних факторов и благодаря своей собственной работе над собой. А то, что дает нам природа от рождения – это ничтожно малая часть нашей личности. Ну это, конечно, мое личное мнение, отчасти подтверждённое наукой, отчасти опровергнутое наукой.

В любом случае, друзья, заниматься самопознанием нужно любыми доступными вам методами. Это, как я уже говорил, и интересно, и полезно. В этом занятии есть смысл. Само по себе самопознание является одним из смыслов жизни. Или даже можно сказать, что самопознание дополняет жизнь человека, наполняя ее большим смыслом. Сократ говорил: познай себя и ты познаешь весь мир. Не знаю, насколько это действительно так, но я абсолютно убежден в том, что познав себя, мы познаем многое, очень многое. Я вам не все способы самопознания описал в этой статье, поэтому в будущем мы с вами обязательно вернемся к этой теме, чтобы еще лучше ее раскрыть. Но главное, чего я хочу добиться – это пробудить в вас интерес к самопознанию, и таким образом – побудить вас к этому достойному занятию.

Как проходит наша жизнь? Одни радуются каждому прожитому дню. Наверное, нашли свое призвание. Другие, наоборот, постоянно чем-то недовольны, страдают. У них не получается жить в гармонии с другими. В таком случае поможет только одно лекарство — ответ на непростой вопрос: как познать самого себя?

Как происходит познание человеком самого себя

Процесс познания самого себя можно разделить на два этапа. Первый этап, бессознательный, начинается в раннем детстве. Каждый день мы изучаем свое физическое тело, активно развивая его возможности. Параллельно учимся понимать других людей и заявлять о себе, сначала криком, плачем, жестами, потом — посредством речи.

Дальше сад, друзья во дворе, школа. В таком возрасте мы уже в состоянии реализовать свое право выбора: с кем дружить, с кем сидеть за одной партой, что читать. С другой стороны, чем дальше, тем сильнее давит социум. Окружающие люди, начиная с родителей, пытаются проецировать на детей свои личные ценности. Свои понятия правды и справедливости. Свое «правильно — неправильно».

На яблоне вырастают яблоки, у кошки рождаются котята. И только у человека с идентификацией друг друга проблемы. Как часто между родителями и их детьми со временем начинает проявляться такое несоответствие в мировосприятии, что в конце концов по обе стороны баррикады даже начинают сомневаться в своем родстве.

Это частое в нашей жизни явление в полной мере объясняет только Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Но об этом дальше, а пока вопрос: как у мамы-вахтерши и папы-водителя появился сын-художник? Куда же «смотрят» гены?

Когда лучше начинать принимать «неправильные» решения

Техникум. Досрочная защита. Красный диплом в кармане. Родители без ума от счастья и с нетерпением ждут от сына принятия следующего важного решения. Институт. Это рационально, логично и, наконец, правильно.

Вопрос задачи со многими неизвестными — почему сын ушел в армию? Зачем ему уезжать как можно дальше от родного дома, самоизолируясь от привычного мира вокруг себя? Ответа не знал даже он сам. Были только противоречивые чувства: страх будущего и сильная внутренняя уверенность, что так надо.

Спустя два года, возвращаясь домой в звании сержанта воздушно-десантных войск, он наблюдал за отходившими с вокзала поездами. Тогда и пришло осознание — это было не что иное, как познание самого себя. Вот только вопрос, что за сила заставила вывести себя за рамки привычной жизни в сверхстресс, остался пока без ответа.

Локомотив или вагон?

Бывают ж/д вокзалы, где все пути начинаются от общего перрона. Одни, короткие, отделяются от остальных и обрываются в тупиковых, мрачных депо. Остальные же после неоднократных переплетений между собой уверенно уходят куда-то вдаль.

Ну надо же — прям как в жизни! Наверное, многие из нас в юности оказываются на таком же «вокзале» в полной растерянности. Как выбрать правильный путь, чтобы начать свою взрослую жизнь и не оказаться в тупике на середине пути? А в какой роли: «локомотива» или «вагона»?

Одни самостоятельно выбирают свой путь. Смелые, энергичные, творческие, амбициозные.

Это законодатели мод, гениальные актеры, музыканты, талантливые ученые, врачи, предприниматели. Наконец, просто мастера своего дела. За ними тянутся другие в надежде получить хоть немного энтузиазма, жизненной силы, быть в их команде.

Другие предпочитают спокойную, как им кажется, жизнь, не утруждая себя лишними вопросами. Цепляются непонятно за кем и… «одним из» в общей сцепке покорно катятся неизвестно куда. А если вся жизнь по чужому пути? Да и черт с ним! Зато минимум ответственности.
А о пункте назначения вагону знать необязательно.

Как познать самого себя? — На помощь, верные друзья!

Чем дальше во времени, тем чаще приходит ощущение какой-то вялой инерции. Картинки за окном меняются все реже. Кажется, что время замирает, а оглянулся — десять лет оставил позади. Вот и встреча выпускников. Спрошу школьных друзей, как они-то?

Серега — бизнесмен. Шустрый такой, пробивной. Помню, он всегда на экзаменах как-то умудрялся списать. Вот умел же найти подход к людям, зараза. Работу предлагал: «Ну, ты давай, надолго не откладывай — познай себя и звони. Мне в отдел продажник нужен».
Да какой из меня продажник…

Мишка. Этот на врача выучился. Рассказывал свои байки, как на практике в морг всей группой ездили. Зато теперь личный кабинет, белоснежный халат — уважаемый человек. Всегда было интересно, как в нем сочетаются такие разные качества: с одной стороны — сострадание к человеку, а с другой — решительность и хладнокровность, когда надо.

Васька. Все такой же — простой и недалекий, без тяжелых мыслей в голове. Живет в деревне, четверо детей, пашет в поле от зари до зари. Чего это он? Двадцать первый век на дворе, а он в земле ковыряется. Начал было ему про смысл жизни, про самопознание, а он мне: «Хватит тут философствовать. Лучше взял бы лопату да покопал. Хоть тело разомнешь после городских-то офисов».

Живут же люди.

Пустые слова тысячи безликих ботов

Скоро можно будет плавать в бесплатных интернет-советах: как найти себя, познать себя, самомотивировать. На всех тренингах «личностного роста» или повышения самооценки это уже давно избитые темы. Но как им доверять? Где объективные результаты человека, реально познавшего самого себя.

Одни смешные обещания.

Это происходит потому, что никому и в голову не приходит попытаться понять такого человека, который пришел с этим запросом. На вопросы — что им движет? и почему? — у местных гуру просто нет ответа.

Можно задать логичный вопрос: так почему же эти бизнес-тренеры никак не заканчиваются? Все просто. Основная масса их клиентов просто не готова работать над познанием себя. Для них это не вопрос «быть или не быть», а легкая увлеченность.

Тренеры же, в свою очередь, всячески пытаются доставить слушателям удовольствие. Одним самооценку поднять (на пару дней), других повеселить, третьим «дипломчики» выдать. Каждый в итоге получает то, чего хотел на самом деле.

Второй этап самопознания — сознательный

Благодаря современным знаниям по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, любой человек может освоить элементарную методику познания самого себя. Зачем? С какой целью мы всей душой, сознательно желаем этого?

В списке основных животных желаний человек ничем не отличается от братьев своих меньших. Хочет есть, пить, дышать, спать и продолжать себя (как вида) во времени. Стандартный набор любого живого существа планеты Земля.

Первый шаг в эволюции от животного к человеку произошел только благодаря нехватке пищи. Тогда наш предок придумал каменный топор, что дало ему возможность защитить себя и добыть пищи больше, чем необходимо. Это повлекло за собой необходимость сохранять ее «на черный день». Дальше появилась потребность в более удобных, чем просто мычание, способах коммуникации. Научились говорить. Потом надо было кому-то передавать знания будущим поколениям, чтоб они вдруг не забыли, как топор делается.

И пошло-поехало. Так в первобытной стае сформировались восемь основных «специальностей». Все они, пройдя долгий путь эволюции, живут в том или ином сочетании в каждом из нас. А точнее — каждым из нас. Это наша душа, наше подсознание, наши врожденные истинные желания, а также способности их наполнять.

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана каждый набор определенных желаний называется вектором. Современному человеку не просто выдержать давление стремительно развивающегося мира. Поэтому, для потенциально более успешной реализации в социуме, его психика может обладать разным сочетанием векторов.

Что дает человеку познание самого себя

Желание познать самого себя возникает у нас от неудовлетворенности, нереализованности в обществе, в той или иной степени. Часто ложные установки, некомпетентные советы «умных людей» и даже родителей заставляют нас вначале выбрать неправильный путь. В итоге потенциальный преподаватель становится несчастным менеджером, прирожденный предприниматель изнывает в скучном кабинете врача, а гениальный программист продает в магазине пылесосы и всех тихо ненавидит.

Из восьми векторов есть один, желания которого невозможно наполнить никакими ценностями материального мира. Это звуковой вектор. Вопрос, на который он постоянно, чаще бессознательно, ищет ответ: «В чем смысл моей жизни?» Звуковой диапазон чувств: от духовных состояний — до лютой ненависти ко всему живому.

Это единственный вектор, нереализация которого способна провалить человека в тяжелейшую депрессию. Она может длиться годами, загоняя его в виртуальный мир интернета. А в худшем случае — наркотики и даже суицид. Проблема усугубляется еще и тем, что он сам не в состоянии понять, что с ним происходит и откуда такие страдания души. К тому же полное непонимание со стороны общества ведет к еще большей самоизоляции.
Благо, что сегодня, обладая знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана, есть шанс разорвать этот замкнутый круг.

В заключение

Есть такая поговорка: Умных судьба ведет, а глупых — пинает…

Если посмотреть в глобальном смысле, она вполне справедлива. Численность нашего вида продолжает расти, мы победили многие страшные болезни, постоянно придумываем различные полезные технологии. Но по отношению к одному конкретному человеку что-то не сходится. Если бы каждого из нас мотивировала некая Высшая сила, все бы так или иначе пришли к осознанию, что основная задача любого человека — познать себя и жить в полной гармонии с себе подобными.

Как мы видим, в реальной жизни все далеко не так.

Поэтому если ваши поиски привели вас к этой статье, значит, вы уже сделали первый существенный и самостоятельный шаг как к познанию себя, так и мира вокруг. А тот, кто знает свои врожденные желания, способен их и наполнить. А значит — получить безграничное наслаждение от жизни.
Кроме того, процесс самопознания всегда начинается с понимания отличий: я и другие люди. А это предполагает умение видеть, слышать, чувствовать окружающих такими, как они есть на самом деле.

«…Когда я рассказываю о тренинге, меня часто спрашивают: «Ну и что с того, что ты теперь знаешь, какие у тебя есть вектора? Разве это что-то меняет?» По большому счету осознание бессознательных причин всего того, что происходит с тобой в жизни, само по себе не избавляет от проблем. Но появляется свобода выбора: следовать своим уже осознаваемым негативным порывам или воздержаться, опираться на свои сильные стороны или сделать вид, что их не существует. И все чаще побеждает разумный подход. Кроме того, на тренинге мне была дана база системного мышления, которая останется со мной на всю жизнь. Это определенная настройка сознания, которая позволяет увидеть удивительные связи и закономерности мира…»
Марина Г., журналист Санкт-Петербург

«…Все встало на свои места само и мгновенно. Натянулось от притяжения. Достаточно было оказаться в центре, почувствовать себя центром самой себя, ядром. Все во мне сформировалось и выстроилось так, как было задумано. Без усилий. Точнее, было одно усилие с моей стороны — пойти на тренинг, не спасовать…»
Ольга Ч., Томск

Такими знаниями могут обладать только самые мудрые родители, самые чуткие друзья, самые счастливые представители нашего общества. Если вы действительно приняли решение быть в их числе, регистрируйтесь сейчас на участие в бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Сергей Насонов

Теги: СоциумЗдоровьеЗвуковой

Я очень люблю старый фильм «Золушка» (1947 год),
где мачеху гениально сыграла Фаина Раневская. Фильм нравится мне помимо прочего и тем, что каждый раз я нахожу в нем что-то новое и актуальное для дня сегодняшнего. Не верите?

Ну взять хотя бы наставления, которые мачеха давала Золушке перед тем, как уехать на бал. Мол, разрешаю тебе прийти посмотреть на окна дворца, в котором будет бал, но прежде: «Прибери в комнатах, вымой окна, натри полы, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли (белую отдели от коричневой), познай самое себя и намели кофе на семь недель». Самое замечательное здесь — «познай самое себя».

Античное изречение «Познай самого себя» было начертано на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах. Чаще его приписывают философу Фалесу. Актуально? Еще и как в условиях самоизоляции. Сейчас эту тему не затрагивает разве что ленивый. Да и ленивый, вероятно, вынужденно делает это.

Смею поделиться собственным опытом. Первые дни самоизоляции были очень даже симпатичными. Я вела образ жизни своего кота Скобрика. Дрыхла без задних лап (простите, ног) с утра до вечера. Просто тупо хотелось выспаться. А тут нежданно-негаданно «каникулы». Меня хватило на три дня. А потом мысли полезли в голову всякие, как из ящика Пандоры — сосуда с напастями.

Как оказалось, познать самого себя не так уж легко. Одно дело, когда ты живешь годами в привычном режиме работа — дом. И если выдается свободная минутка, то смело тратишь ее на повседневные понятные привычные дела. Постирать, убрать, вымыть полы, разобрать наконец мешок со старыми фотографиями (который год уже обещала себе разобрать). Но вскоре и эти дела кончились.

И тут вольно или невольно начинаешь анализировать свою жизнь. Острых сожалений о допущенных ошибках накопаешь там превеликое множество. И вот эти самые мысли начинают тебя точить изнутри. В принципе, ничего страшного, наверное, в этом нет. Единственная опасность — не остановиться вовремя у той черты, за которой начинается плохое настроение «нипочему». Берет тебя тоска такая, что справиться с ней не так-то просто. А надо бы уметь и это.

Жизнь ведь короткая. И нам решать, тратить ее на придуманное горе или на радость. И для того и для другого есть основания. Так?

Татьяна Ковачева, корреспондент газеты «Речь»

Это первый шаг на пути познания Господа. И как сказано в хадисе: «Кто познает себя, познает своего Господа». Значит самопознание — ключ к Богопознанию. Познание Господа является целью мироздания. Священный Коран по этому поводу говорит: «Мы создали джиннов и людей лишь для того, чтобы они Мне поклонялись». Большинство ученых толкуют фразу «чтобы они Мне поклонялись» в значении «чтобы они познали Меня». Значит поклонение является лишь средством для познания.
Как же познать себя и что это значит?
Познать себя, т. е. познать заложенные внутри себя качества и таланты, познать их применение на пути своего Создателя. Раб Аллаха, прежде всего должен знать, что является его началом, т.е. откуда он, где он находится и куда направляется. Имам Али (мир ему!) сказал: «Да простит Аллах того, кто знает, откуда он, где он и куда направляется».
Познать: 1-Свое начало, 2-Нынешнее положение, 3-Свой конец и исход.
1-Познать свое начало:
У человека есть животное начало и есть Божественное.
Животное начало — это то, что мы созданы из капли спермы, и что наша внешность животная, поэтому, внешние наши отличия от животного, не являются каким-то преимуществом и преобладанием над другими существами. Имам Али (мир ему!) сказал: «Я удивляюсь гордецу, чье начало было (скверной) спермой, серединой его является то, что он постоянно несет в себе скверну, и чей конец является скверной (покойнику, если не произвести специальное ритуальное омовение тела, того его тело с точки зрения шариата будет скверным /наджис/».
Божественное начало человека — это то, что сказано в Священном Коране, в суре Ас-Саджда: «Он — Тот, Кто знает сокровенное и явное, Великий, Милостивый, Который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины, а потом уж породил его потомство из выжимок презренной влаги, потом Он придал ему форму, вдохнул в него частицу Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердце. Но мало вы благодарны».
В человеке обитает Божий дух и он, словно капле, отделившейся от Океана, должен вернуться в него и окунуться в этот Безбрежный Океан, вернуться к своему Истинному Началу.
Священный Коран говорит: «Все мы от Аллаха и к Нему мы все возвратимся». — 2:156.
2-Познать нынешнее положение:
Здесь, раб должен познать свое местопребывание, и понять, что он тут должен делать. Какие обязанности на него возложены и какую ответственность он несет перед своим Создателем, Его Посланником и т.п. Здесь ему помогут следующие хадисы:
«Мир (сей бренный) является нивой Иного мира». т.е., что здесь посадишь, то и пожнешь в Судный День. Из этого хадиса явствует то, что раб должен познать, что ему надо сажать (т.е. делать) для своего будущего.
«Мир (сей бренный) подобен змее, которая гладкая на ощупь, но яд ее смертелен». т.е. рабу надо быть внимательным и осторожным в пути к Истине, чтобы он не попал в капканы, заложенные сатаной.
Раб должен знать, что мир и все, что есть в нем, являются для него испытанием. Каждая секунда должна быть дорога для него, так как бесполезная трата сего капитала обречет его на разлуку с Любимым.
Человек – существо, несущее ответственность
Так как человек наделен разумом и свободой, поэтому является ответственным существом: ответственным перед Аллахом, Пророком (мир ему!), перед другими людьми и миром. Коран в многочисленных аятах говорит о человеческой ответственности:
«Будьте верны обещанию, ибо за обещание требуют ответа» (17:34).
«Воистину, слух, зрение и сердце будут призваны к ответу» (17:36).
«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе ?» (75:36).
Милостивый Пророк (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать:
«Знайте, что все вы показываете друг другу путь, и все вы несете ответственность перед другими (в их улучшении)».
Священный Коран, указывает верующему следующее: «Стремитесь же обрести прощение Господа вашего и рай, шириной которого — небеса и земля. Уготован он для богобоязненных, которые расходуют средства , будь в достатке они или в бедности (в радости и в горе), которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, любит Аллах тех, кто творит деяния добрые». — 3:133-134
3-Познать свой конец и исход.
Раб должен знать, к чему и к Кому он исходит, чем кончится вся его жизнь. При смерти, человек начинает ощущать, видеть истину. Если при жизни он был верующим и соблюдал предписания религии, то не будет у него страха, но если он провел свою жизнь бесчинствуя, в разврате, то его ожидают очень страшные муки.
В хадисе сказано: «Люди все спят и когда наступает смерть, они просыпаются». Это означает, что все находятся во сне и забвении и лишь немногие просыпаются от сего сна забвений. В другом хадисе сказано: «Умрите, пока не настигнет вас смерть». И этот хадис означает, очнись от сна забвений в этом мире и лишь тогда ты сможешь познать Истину. В Коране сказано: «…и к Нему мы все возвратимся». — 2:156.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *