Психолог уильям джеймс

Краткая биография

Уильям Джеймс родился в в Нью-Йорке 11 января $1842$ года. Джеймс был самым первым ребенком в богатой семье Мэри Уолш и богослова Генри Джеймса.

В Гарварде в $1869$ году Джеймс получил ученую степень доктора медицины, но при этом врачом никогда не работал.

Академическая карьера Джеймса прошла в Гарвардском университете в период с $1873 по 1907$ год. Он преподавал анатомию и физиологию, а также являлся профессором философии и психологии. В $1891$ году Уильям Джеймс, вместе с Мюнстербергом, основал в США первую лабораторию прикладной психологии.

Студентами Уильяма Джеймса в разные годы были: Борис Сидис, Рузвельт, Гертруда Стайн, Джордж Сантаяна, Мэри Калкинс, Торндайк, Холл и Дьюи.

Джеймс два раза становился президентом Американской психологической ассоциации: первый в $1894$ году, а второй раз в $1904$ году.

Удивительно, но в молодости Джеймс страдал разного рода психическими расстройствами. В $1878$ году Джеймс женился на учительнице из Бостона Элис Хоув Гиббенс. В их семье родилось пять детей. После женитьбы неврастения и депрессия у Джеймса полностью прекратились.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Уильям Джеймс, американский психолог и философ 480 руб.
  • Реферат Уильям Джеймс, американский психолог и философ 260 руб.
  • Контрольная работа Уильям Джеймс, американский психолог и философ 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Джеймс интересовался живописью, литературой, философией и научной деятельностью. Спектр интересов Джеймса был огромен. Его в равной степени интересовали психологический опыт людей и биологические основы поведения. Впоследствии его психологию разделили на отдельные специальности. Современная психология ценит вклад Джеймса, но при этом не желает признать правильность его стремления к изучению жизненного опыта отдельных людей.

Вклад в развитие психологии

Книга Джеймса «Принципы» — это самая грамотная, смелая и понятная книга по психологии из всех, изданных когда-либо. Эту книгу можно порекомендовать неспециалисту прочитать даже просто для удовольствия. Также как и другие книги Джеймса:

  • «Многообразие религиозного опыта»,
  • «Беседы с учителями про психологию и со студентами про идеалы, которым стоит подражать».

Некоторые его идеи безусловно несколько устарели, но его собственные размышления и замечания, а также яркие примеры до сих пор не забываются и цитируются. Писал Джеймс великолепно.

Джеймс был твердо убежден, что новая психология должна занимать активную и серьезную позицию, он считал, что она обязательно нужна всем. Для Уильяма было важно, как человек поступает со своей жизнью, и он говорил, что психология может и обязана помочь в этом людям.

Джеймс был ученым-психологом, которого можно назвать психологом гуманистического направления. Он отдавал себе отчет, насколько велика ответственность человека, который взялся учить других людей и давать им советы. Джеймса можно отнести и к бихевиористам, так как он считал, что в поведении людей кроется самый надежный и основной источник получения информации. Также Уильяма Джеймса можно назвать трансперсональным психологом. Он понимал реальность высших состояний сознания и желал изучить воздействие таких состояний на людей, которые их испытывают.

Джеймс считал, что ключ ко многим проблемам можно найти, обратив взор психологов на опыт мистиков и экстрасенсов. Многие современные исследования измененных внутренних состояний сознания абсолютно подтверждают его правоту.

Как эволюционист и сторонник функционализма Джеймс заявлял, что сознание необходимо рассматривать в качестве органа первичной адаптации к влиянию окружающей среды. Он говорил о важности изучения функций и процессов, а не структур и содержания сознания. Он называл привычки базовыми телесными принципами.

Уильям Джеймс использовал в исследованиях интроспекцию, а также изучение продуктов сознания и деятельности.

Замечание 2

Джеймс провозгласил, что психическая жизнь является непрерывно текущим и изменяющимся единством. Сущностными признаками сознания он называл адаптивность, избирательность, активность, телеологичность. Он ввел в психологию термин «поток сознания».

Джеймс утверждал, что воля первична и реализует убеждения, а знания инструментальны, разум же способен выбирать между любым количеством вариантов.

Джеймс в $1884$ году и Ланге уже в $1885$ году, независимо друг от друга предложили теорию Джеймса-Ланге. Согласно ей, эмоции прежде всего зависят от наших физиологических реакций, то есть мы страдаем, так как ощущаем, что плачем или когда мы убегаем, мы начинаем чувствовать страх.

Влияние Уильяма Джеймса сказалось как на психологии, так и на образовании. Огромный вклад был внесен Джеймсом и в философию, в частности в теорию прагматизма и феноменологию.

ДЖЕЙМС, ДЖЕМС (James) УИЛЬЯМ — американский психолог и философ, один из основателей научной психологии.

Один из ос­но­ва­те­лей на­уч­ной пси­хо­ло­гии. По­то­мок ирландских эмиг­ран­тов, стар­ший из 5 де­тей из­вест­но­го тео­ло­га Ген­ри Джейм­са Стар­ше­го, брат пи­са­те­ля Г. Джейм­са. Окон­чил Гар­вард­ский университет (доктор ме­ди­ци­ны, 1869). По­сле трёх­лет­не­го кри­зи­са (Джеймс стра­дал де­прес­си­ей, бу­ду­чи не в со­стоя­нии раз­ре­шить про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду ес­те­ст­вен­но-на­уч­ным и ре­лиг. по­ни­ма­ни­ем че­ло­ве­ка) на­чал пре­по­да­вать в Гар­вар­де (с 1873) ана­то­мию и фи­зио­ло­гию, за­тем пси­хо­ло­гию (в 1876 году ос­но­вал пер­вую в США ла­бо­ра­то­рию экс­пе­риментальной пси­хо­ло­гии) и фи­ло­со­фию.

В 1890 году опуб­ли­ко­вал про­сла­вив­шую его книгу «The principles of psychology» (vol. 1-2; в русском переводе «На­уч­ные ос­но­вы пси­хо­ло­гии», 2003 год), в ко­то­рой сис­те­ма­ти­зи­ро­вал основные раз­де­лы пси­хо­ло­гической нау­ки, вне­ся осо­бый вклад в раз­ра­бот­ку про­блем соз­на­ния, эмо­ций, во­ли и лич­но­сти. Джеймс рас­смат­ри­вал пси­хическую жизнь как ак­тив­ность, на­прав­лен­ную на при­спо­соб­ле­ние к сре­де, став од­ним из ос­но­ва­те­лей функ­цио­на­лиз­ма в пси­хо­ло­гии. В ак­те са­мо­соз­на­ния че­ло­век об­на­ру­жи­ва­ет в се­бе не­пре­рыв­но ме­няю­щие­ся це­ло­ст­ные со­стоя­ния («по­ток») соз­на­ния, в ка­ж­дом из ко­то­рых он вы­сту­па­ет как субъ­ект, по­знаю­щий Я, вы­де­ляю­щий из это­го по­то­ка ощу­ще­ний, эмо­ций и мыс­лей се­бя как объ­ект, как «моё, при­над­ле­жа­щее мне», то есть по­зна­вае­мое, «эм­пи­ри­че­ское Я», или лич­ность. По­след­няя вклю­ча­ет «фи­зи­че­скую лич­ность» (те­ло, оде­ж­да, дом и тому подобное), «со­ци­аль­ную лич­ность», ори­ен­ти­ро­ван­ную на при­зна­ние со сто­ро­ны других лю­дей (со­ци­аль­ная лич­ность мно­же­ст­вен­на и вклю­ча­ет ро­ли со­ци­аль­ные, с ко­то­ры­ми иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся че­ло­век, — друг, отец, под­чи­нён­ный и тому подобное), и «ду­хов­ную лич­ность» (идеа­лы, мыс­ли, чув­ст­во внутренней ак­тив­но­сти и тому подобное). Сре­ди важ­ней­ших ха­рак­те­ри­стик лич­но­сти Джеймса ввёл в пси­хо­ло­гию по­ня­тия «са­мо­оцен­ка», «са­мо­ува­же­ние», «са­мо­то­ж­де­ст­вен­ность». Со­глас­но пред­ло­жен­ной им пе­ри­фе­ри­че­ской тео­рии эмо­ций (так называемая тео­рия Джейм­са — Лан­ге), эмо­ции от­ра­жа­ют про­изо­шед­шие чуть ра­нее фи­зио­ло­гические из­ме­не­ния, свя­зан­ные с реф­лек­тор­ной ре­ак­ци­ей на вос­при­ня­тое (мы огор­че­ны, по­то­му что пла­чем, ис­пу­га­ны, по­то­му что дро­жим, и тому подобное). Эта тео­рия нескольких де­ся­ти­ле­тий оп­ре­де­ля­ла раз­ви­тие пси­хо­ло­гии эмо­ций, по­ка не по­лу­чи­ла экс­пе­риментального оп­ро­вер­же­ния. В пси­хо­ло­гии во­ли впер­вые по­ста­вил во­прос о ме­ха­низ­мах пе­ре­хо­да от пред­став­ле­ний к про­из­воль­ным дей­ст­ви­ям. Явив­шись од­ним из ини­циа­то­ров пси­хо­ло­гического изу­че­ния фе­но­ме­нов па­ра­пси­хо­ло­гии, спи­ри­тиз­ма, ре­лигиозного опы­та как со­стоя­ния соз­на­ния, Джеймс при­шёл к вы­во­ду, что обыч­ное соз­на­ние че­ло­ве­ка по­доб­но ма­лень­ко­му ост­ро­ву сре­ди океа­на мно­го­об­раз­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки.

В 1890-е годы центр ин­те­ре­сов Джеймса сме­стил­ся в сто­ро­ну фи­ло­со­фии. Вслед за Ч.С. Пир­сом Джеймс раз­ви­ва­ет кон­цеп­цию праг­ма­тиз­ма, со­глас­но ко­то­рой цен­ность лю­бых идей, тео­рий и сис­тем пред­став­ле­ний свя­за­на с те­ми след­ст­вия­ми, ко­то­рые вы­те­ка­ют из них для прак­тической жиз­ни. Пред­став­ле­ния, ко­то­рые счи­та­ют­ся ис­тин­ны­ми, со­от­вет­ст­ву­ют не «объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти», а ус­пеш­ным ре­зуль­та­там их при­ме­не­ния на прак­ти­ке, вы­пол­няя цен­но­ст­ную и на­прав­ляю­щую функ­ции по от­но­ше­нию к дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. В ча­ст­но­сти, ис­тин­ны­ми сле­ду­ет счи­тать ре­лигиозную ве­ру, ве­ру в сво­бо­ду че­ло­ве­ка, «ме­лио­ризм» — по­зи­цию, про­ти­во­пос­тав­лен­ную край­но­стям оп­ти­миз­ма и пес­си­миз­ма, со­глас­но ко­то­рой бу­ду­щее че­ло­ве­ка на­хо­дит­ся в его ру­ках.

«Ра­ди­каль­ный эм­пи­ризм» Джеймс ис­хо­дит из по­ня­тия «чис­то­го опы­та» как не­раз­дель­но­го един­ст­ва ду­хов­но­го и ма­те­ри­аль­но­го, ду­ши и те­ла, субъ­ек­та и объ­ек­та. В про­цес­се по­зна­ния этот це­ло­ст­ный «по­ток жиз­ни» в це­лях прак­тического удоб­ст­ва раз­де­ля­ет­ся на час­ти (фи­зические и пси­хические объ­ек­ты и тому подобное), и по­зна­ние вы­сту­па­ет как ус­та­нов­ле­ние внеш­них от­но­ше­ний ме­ж­ду эти­ми разъ­е­ди­нён­ны­ми час­тя­ми опы­та. Соз­на­ние, вы­пол­няю­щее важ­ную по­зна­ва­тель­ную функ­цию, не яв­ля­ет­ся осо­бой суб­стан­ци­ей: про­об­ра­зом по­ня­тия «ду­ха» Джеймс счи­тал обыч­ный про­цесс ды­ха­ния, так что вме­сто «я мыс­лю» мож­но бы­ло бы ска­зать «я ды­шу». Не­замк­ну­тая и не­за­вер­шён­ная «плю­ра­ли­сти­че­ская Все­лен­ная» пред­ста­ёт нам во мно­же­ст­ве форм, и раз­ные ви­ды упо­ря­до­чи­ва­ния опы­та от­ли­ча­ют­ся толь­ко сво­ей от­но­си­тель­ной прак­тической цен­но­стью.

В тру­дах по пе­да­го­ги­ке Джеймса рас­смат­ри­вал про­цесс вос­пи­та­ния как ор­га­ни­за­цию стрем­ле­ний и на­вы­ков че­ло­ве­ка в оп­ре­де­лён­ные фор­мы по­ве­де­ния, ис­хо­дя при этом из ре­шаю­ще­го влия­ния ин­стинк­тов и эмо­ций. Вы­сту­пал как убе­ж­дён­ный про­тив­ник фор­маль­ных приё­мов обу­че­ния, не за­тра­ги­ваю­щих глу­би­ны пси­хической жиз­ни уча­щих­ся. Эти воз­зре­ния Джеймса по­лу­чи­ли раз­ви­тие в праг­ма­ти­ст­ской пе­да­го­ги­ке.

В 1900-х годах Джеймс мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе и США, вы­сту­пал с лек­ция­ми, в основном на фи­лософские те­мы. Эдин­бург­ский (1902) и Гар­вард­ский (1903) университеты при­су­ди­ли ему сте­пень док­то­ра пра­ва. Джеймс ока­зал ог­ром­ное влия­ние на пси­хо­ло­гию; в чис­ле фи­ло­со­фов, опи­рав­ших­ся на его идеи, бы­ли Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид, Э. Гус­серль, Б. Рас­сел, Л. Вит­ген­штейн и другие.

Сочинения:

Бе­се­ды с учи­те­ля­ми о пси­хо­ло­гии. М., 1902. М., 1998;

Джеймс Уильям — Американский философ-идеалист и психолог, один из основателей прагматизма. Профессор физиологии и психологии, затем философии Гарвардского университета (1872-1907).

Уильям Джемс (традиционное написание; правильно — Джеймс, англ. William James; Чокоруа, округ Кэрролл (Нью-Гэмпшир)) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

Учился медицине, в 1869 получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 — ассистент, с 1885 — профессор философии, а в 1889—1907 — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом). С 1878 по 1890 г. Джеймс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США. Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *