Русские сказки про растения

1. СКАЗКА про лекарственные растения

Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ
детский сад №44 компенсирующего вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Кузнецова Татьяна Ивановна
В роще вырос
можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился
муравейник,
Поселился муравей.
Он из дома спозаранку
выбегает с веником
Подметает всю полянку
перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый
пень,
Каждый месяц, каждый
день.
А однажды
муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки
шишка,
Отдавила ножку.
От волнения сова
перепутала слова:
Где же «Скорощь
помая»?
Где же «Скорощь
помая»?
Где же «Скорощь
помая»,
Спасите насекомое!
Звери бросились
гурьбой
За лекарственной
травой.
Рвут аптечную
ромашку,
Собирают
зверобой зверобой.
Вот из чащи
на опушку
Пробирается медведь Он решил
Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.
Зайцы
заячьей капустой
Муравья приводят
в чувство,
Если б жил в той
роще лев Предложил бы
львиный зев.
На спине у ёжика
Листья подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе
поможет?
Я иголку дам свою!
Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой,
кто черникой,
Кто сушёной земляникой.
Даже волк
помочь не прочь.
Думал-думал, как
помочь?…
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
— Я, друзья, не ябеда,
Только Волчья Ягода,
Даже если мытая —
Очень ядовитая.
А потом девчонкипчелки
Притащили мёд
в бочонке.
Ничего, что тяжело,Лишь бы другу
помогло!

  • Home
  • »

  • Лекторий кабинета Травоведения
  • »

  • Растения в сказках

Растения в сказках

Сегодня мы поговорим о сказках. Точнее, о волшебных растениях, населяющих их.
Упоминания о растениях можно встретить почти везде: мифы и сказки, Библия и Тора, труды ученых и записки знахарей — так или иначе, растения частно фигурируют в них.
В сказках растения обычно наделяются волшебно-целительными силами. Это и понятно. Ведь именно растения помогают в лечении различных заболеваний. И именно им приписываются чудодейственные свойства. Этими силами наделяются травы, плоды, корни, различные отдельные части растения. Чаще всего волшебное растение растет очень далеко, и, чтобы его достать, необходимо пройти через ряд испытаний. Вспомним сказки, в которых герои отправляются на поиски молодильных яблок:
«Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою: если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу – он будет видеть» (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде) (или — помните, как когда-то мы пели — «Может там, за седьмым перевалом…»)
Иногда достаточно сорвать и применить растение.
«Нате, вот вам корешок; отройте Ивана-царевича, этим корешком его вытрите да три раза перевернитесь через него. Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал» (Притворная болезнь)
«Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потерла один, потерла другой – и стала видеть по-прежнему… В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст ее замуж. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила… » (Правда и кривда)
С древнейших времен дошли до нас легенды про дриад. Девы в стволе могли жить только вместе с деревом и погибали вместе с ним. Дриады были душой дерева и срубить дерево, не убив дриаду, было нельзя. В своем эпосе «Властелин Колец» Толкиен знакомит нас с Энтами, особым народом, напоминая об историях с дриадами. У Роулинг в «Гарри Поттере» Драчливая ива обладает весьма своеобразным характером, не обладая при этом возможностью двигаться, как энты, и не содержащая в себе чей-либо дух, вроде дриады. Есть что-то общее в подобных историях. Сила деревьев, их душа, их характер..
Кстати.. вспомните нашу старую сказку про деревянного мальчика. После долгого ожидания в результате чуда у пожилых бездетных родителей появляется деревянный чурбан, который затем превращается в мальчика. Дерево, несущее в себе дух, который воплощается потом в человека… Речь идет о старинной русской сказке «Терешечка». А ведь подобная мысль встречается и в более поздних сказках, таких как «Пинокио» и «Буратино».

Иногда растения присутствуют в сказках вторично, не выходя на первый план, не выполняя желаний, не совершая чудес. Но именно через них нам проще узнать характер героев. Такие растения часто истинно сказочные, не существующие в природе. Вспомним «Каменный цветок» Бажова или «Аленький Цветочек» Аксакова. Чудовище с добрым сердцем, оберегающее цветочек аленький. Эту любовь к волшебному цветку, который не исполняет желаний, не дарит долголетия, а просто радует его своим видом, демонстрирует чуткое и доброе сердце, которое скрывается за страшным обликом. В сказках растения выполняют желания, как заправские джины. Вспомните нашу сказку «Цветик-семицветик». Ведь только от девочки зависело, какие именно желания будут выполнены. Шаг за шагом, ошибка за ошибкой, сказка вела девочку и нас к истинным ценностям, помогала понять, что для человека важнее — новая кукла или помощь другу. Волшебный сказочный цветок. Кто из нас не хотел бы иметь такой?
Маггловский ученый В.Я.Пропп, не веря в магические силы, считал, что речь идет о наивной вере людей в то, что растение может отдать человеку живительную силу земли. Поэтому обычно в сказках нет конкретного названия растения, а обычно — травка, корешок, яблочко.
В зависимости от того, кто и с какой целью писал сказки,можно разделить их на три группы. В первых фигурируют полностью выдуманные, сказочные растения. Во вторых — волшебные растения, за названиями которых скрываются вполне реальные растения. И, наконец, в третьих — вполне реальные растения со своими родными названиями, которые вплетали в сказочное повествование.
В первую категорию можно отнести сказки, написанные писателями 19-20 веков, такие как Аксаков («Аленький Цветочек»), Катаев («Цветик-Семицветик»), Теккерея («Кольцо и роза»). Эти растения не существуют в привычном нам мире, их мир — сказки.
Часто сказки отражают первые шаги в познании целебных (или ядовитых) растений (например, легенда о корне-человеке). Именно соки растений приобрели в сказках название — «живая вода». Сказочное растение может исцелить, одарить вечной жизнью, выполнить желание, подарить счастье или, наоборот, разрушить его… Сказочное растение может быть каменным или неземного происхождения… Разрыв-трава, одолень-трава, молодильные яблоки, корень-человек — и эти растения можно отнести во вторую категорию. За этими волшебными и сказочными названиями скрываются вполне обычные, известные нам растения. Волшебным травам России я посвятила отдельную лекцию, посетив которую вы узнаете, что за растения скрываются под этими именами.
Ну а третья категория — сама простая. Почти о каждом растении сложены мифы и легенды, придающие обычному растению магические свойства. Крапива из «Диких лебедей» спасла братьев Элизы, Ива, размахивающая ветвями и хлестающая всех, кто попадется ей под ветви, из «Гарри Поттера» Роулинг, вербена, о свойстве которой (выполнять любое желание) складывались легенды. Изучение свойств этих растений, мифов, связанных с ними, их внешнего вида и особенностей помогут приблизиться к пониманию — почему эти знакомые нам растения называют магическими и приписывают им такие удивительные свойства. О каждом таком растении можно рассказывать на протяжении отдельной лекции. О некоторых подобных растениях и об их удивительных свойствах можно прочесть в Травнике.

Русские народные сказки, которые опубликованы на нашем сайте, появились здесь совсем не случайно. Ведь на них выросли не только мы с вами, но и многие поколения наших потомков.

«Что за прелесть эти сказки!», — писал Александр Сергеевич Пушкин. Лучше великого поэта не сказать. Каждый родитель должен понимать, что сказки русские народные очень важны для малыша. Вводя ребёнка в мир сказки, взрослые знакомят его с огромным миром литературных шедевров. Знакомя малыша с первой ступенью, на которой стоят русские народные сказки, созданные очень давно, но сохранённые для нас в первозданном виде, родители воспитывают в юном познавателе мира интерес к прошлому нашей Родины, учат понимать литературные смыслы.

Простота и доступность, которую скрыли в текстах народных сказок наши предки, рассказывает ребёнку о жизни, быте и традициях русского народа. Текст русской народной сказки, написанный чистым русским языком, помогает ребёнку научиться говорить и излагать свои мысли, пользуясь его исходным оригиналом.

Начинать читать ребёнку сказки русские народные можно с самого рождения. Главное, чтобы тексты первых сказок, которые вы приготовите для знакомства со сказкой, были небольшими, книги были ярко иллюстрированными и привлекательными для малыша. Для чтения подойдут знакомая с детства «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Главные герои сказок – животные или люди, которые не забывают заботиться о животных. Животные умеют говорить и обладают многими качествами людей. Ничего нашими предками в природе не совершается бездумно. Никто не ломает просто так ветку, не стреляет в зверя. Звери помогают людям, а люди животным.

Не зря наши предки рассказывали в сказке о самом главном, используя простые сюжеты, сообщая своим деткам и нам, далёким потомкам, как стоит вести себя в природе, заботясь обо всём живом. Каждая строка народной сказки несёт любовь к окружавшему русского человека миру. Эти чувства легко воспринимают именно маленькие дети, легко понимая скрытый смысл произведения.

Кроме того, русские народные сказки учат только добру. Даже если персонаж претерпевает, какие либо трудности в начале сказки, он будет вознаграждён за доброту послушание, умение хорошо работать в конце. Например, «Хаврошечка», «Морозко». Многие сказки служат предупреждением для непослушных детей, не внявших советам родителей «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Читайте детям сказки русские народные, в них вы найдёте всё, что нужно маленькому человеку для развития: чудеса, добро и любовь.

Список русских народных сказок, опубликованных на сайте «Деточки Дома»

    • Гуси-лебеди
    • Жихарка
    • Заюшкина избушка.
    • Каша из топора
    • Колобок. Сказка
    • Кот и лиса
    • Крошечка Хаврошечка
    • Курочка Ряба
    • Лисичка со скалочкой
    • Лисичка-сестричка и серый волк
    • Морозко
    • Петушок и бобовое зернышко
    • Петушок-золотой гребешок
    • По щучьему велению
    • Репка
    • Семеро козлят и волк
    • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
    • Снегурочка
    • Теремок
    • Три медведя

УДК 801.81

НЕЧИСТАЯ СИЛА В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ © Р. М. Хусаинова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.:+7 (347) 273 69 87.

E-mail: husainovayalaeva59@mail. ru

В статье рассматриваются вопросы описания представителей нечистой силы в волшебных русских народных сказках посредством анализа поведения одного из главных ее персонажей — черта. Результат исследования художественной структуры волшебных сказок являет универсальность описания основных характеристик черта, разное его ощущение и сущностное выражение. Словесные особенности описания черта в сказках выявлены через своеобразие лексических форм ментальности, мифологии, отражающих внутренние и внешние конструкции сказочного логоса в идейном и философско-культурологическом аспектах.

Ключевые слова: русская волшебная сказка, фольклор, миф, русская культура, мир, нечистая сила, черт.

Все мы очень хорошо знаем, что такое сказка, и имеем о ней более или менее ясное представление. Впервые со сказкой нас знакомят родители, потом наше знакомство продолжается в детском саду, Когда же мы приходим в школу, то становимся исследователями сказки: изучаем ее композицию, сюжет, героев, типы. В данной статье предметом рассмотрения являются русские народные волшебные сказки.

Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место. Сказки — самый ценимый народом вид искусства, их любили во все времена, любят их и сегодня, в век неслыханного взлета техники и высокого развития литературы, любят одинаково и взрослые, и дети. Каждый народ бережно пронес свои сказки сквозь тысячелетия. Многое можно узнать из сказок. В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер. Сюжет сказки может быть сколь угодно фантастическим, но детали повествования всегда реальные, точные, соответствующие той земле, где живет сказка, соответствующие культуре народа — ее творца. Историкам и этнографам удается по фольклорным материалам — по сказкам, эпосу — восстановить картины жизни далеких времен. Основные особенности волшебных сказок состоят в более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных, и в социально-бытовых сказках; в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героями целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающихся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля. Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес.

Сказка полна мотивов, содержащих в себе веру в существование «потустороннего мира» и возможность возвращения оттуда; представление о

смерти, заключенной в какой-либо материальный предмет (яйцо, ящик, цветок), о чудесном рождении (от съеденной рыбы, выпитой воды и т.п.), о превращении людей в животных, птиц, рыб, насекомых, о возможности браков девушек с животными и т.д. Фантастическое же начало сказки вырастает на стихийно-материалистической основе, замечательно верно улавливает закономерности развития объективной действительности. Это то, что М. Горький называл «поучительной выдумкой» -изумительной способностью «человеческой мысли заглядывать вперед факта» . Происхождение фантастики имеет свои корни в особенностях уклада жизни и в мечте людей о господстве над природой. В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Он ведет начало с работ фольклористов первой половины XIX в., например от И. П. Сахарова. За ним следовали П. А. Бессонов, О. Ф. Миллер, собиратель сказок Е. Р. Романов и другие, называвшие волшебные сказки мифологическими. Что же есть мифологического в русских волшебных сказках? Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов; во-вторых, персонажи фантастического характера, такие как Баба-Яга, Кощей, Змей Горыныч, домовой, леший, водяной, русалки; в-третьих, олицетворение сил природы, например, в образе Морозко, одушевление деревьев (говорящие деревья); в-четвертых, антропоморфизм — наделение животных человеческими качествами — разумом и речью (говорящие конь, серый волк). Но все это лишь следы мифологических представлений, так как «формирование классической формы волшебной сказки завершилось далеко за историческими пределами первобытнообщинного строя, в обществе, гораздо более развитом», -пишет Е. М. Мелетинский в статье «Миф и сказка» . Спорным остается вопрос о прямом происхождении волшебной сказки из мифа. Е. М. Мелетинский считает, что происходила

трансформация мифа в сказку. Этой точки зрения придерживаются многие фольклористы. Но она требует еще достаточного обоснования. Правильно лишь мнение о том, что мифологическое мировоззрение дало основу поэтической форме сказки, создалась поэтическая мифология сказки. Перечисленные выше элементы мифологии, вошедшие в волшебную сказку, приобрели художественные функции.

Любая культура развивается в процессе коллективного освоения материального мира. В любой культуре встречаются одни и те же символы, обозначающие основополагающие элементы бытия человека: жизнь и смерть, болезнь и здоровье, сила и слабость и т.д. Выбор сказок здесь не случаен. Устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе некие как национальные, так и общечеловеческие архетипические образы, отражающие ценности человеческой жизни. В ней есть множество исторических наслоений, отражений различных исторических эпох, весьма отдаленных друг от друга. Архетипы древности хранят в своей основе традиционные национальные понятия. Одним из которых является и нечистая сила, соответствующая персонажам архетипов древности: духов, чертей, демонов, водяных, оборотней, домовых, леших, кикимор, русалок — одним словом, всех тех, кто лучше всего подходит под определение враждебных человеку злых духов.

В наследии каждого народа, оставившего хоть самый малый след в истории человечества, всегда существовали поверья о сверхъестественных силах и существах, способных влиять на повседневную жизнь. Смену времен года, наводнения, засуху люди, как правило, ассоциировали с высшими силами. Наряду с ними выделялись еще и так называемые низшие силы или низшие существа, с которыми человек время от времени встречался в своем жилище, поле, лесу или на реке. Эти существа, по преданиям, вторгаясь в повседневный быт селянина или горожанина, стремились всячески напакостить ему: напугать, «увести с собою», навести болезнь, лишить ума или похитить ребенка. Таким образом, по большей части, неведомые сущности не помогали, а вредили человеку, за что и получили название «нечистая сила».

Откуда пошла нечистая сила на Руси? Появление представителей нечистой силы, по легенде, связывают с брызгами воды, упавшими с рук Сатаны (по другим легендам — Адама). Позднее под влиянием библейских сюжетов появляются другие поверия. Так, Н. И. Толстой приводит, к примеру, легенду, по которой нечистая сила возникла из взбунтовавшихся ангелов, изгнанных с небес и сброшенных на землю, поскольку «они так стремительно летели вниз, что всюду падали: на крыши домов, в леса, в воду и, где какие упали, так там и остались. Те духи, что попадали на дома, стали называться домовыми, что в леса — лешими, что в

воду — водяными». Помимо вышеупомянутой версии возникновения нечистой силы из ангелов, сброшенных с неба на землю, появление некоторых представителей нечистой силы связывают с проклятыми людьми и «заложными» покойниками . Еще один вариант приводит М. Забылин: в Воронежской губернии бытовало поверие, по которому лешие, домовые и водяные -это строители Вавилонской башни, которых Бог наказал и определил «на вечныя времена сторожить воды, леса и горы…» . После принятия христианства на Руси вся таинственная сила, которая может проявляться повсеместно, вредить, а иногда даже приносить пользу, стала называться «нечистая сила». Из множества версий возникновения нечистой силы ни одна конкретно не подходит к каждому отдельно взятому представителю нечистой силы. Наверное, нечистая сила возникла индивидуально и по времени, и по месту. Таким образом, если сопоставить легенды о происхождении большинства представителей нечистой силы, их появление по некоторым версиям (из наказанных ангелов или людей) — акт «божественного промысла или вмешательства». Передача сказок из уст в уста наложила элемент вариативности возникновения нечистой силы.

Нечистая сила (сокр. нечисть) — собирательное имя потусторонней силы и злых существ, противостоящих божественному. Все представители нечистой силы едины по своему человекоподобному образу, способному к трансформации. Важным признаком нечистой силы является обязательное наличие в ее облике природного или животного элемента. Зооморфность нечистой силы проявляется в наличии у ее представителей рогов, хвостов, копыт. Нередко нечистая сила способна принимать облик разных мелких животных — например, кошки, собаки, свиньи, белки. Нередки такие варианты появления нечистой силы, при которой ее внешний облик остается невидимым человеку.

Нечистая сила вездесуща, однако ее собственным пространством являются лишь «нечистые места»: пустоши, дебри, чащобы, трясины, непроходимые болота; «границы» сел и полей, пещеры, ямы и все виды водоемов, особенно, водовороты и омуты, колодцы и сосуды с водой; «нечистые» деревья -сухая верба, орех и т. п.; подполья и чердаки, место за и под печью; баня, хлев и т.д .

Для внешнего облика нечистой силы характерна расплывчатость, многоликость, неопределенность, изменчивость, способность к перевоплощениям. К высшим признакам нечистой силы относятся такие проявления, как: сиплый громкий голос, шум, треск, гул, вой, скорость перемещения, стремительные вращательные движения, быстрые смены облика.

Нечистая сила испокон веков не дает покоя русскому народу. Духи, демоны, бесы, ведьмы, русалки, домовые и ожившие мертвецы есть и сего-

дня — так считают многие. В наш век науки и прогресса существует то, что многие не могут понять. Какой- то частью своего сознания человек продолжает верить в потусторонние силы, несущие зло и опасности для него. Нечистая сила — это скрытое от полного понимания, научно необъяснимое проявление темной энергии, часто оказывающее отрицательное воздействие на человека.

Люди издавна сочиняют частушки, песни, небылицы, стихотворения, сказки о нечистой силе. У каждого народа своя история, свои обычаи, своя древняя культура. Но у всех народов были свои сказки. Русские народные сказки восходят своими корнями к глубокой древности. Они возникли на основе мифов, в сказках отразились мифологические представления древних славян. Многие мифические существа стали героями русских сказок. Предметом нашего рассмотрения в данной статье является одно из этих существ — черт.

Черт — один из представителей нечистой силы -любимец русских сказок. Его знают не только сказки, но и легенды, предания, бывальщины и былич-ки. Одним из самых первых исследователей, обративших внимание на образ черта в фольклоре, был В. И. Даль, который в своей книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» дает общую характеристику некоторых представителей демонологических существ (моряне, игоши, огня-ны), то есть он впервые обращает внимание широкой общественности на важность и нужность изучения этой темы.

В «Сравнительном указателе сказочных сюжетов «Восточнославянская сказка» дается указание на следующие сюжеты, в которых появляется черт: это АТ 677** «Скрипач у чертей», АТ 1045** «Угроза морщить озеро веревкой», АТ 1000-1119* «Сказки об одураченном черте», АТ 825* «Черт в раю», АТ 817*** «Черт — горшечник», АТ 834*** «Черт, рассыпавшийся золотом». Проанализировав сказки данных сюжетных типов, можно сделать вывод, что черт предстает в виде зооморфных, ор-нитоморфных и антропоморфных образов. Существует гипотеза о том, что вначале черт жил под землей, был черным и маленьким. В сказках же он изображается с двумя рожками на макушке головы,

пятачком, длинным хвостом, на ногах копытца,-такой облик черта используется в фольклоре прежде всего для устрашения. Часто чертей представляли хромыми, якобы они сломали себе ноги еще до сотворения человека во время сокрушительного падения с неба.

Самое любимое занятие у чертей — это игры в карты и кости. Черти либо проказят, прибегая к различным шуткам, которые у них, сообразно их природе, бывают всегда злы, либо наносят прямое зло в различных формах и, между прочим, в виде болезней.

Для облегчения своей деятельности черт может принимать зооморфный образ (козлов, волков, псов, кошек, свиней), орнитоморфный образ (может, например, перевоплотиться в черного ворона, летать ночью по дворам и поджигать кровли). Но чаще всего он принимает антропоморфный облик (великанский или карликовый рост, уродство, хромота, кривизна). Считалось, что черти имеют в целом человеческую внешность, но с добавлением фантастических деталей: рожки, хвост и козлиные ноги или копыта, черная шерсть, свиной пятачок. В одной из сказок охотнику, подстрелившему черта в виде белки, является «из лесу большой человек с длинной рогатиной». Сказочники утверждают, что различные обличья, которые принимает черт, -лишь временные его оболочки. Мифическое существо, вышедшее из нижнего мира, то есть черт, чаще всего невидимо и неуловимо. О нем обычно говорят, что он «невидимка», «невидимая сила», «невидимый дух» .

В областных наречиях черт называется хитни-ком, о нем рассказывают, что он ворует все, что кладут без благословения. Есть много сказок, в которых хранение золота приписывается чертям. В народных сказках черт нередко является искусным кузнецом, с чем гармонирует и его черный вид, и его пребывание в покрытых сажею и горящих адским пламенем пещерах.

Образ черта обычно носит негативный оттенок, поскольку напрямую ассоциируется с нечистой силой, со злом. По сюжету главный герой вынужден бороться с чертом с целью избавить кого-либо (царевна, купец и проч.) от его злодеяний: «…отрядил сатана во дворец иного черта; вишь, они ходили стращать да мучить царевну по очереди»; «Поезжай, — говорит батраку, — на чертову мельницу да сослужи мне службу великую: собери с нечистых деньги; в долг у меня забрали, а отдавать не отдают!».

Особенностью черта является его стремление совершать пакости и проказы, изводить людей. Тем не менее его злодеяния носят скорее характер злых шуток и проказ, нежели действительно наносят ущерб жизни людей: «Наступила темная ночь; как раз в двенадцать часов закричал нечистый громким голосом, и собралось к нему чертенят видимо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

невидимо, начали горшки лепить, пошел гром, стук, хохот по всему двору».

Шутовское обличье черта проявляется в том, что он, являясь большим любителем пошутить, часто сам оказывается объектом жестоких шуток: «В полночь приходит нечистый, услыхал музыку и бросился к солдату: .»Что ты пьешь?» — «Квасок потягиваю». — «Дай-ка мне!» — «Изволь!» — и поднес ему полный стакан горячего спирту; черт выпил — и глаза под лоб закатил: «Эх, крепко забирает!»; «.дай-ка закусить чем-нибудь». — «Вот орехи, бери да закусывай!» — говорит солдат, а сам свинцовые пули подсовывает. Черт грыз-грыз, только зубы поломал».

Черт в принципе неуязвим физически, его нельзя убить. Черта можно победить его же оружием — жестокой шуткой: «Солдат привел нечистого к чугунному человеку, тронул за пружину да как щелкнет черта по лбу — тот ажно в другую стену отлетел; а солдат ухватил его за руку: «Стой! Еще девять щелчков за тобою». Тронул в другой раз пружину да так урезал, что черт кубарем покатился да чуть-чуть стены не пробил!».

Известны две группы сюжетов о черте: первая, где черт представлен чрезвычайно опасным и почти равновеликим богу, и вторая, повествующая о глупом черте. Первая группа сюжетов опирается на библейские представления и притчи. В них отражаются христианские мифы о происхождении черта, как то, что черт — это падший первоангел. Вторая группа сюжетов представляет жизнь чертей в комическом аспекте: черти дерутся, женятся, играют в азартные игры, спорят с мужиком и солдатом .

Русский сказочный черт — вполне человеческое существо. Костомаров в своем послесловии к известной «Повести о Соломонии Бесноватой» говорит, что русские черти, обрисованные в этом памятнике демонологии, — «какие-то земноводные люди, подверженные, как и мы, условиям материальной жизни: они едят, пьют, имеют половое сообщение, родятся и умирают; они безобразны, и по наружности, скорее, похожи на зверей, чем на людей; они, как люди, мыслят и говорят, имеют общественные связи, ибо сознают между собой братство, имеют религию и поклоняются божеству; называемому Сатаной; отличаются от людей тем, что могут принимать различные образы» .

В русских сказках, черт часто является под именем Анчутки Беспятого (с отшибленной пяткой). Будучи хромым, черт ищет компаньонов по несчастью и потому великий охотник портить ноги

людям, ему вверяющимся или, наоборот, покушающимся на его богатство .

«Глупый черт», любимец русских сказок, занимает в дьявольщине такое огромное место, что о нем лучше будет поговорить особо.

Русский черт в житейских делах совершенный невежда и всегда обманут смертными самым жалким и нелепым образом. Достаточно вспомнить сказки о Шабарше или о работнике Балде (переложенную в стихи Пушкиным), чтобы видеть, как ограничены умственные способности и, наоборот, велика честность русского черта: на какие детские штуки можно его поймать!.. В других сказках -дадут черту пулю вместо ореха, он добросовестно грызет, чугунного болвана принимает за человека, дает обмануть себя солдату, который запирает черта вместе со всей его командой в свой ранец и отдает пленных в таком виде в кузницу. Хитрый барин замучил чертей, заставляя их возить его по зыбучему болоту, и они сами никак не могли догадаться злодея своего утопить, покуда их не надоумила встречная баба .

Примеры наивности черта в русских сказках бесчисленны. Даже в предметах по собственной своей профессии черт слаб, недогадлив и несведущ. «Первый винокур», но — его ничего не стоит напоить допьяна и в таком виде делай с ним, что хочешь. В карты играть — православные его непременно обжулят, а шулер он такой плохой, что даже простоватого деда в «Пропавшей грамоте» не удалось обыграть сатанинской шайке.

Очевидно, черт свершил эволюцию, обратную исторической эволюции человеческого рода: люди в несчастье поумнели, а черт нестерпимо поглупел. Весь век, торгуя душами, черт, по-видимому, совершенно не знает толку в своем товаре и потому, вместо души, ему можно всучить самую невыразимую дрянную вещь.

Представления о месте обитания черта очень часто связывают с адом, перекрестками и развилками дорог, болотом, озером. В сказках сюжетного типа — «Угроза морщить озеро веревкой» место обитания черта — омут. Работник поехал на медведе к этому омуту, приехал, распряг медведя, пустил подле себя гулять. А у работника была веревка (пакля), он начал из нее вить веревочки. Выскочил из воды чертенок и спрашивает: «Что ты, дядюшка, вьешь?» «Веревочки вью! Берега (т. е. один берег к другому) сжимать, а вас, старых чертей, из воды выживать!»

Появление чертей можно услышать — это универсальный звуковой комплекс, который символизирует движение шумного свадебного поезда. Согласно поверьям, если человек, оставшийся в лесу на ночь, нарушил правила обращения с лешим, то непременно мог услышать среди ночи, как едут повозки, сопровождающиеся свистом, побрякиванием колец, распеванием песен. Подобными же звуками показывают свое присутствие и черти. По

многим свидетельствам чертей называют «большими музыкантами». Время появления чертей — от полуночи до первых петухов. А. Е. Махов в книге «Категории и образы средневековой христианской демонологии» описал обряд вызывания чертей, который назвал чертыханием, то есть черт обязательно появится при упоминании его имени .

Суммируя сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. В русской традиции «нечистая сила» — понятие несколько условное, обтекаемое. По сути, оно консолидирует в себе христианские и языческие представления русских о неких силах и существах, несущих угрозу и опасность православному человеку.

2. Черт, будучи ярким представителем семейства нечистой силы, является одним из самых любимых персонажей в русских народных сказках и представляет собой антропоморфное существо, которое может предстать перед человеком как в виде простого хромого мужичка, так и принять облик многих животных (кота, собаки, свиньи).

3. Черт вездесущ, всюду может проникнуть незамеченным, для него не существует преград («В тихом омуте черти водятся», «Было бы болото, а черти найдутся»).

4. Черт постоянно норовит обмануть человека и приносит ему несчастья («Я за порог, а черт поперек», «Не бойся смерти, а бойся черта»), черта поэтому боялись упоминать и называли между собой «лукавым» или «нечистым».

5. Самый же главный вывод — всякого вида нечистой силы в природе водится множество. Злые духи существуют в сказках всех народов мира. Но какими бы страшными и сильными ни были разнообразные чудовища, кикиморы, упыри, оборотни,

лешие, черти — человек в сказках всегда их побеждает своим умом, смекалкой и, кроме того, герою помогают все — цветы, деревья, птицы, животные, которые платят ему добром за добро.

Таким образом, русские народные сказки подчеркивают своим содержанием, что добро всегда борется с чем-то темным, злым. Только в борьбе познается ценность добра и всего хорошего. И чем больше испытаний проходит сказочный персонаж, тем сильнее к нему симпатии. Проходят столетия, сменяются поколения, а интерес к сказкам не иссякает. В сказках обязательно находит отражение тот мир, в котором жил и живет народ, их создавший.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горький А. М. Собрание сочинений в 30-ти т. Т. 27. Статьи, доклады, речи, приветствия (1933-1936). О сказках. М.: ГИХЛ, 1953. 436 с.

2. Мелетинский Е. М. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. 672 с.

4. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М.: Русский язык, 2004. 356 с.

5. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Эксмо, 2003. 608 с.

6. Виноградова Л. Н. Славянская народная демонология: проблемы сравнительного изучения. М.: Индрик, 2000. 334 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. СПб.: Диамант, 1996. 688 с.

8. Аникин В. П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984. 176 с.

9. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1990. 247 с.

10. Белянко О. Е., Трушина Л. Б. Тайны национального генотипа и фольклор. М.: Русский язык, 1994. 57 с.

Поступила в редакцию 29.01.2014 г.

ISSN 1998-4812

Вестннк EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №1

IMPURE FORCE IN RUSSIAN FAIRY TALES © R. M. Khusainova

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450074 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 273 69 87. E-mail: husainovayalaeva59@mail. ru

— a fairy tale is a special type of a folk tale that usually includes magical elements such as fairies, witches, devils, etc;

2. Meletinskii E. M. Mifologicheskii slovar’ . Moscow: Sovet-skaya entsiklopediya, 1991.

3. Tolstoi N. I. N. I. Tolstoi. Yazyk i narodnaya kul’tura. Ocherki po slavyanskoi mifologii. Moscow: Vysshaya shkola. 1995.

4. Levkievskaya E. Mify russkogo naroda . Moscow: Russkii yazyk, 2004.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *