Личностные потребности

Ваш комментарий о книге

В чем выражается направленность личности?

ОГЛАВЛЕНИЕ

Человек — это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т.е. характерное для

нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде.

Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируются основной смысл ее действий и поведения.

Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.

Потребности личности — это испытываемая ею нужда в чем-либо. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Мотивы личности представляют собой те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности.

Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций Мировоззрение отдельного конкретного человека всегда определяется исторической эпохой и общественным сознанием, В обществе сначала изменяются материальные условия жизни, производительные силы и производственные отношения и лишь затем и в соответствии с ними мировоззрение людей.

Установки личности — это ее внутренняя настроенность (предрасположенность) на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Иx основные функции:

  • определять устойчивый характер протекания деятельности;
  • освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.

Цели — это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущность ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

Потребность — это объективная, испытываемая индивидом нужда в чем-либо, которая субъективно является источником активности действий, развития личности и социальной общности.

Потребности человека весьма разнообразны и проявляются в диапазоне от элементарных органических до весьма сложных нравственных. Взаимодействуя между собой, они образуют основу мотивационной сферы личности. Разобраться в волевом поведении индивидуума можно только изучив совокупность потребностей, имеющихся у него, и их взаимовлияние.

В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Потребность – это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности.

Виды потребностей

Потребности классифицируют по различным основаниям.

По происхождению потребности делят на естественные и культурные. Естественные (органические) потребности – это потребности, обусловленные биологической природой человека, они отражают нужды организма для поддержания его существования. Культурные (социальные) потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой деятельности и общения.

По предмету потребности делятся на материальные и духовные. Материальные – отражают зависимость человека от предметов материальной культуры. Духовные – от продуктов общественного сознания.

В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей. В развитии личности – стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности.

Потребности актуализируют как сильную, нравственно воспитанную волю, так и «злую» волю или слабоволие.

Обладающий воспитанной волей человек, правильно осознающий свое социальное предназначение, со здоровыми, социально не осуждаемыми потребностями, отличается тем, что его действия не наносят вреда другим людям и обществу.

Слабовольные люди, как правило, ориентируются на мотивы, которые не отвечают задачам предстоящей деятельности, или же их предпочтение отдается мотиву «хочется», а не мотиву «надо». Такие индивиды в своих действиях руководствуются мимолетными импульсами и настроениями.

При формировании системы потребностей большинство людей исходит из принципов необходимости и целесообразности. По этому поводу удачно высказался Сократ: «Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны» (См: Великие мысли великих людей. Антология афоризма: В 3 т. Т. 1. Древний мир / Сост. А.П. Кондрашев. — М.: Рипол классик, 1998. — С. 242.)

Такие противоречия нередко возникают вследствие того, что воспитуемый стремится реализовать свои желания в основном по принципу «хочу», без учета имеющихся у него возможностей. Воспитатели стремятся помочь ему добиться желаемого, но по принципу «если хочешь, то для этого надо». Так, если стремишься к служебному росту или к более высокой заработной плате, то совершенствуй, повышай свое профессиональное мастерство и т. п. Человек с нравственно воспитанной волей свое «хочу» стремится удовлетворить только через выполнение «надо». Если индивид не приучен удовлетворять свои потребности через «надо», то о нем говорят, что это своевольный человек. Иногда такие люди вступают в конфликтную ситуацию с административными и правоохранительными органами.

Потребности формируются в онтогенезе. Если их формирование происходит стихийно, под влиянием случайных жизненных обстоятельств или общественно не одобряемых стимулов, то у таких людей могут закрепиться стойкие отрицательные потребности, определяющие цели их волевых действий. В конечном итоге эти потребности оказывают негативное влияние на волю людей, препятствуют правильному направлению в развитии волевых действий и поведения.

У личности, обладающей высшими формами отражения объективного мира, объекты и явления, побуждающие к действиям, могут быть отражены в форме сознательного образа или понятия, а также в форме идеи или нравственного идеала.

Мотивы волевых действий. Волевые действия людей являются сознательными поступками, совершаемыми при наличии определенного мотива, обдуманного намерения и плана действий. Философ Марк Аврелий по этому поводу говорил, что каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

Мотив (от лат. movere толкать, приводить в движение) — это внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл и направленный на удовлетворение определенной потребности. Он проявляется в соответствующем эмоциональном переживании, стимулирующем индивида к определенному действию или задерживающем это действие. А.Н. Леонтьев считал, что мотив – это опредмеченная потребность. Мотив выступает как соображение, по которому субъект должен действовать. Следовательно, мотив дает потребности определенное направление. Человек часто плохо осознает мотивы, но хорошо проводит мотивировку своих действий. Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин своих действий. С помощью мотивировки личность оправдывает свои действия и поступки.

Мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми. Неосознаваемые мотивы – это влечения и установки. Влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознанную потребность субъекта. Установка – психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность или предрасположенность к определенного рода деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть как позитивными, так и негативными, т.е. подразумевают то или иное действие или отказ от действия.

Осознаваемые мотивы – это желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т.д. Осознаваемые мотивы характеризуют направленность личности. Деятельность человека носит полимотивированный характер. При этом мотивы выполняют различную роль. Есть мотивы-стимулы, побуждающие и определяющие выбор направленности деятельности и поведения. Есть такие мотивы, которые придают нашей деятельности личностный смыл.

Иерархическое отношение мотивов чаще всего осознается людьми в ситуации конфликта мотивов. В жизни каждого человека нередко сталкиваются разные мотивы, требуя от него сделать нелегкий, но важный выдор: самосохранение или честь; убеждение или благополучие

Мотивы являются определенными психическими состояниями, побуждающими индивида к неволевым или волевым действиям.

Неволевые действия совершаются без контроля со стороны индивида и не нуждаются в постоянно осознанном регулировании. К числу таких действий относят: автоматические и инстинктивные акты; действия, связанные с элементарными чувствами удовольствия или неудовольствия, когда проявляются естественные стремления сохранить чувство удовольствия, а полярное ему чувство сопровождается стремлением избавиться от его источника. В таких актах активности индивида значительное место занимают его влечения, которые являются исходными психическими состояниями, ведущими к развитию осознанных и мотивационно-волевых действий.

Волевые мотивированные действия носят сознательный характер, а проявляемая воля фактически является силой, необходимой для достижения индивидом соответствующих целей. К волевым действиям относится активность индивида, связанная с идеальными устремлениями, понятием о долге, жизненно необходимыми потребностями и др. Такие действия субъективно переживаются индивидом в форме желания или стремления.

Желание является одной из форм проявления направленности личности, характеризующей ее намерением к достижению какой-либо цели, но не всегда с достаточно осознанными причинами такого переживания и без четкого представления о средствах ее достижения.

Стремление — более высокая стадия в развитии волевых действий, активизирующая влечения и желания. Здесь неудовлетворенная потребность более осознается в необходимости действий, с помощью которых она может быть удовлетворена. На этой стадии индивид начинает все более четко представлять средства, обеспечивающие решение конкретной задачи. Его действия начинают носить более активный и целенаправленный характер.

Совокупность мотивов, связанных с волевыми действиями, представляет собой сложную систему, составляющую мотивационную сферу личности.

Волевые действия происходят на фоне внутренних противоречий, в условиях конкурирующих, нередко разнонаправленных влечений, когда происходит сдерживание некоторых достаточно актуализирован-ных желаний, сознательное подчинение их другим, сохраняя или даже усиливая последние. Такой процесс осуществляется в форме борьбы мотивов.

Борьба мотивов является сложным волевым актом, осуществляемым в условиях действия переживания различных и нередко противоречивых мотивов, когда индивид отдает предпочтение одному из них.

В структуре мотивации деятельности педагогов и руководителей производственных подразделений могут доминировать разные мотивы, которые подразделены на шесть групп:

1. Активно-познавательная мотивация, которая отличается направленностью педагога или руководителя на изучение студентов или своих подчиненных, познание предмета своей специальности, углубление и расширение знаний, поиск новых подходов при решении оперативных и стратегических задач в интересах достижения намеченных целей.

2. Активно-творческая мотивация направлена на конечный результат деятельности. Для нее характерно стремление педагога или руководителя постоянно находиться в активном деятельном состоянии, в поисках наиболее эффективных методов воздействия на студентов и подчиненных в интересах решения учебных или производственных задач.

3. Гуманистическая мотивация, связанная с отношением как к конкретному человеку, так и к другим людям. Значительное место в ней занимает решение вопросов, касающихся справедливости и реализации личностного потенциала студента или специалиста. В такой мотивации признается, что человек изначально добр или нейтрален, а его агрессивность возникает в связи с воздействием окружения. Эта мотивация присуща альтруистическим натурам, стремящимся быть полезными другим людям и постоянно совершенствующимся в интересах общего дела.

4. Самоактуализирующаяся мотивация проявляется в стремлении утвердить себя в данной социально значимой роли, проявить свои личностные и профессиональные способности, постоянно совершенствуя общие и специальные знания, умения и навыки.

5. Ситуативная, адаптационно-неопределенная мотивация проявляется в негативном отношении к непосредственно воздействующим внешним факторам, препятствующим выполнению индивидом своих функциональных обязанностей, к сомнениям в своих суждениях и принимаемых решений, ведущих к заниженным профессиональным притязаниям.

Определение направленности того или иного студента позволяет уточнить конкретный доминирующий мотив, который занимает ведущее место в его жизненных установках, что, в свою очередь, создает возможности конкретизировать процесс индивидуализации учебной деятельности в вузе.

Потребности и мотивы человека

Одной из новейших комплексных научных дисциплин, оформившихся в XX в., стала общая теория систем. В соответствии с установками этой теории одним из ключевых общенаучных понятий утвердилось понятие системы, а одним из методов научной методологии стал системный подход к действительности, причем виды систем чрезвычайно многообразны. Они могут быть статическими или динамическими, открытыми или закрытыми. Примером открытой системы. т.е. системы, тесно связанной с окружающей средой, является человек. Это означает, что человек не может существовать без тесной связи с окружающей его внешней средой, природной и социальной.

Этим обстоятельством и вызывается наличие у человека разнообразных потребностей, тот или иной состав которых является важнейшей характеристикой личности.

Удовлетворение этих потребностей — фундаментальное условие человеческого существования. В этом процессе выражается тесная связь человека с окружающей средой, его принадлежность к тому типу систем, которая характеризуется как открытая система.

В психологической науке потребность определяется как внутреннее состояние индивида, вызываемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее в качестве глубинного источника всех форм его активности.

С потребностями тесно связано и понятие мотива. Мотив — это связанное с потребностями внутреннее состояние готовности к активным действиям определенной направленности и формы.

Потребности как психический процесс имеют некоторые особенностями:

  • они связаны с предметом, к которому человек стремится, или с каким-либо видом деятельности, который должен доставить человеку удовлетворение, например с игрой или работой;
  • более или менее четкое осознание данной потребности, сопровождающееся определенным эмоциональным состоянием готовности к конкретным действиям;
  • эмоционально-волевое состояние, сопровождающее поиск путей и средств удовлетворения потребности и ее реализацию;
  • ослабление этих состояний при удовлетворении потребностей.

Потребности человека многообразны. Они делятся нематериальные или естественные (в пище, одежде, жилище, генле) и культурные, или социальные, связанные с приобретением знаний, изучением наук, приобщением к конфессиональным и художественным ценностям, а также с потребностью в труде, общении, общественном признании и т.н.

Естественные потребности отражают зависимость человека от природных, материальных условий, необходимых для поддержания его жизни. В культурных потребностях отражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

Когда потребность осознается, происходит се «опредмечивание», конкретизация, она приобретает форму мотива. Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и целях поведения, обеспечивающего ее удовлетворение.

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем. что всякая деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного субъекта.

Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные условия деятельности, направленной на преобразование среды в соответствии с потребностями человека.

Общая мотивация, характерная для данного человека, является важнейшей составляющей характеристики его личности.

Наиболее известной и разработанной теорией мотивации является концепция иерархии мотивов американского психолога Абрахама Маслоу.

Представитель гуманистической психологии, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ними иерархическую структуру поведенческих мотивов. Его модель потребностей, нашедшая широкое применение в психологии управления, психотерапии, деловом общении, в дальнейшем уточнялась и дорабатывалась, но принцип рассмотрения потребностей и мотивов поведения остался тем же. А. Маслоу выделяет следующие фундаментальные потребности:

  • физиологические (органические) — потребности в пищи, сне. сексе и т.п.;
  • в безопасности — проявляется в том, что человеку нужно чувствовать себя защищенным, избавиться от страха. Для этого он стремится к материальной обеспеченности, следит за своим здоровьем, заботится о своем обеспечении в старости и т.д.;
  • в любви и принадлежности — человеку свойственно принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. Реализуя эту потребность, человек создает свой круг общения, заводит семью, друзей;
  • в уважении — человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов. Реализация потребности в уважении связана с трудовой деятельностью человека, его творчеством, участием в общественной жизни;
  • в самоактуализации — в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией как своих способностей, так и личности в целом.

Потребности образуют иерархию, поскольку подразделяются на низшие и высшие. А. Маслоу выявил следующие особенности мотивации человека:

  • мотивы имеют иерархическую структуру;
  • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности;
  • с повышением потребностей повышается готовность в большей активности.

Базовым уровнем потребностей являются физиологические, поскольку без их удовлетворения человек жить не может. Базисной является также и потребность в безопасности. Более высокие, социальные потребности, куда относятся потребности в принадлежности, имеют разную степень выраженности у разных людей, однако вне человеческого общения ни один человек (как человек) существовать не может. Престижные потребности, или потребность в уважении, связаны с социальным успехом личности. Фактически же полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворяет свои потребности в самоактуализации.

Процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии потребности каждою нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы, поэтому принцип иерархии называют принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности).

Высшие потребности имеют следующие признаки:

  • они более поздние;
  • чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться;
  • жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньшая склонность к болезням и т.д.;
  • удовлетворение чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость счастье, обогащает внутренний мир.

Л. Маслоу считал личностями только тех людей, целью которых является развитие своих способностей, самоактуализация. Всех остальных он называл недочеловеками. Самоактуализация представляет собой личностный рост в ходе продуктивной деятельности, это рост «вверх». Личностный, психологический рост он рассматривал как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Пока доминируют низшие потребности. движение к самоактуализации не может начаться. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. Человеку, все усилия которого направлены на добывание средств к жизни, не до высоких материй.

Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. То, на что жалуются люди, а также уровень их жалоб служат показателем развития личности и просвещенности общества. А. Маслоу полагал, что конца жалобам не будет и можно лишь надеяться на повышение их уровня.

Основными функциями мотивов является функции побуждения к действию и функция смыслообразования.

В психологическом плане существует различие между целями, которые ставит человек для того, чтобы добиться удовлетворения той или иной потребности, и мотивами его деятельности: цели всегда являются сознательными, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Действуя под влиянием того или иного побуждения, человек осознает цели своих действий, но дело с осознанием мотивов, того, ради чего они совершаются, обстоит иначе. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную задачу — осознание мотива. Причем речь идет о задаче осознания смысла его действий на личностном уровне, т.е. о личностном смысле деятельности.

Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи.

Начинают анализ с потребностей, поскольку наличие у человека потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как обмен веществ. Организм человека, как и любая живая система, неспособен ни поддерживать свое внутреннее динамическое равновесие, ни развиваться, если он не находится во взаимодействии с окружающей средой.

В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма, выражающее объективную нужду в чем-то, что лежит вне его. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием.

Любые проявления активности человека сопровождаются чувствами и эмоциями, которые в значительной степени определяют характер этой активности.

Разновидностью жизненно важных потребностей являются психологические потребности, без удовлетворения которых маленькие дети не получают полноценного развития. Не умирают, но как бы замирают, в развитии останавливаются и нередко подвержены заболеваниям, обходящих детей в более благополучной обстановке.

Если младенец получает пищу, но растет без общения и контакта с мамой, его развитие задерживается.

Возможно, тут точнее говорить о некоторых условиях, которые способствуют развитию ребенка или препятствуют ему. Связано ли это как-либо с потребностями и являются ли эти потребности психологическими — вопрос, видимо, отдельный.

Что касается взрослых людей, то к базовым потребностям психологического характера обычно относят потребности в:

  • автономии (самостоятельности и независимости),
  • компетентности (эффективности),
  • в значимых межличностных отношениях
  • быть членом группы и быть любимым, дополняемая потребностью в обретении чувства собственной значимости и признания другими

Если не удовлетворяются базовые физиологические потребности, страдает тело (физическое здоровье). Если не удовлетворяются базовые психологические потребности, страдает душа, тело души (душевное здоровье). Смотри Физиологические и психологические потребности

Сомнения

Самое главное — по поводу врожденности. Все исследования, описанные в статьях, проводились на взрослых людях. Каким образом данные этих исследований распространяются на младенцев? У младенцев есть эти потребности? У всех? Какими методиками это фиксируется?

Выдвину встречную гипотезу:

Потребность в автономии (самостоятельности и независимости), также как и в компетентности (эффективности), у некоторых детей бывает врожденной и сильно выраженной. У других детей эти потребности врожденные, но выражены слабо, более силен момент культурного влияния. У части детей этих потребностей от рождения нет, но они в той или иной степени прививаются. При этом в условиях глобализации момент культурной прививки имеет массовый характер, проявляющийся в самых разных культурах.

Потребность в общении является базовой для младенцев и не является таковой для взрослых людей. Это правда, что младенцы, полностью лишенные общения и не имеющие возможности себе его организовать, получают задержки в развитии, однако взрослые люди — не младенцы, и если им то или иное общение необходимо, они всегда могут его себе организовать. Да, с приятным общением жить приятно. Да, без достаточного количества денег жить неуютно. Потребность в общении не более базовая, чем потребность в деньгах — кому-то больше нужно, кому-то другое.

Фильм «9 рота»

15 месяцев здоровым мужикам быть без женщин — трудно. Потребность, однако!

​​​​​​​ Фильм «Шопоголик»

Нижнее белье от Марка Джефеса — это насущная человеческая потребность?

​​​​​​​

Потребность в психологии описывается с трех сторон: как объективное положение дел, как субъективное ощущение и как динамическое состояние. Потребность как объективка — объективное положение нужды или недостатка чего-либо, необходимого для нормального функционирования живой системы. «Рядом со мной нет того, что нужно. У организации потребность в дополнительных помещениях. России нужна национальная идея. Организму требуется вода». Потребность как ощущение — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. «Очень хочется покушать». Потребность как динамическое состояние — внутренний побудитель активности, динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Субъективно переживается или просто называется как тяга, влечение, хотение, желание. «Не могу усидеть на месте…»

Сегодня о потребностях говорят все психологи, хотя раньше люди обходились словом нужда. Нужда — это было нечто объективное, то, без чего человеческий организм (или военный отряд, или завод, или город) обойтись не может.

Похоже, что понятие «потребность» лежит за пределами естественнонаучного подхода, в области подхода гуманитарного и прочей высокой поэзии. Очевидно, что мотору для нормальной работы требуется бензин и моторное масло, но нельзя сказать, что у мотора в этом есть потребность. Почему? Потому что мотор — не живой, а о потребностях говорят только применительно к тому, что видится как живое.

Техник скажет, что условием нормальной работы является наличие бензина, а добавка моторных масел увеличивает срок эксплуатации мотора. Все, это «условия функционирования», и здесь нет никаких «потребностей». Впрочем, если водитель начинает воспринимать свою машину как живое существо (а это распространено повсеместно), то у его машины появляются потребности и помыться, и пополнить запас бензина, и пройти ТО… «Моя машинка хочет помыться!»

Последователи естественнонаучного подхода говорят не о потребностях, а о запросах субъекта (обращениях за помощью) и условиях, которые так или иначе влияют на жизнедеятельность организма.

А.С. Пушкин словом «потребность» не пользовался, в словаре В.И. Даля о потребностях также ничего говорится, а вот в словаре Брокгауза и Эфрона уже есть статья об «эластичных» и «малоэластичных» потребностях. Потребность в хлебе элементарна и малоэластична: наелся — и сыт. Все определенно, растяжки по времени нет, по сути — это нужда. А вот потребность в одежде несравненно более эластична: покупка одежды эту потребность не насыщает, покупать хочется еще и еще… Все эластично тянется до бесконечности, потому что тут не нужда, а хочется.

Потребности различают и классифицируют самым различным образом. Выделяют, в частности, потребности целостные и фрагментарные, реальные и придуманные, базовые и нет, высшие и низшие, потребности в общении, в любви, в уважении и многие другие. Похоже, что сегодняшнее понимание потребности ближе к эластичным, мало насыщаемым потребностям. И похоже, что за такой потребностью стоит в малой степени «нужда», а в большей степени — скулеж на тему «хочется» и «мне без этого плохо!».

Люди, как дети, очень быстро учат список своих потребностей, а общество потребления этому только радо, поскольку под любую потребность можно продать ту или иную услугу. Понятие «потребность» очень удобно: одни могут под созданную потребность что-то продать, другие — снять с себя ответственность за свои действия. «Я купила, потому что чувствовала в этому потребность. Не идти же мне против себя?!» С развитием запросов людей список желаний, которые они хотят называть реальными потребностями, растет с невероятной скоростью.

Люди, начавшие играть в игру под названием «Потребности», сами же оказываются у себя на крючке. Люди легко вовлекаются, привыкают и привязываются, после чего свои привязанности и привычки называют своими потребностями. У дедушки теперь потребность быть в курсе новостей каждый вечер, у бабушки — потребность посмотреть сериал, у мамы — потребность купить платочек от D&G, у папы — заменить айфон на последнюю модель, у трехлетнего ребенка — поиграть на айпаде. И каждый из этих детей убежден, что без этого они не могут, потому что это их потребности.

Исследователи вводят понятие «базовые потребности», чтобы отличить потребности надуманные от настоящих нужд, но этот список оказывается таким же эластичным и ненасыщаемым, как потребности тех, кто привык себе что-либо выпрашивать.

Утверждения психологов, что именно потребности движут людьми, является внушением, и внушением контрпродуктивным. Те, кто это внушают, заставляют на все смотреть с эгоистической точки зрения, а те, кто этому поверил, получают якобы научное объяснение, почему каждый человек заботится в первую очередь о самом себе. Разговоры о потребностях воспитывают потребителей: тех, кто живет ради себя, ради удовлетворения собственных потребностей.

Понятие «потребность» — опасное понятие. Кроме приучения к эгоизму, оно несет в себе и другое метасообщение: «Кто-то отвечает за мои нужды, кто-то должен обо мне позаботиться». А эта установка легко воспитывает паразитов, которые убеждены, что их потребности обязательно надо обслужить — ведь каждый человек имеет право на удовлетворение своих потребностей!

Потребность в безопасности — обеспечьте. Потребность в общении — предоставьте! — учтите! Потребность в любви — позаботьтесь!

Наверное, это не так, мы все-таки не дети. У каждого из нас есть свои нужды и свои желания, и каждый взрослый человек может себя обслужить, если возьмет на себя такую ответственность.

С позиций синтон-подхода, потребность — это замена ценностей, целей и воли у человека, который живет как организм, еще не став личностью. И замена эта — не вполне достойная.

Большинство людей действительно большую часть своей жизни живут и действуют, побуждаемые потребностями. Когда им что-то не хватает, у них возникает повышенное напряжение, им становится плохо, но напряжение подвигает их к активности, они действуют. Достигли — напряжение разрядилось, источник активности иссяк, энергия действия кончилась. Чтобы куда-либо двигаться, они снова ищут состояния неудовлетворенности, ищут свое плохо, и постоянно качаются между «мне плохо, но я двигаюсь» или «мне хорошо и я не могу себя поднять».

Это правда, что жизнью человека-организма заведует не он, а его потребности. Читай — его тело. Так живет большинство, но будете ли так жить вы? Разумный человек знает нужды своего тела и заботится о нем, при этом выборы взрослого человека определяются им самим, а не его потребностями. Ведь за совершенные поступки вы спрашиваете с человека, а не с потребностей, которые ими двигали… Да?

Человек, живущий ценностями, более человек, чем существо, живущее удовлетворением своих потребностей. Правда, что людьми движут потребности, но не правда, что ими движут только потребности. Потребности движут теми, кто не умеет разума и воли определять свои поступки, люди же в авторской позиции принимают самостоятельно принимают свои решения, ориентируясь на свои ценности и цели. Мы привыкли к тому, что у каждого из нас есть потребности, и мало задумываемся о том, что у нас есть обязанности. Верно, что у нас тело, которое необходимо питать, отдыхать и освобождать от продуктов жизнедеятельности; но также верно, что у нас есть разум, мы можем делать выборы, можем любить и заботиться не только о себе.

А что думаете вы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *