Содержание
Краткая биография
Уильям Джеймс родился в в Нью-Йорке 11 января $1842$ года. Джеймс был самым первым ребенком в богатой семье Мэри Уолш и богослова Генри Джеймса.
В Гарварде в $1869$ году Джеймс получил ученую степень доктора медицины, но при этом врачом никогда не работал.
Академическая карьера Джеймса прошла в Гарвардском университете в период с $1873 по 1907$ год. Он преподавал анатомию и физиологию, а также являлся профессором философии и психологии. В $1891$ году Уильям Джеймс, вместе с Мюнстербергом, основал в США первую лабораторию прикладной психологии.
Студентами Уильяма Джеймса в разные годы были: Борис Сидис, Рузвельт, Гертруда Стайн, Джордж Сантаяна, Мэри Калкинс, Торндайк, Холл и Дьюи.
Джеймс два раза становился президентом Американской психологической ассоциации: первый в $1894$ году, а второй раз в $1904$ году.
Удивительно, но в молодости Джеймс страдал разного рода психическими расстройствами. В $1878$ году Джеймс женился на учительнице из Бостона Элис Хоув Гиббенс. В их семье родилось пять детей. После женитьбы неврастения и депрессия у Джеймса полностью прекратились.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Уильям Джеймс, американский психолог и философ 480 руб.
- Реферат Уильям Джеймс, американский психолог и философ 260 руб.
- Контрольная работа Уильям Джеймс, американский психолог и философ 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1
Джеймс интересовался живописью, литературой, философией и научной деятельностью. Спектр интересов Джеймса был огромен. Его в равной степени интересовали психологический опыт людей и биологические основы поведения. Впоследствии его психологию разделили на отдельные специальности. Современная психология ценит вклад Джеймса, но при этом не желает признать правильность его стремления к изучению жизненного опыта отдельных людей.
Вклад в развитие психологии
Книга Джеймса «Принципы» — это самая грамотная, смелая и понятная книга по психологии из всех, изданных когда-либо. Эту книгу можно порекомендовать неспециалисту прочитать даже просто для удовольствия. Также как и другие книги Джеймса:
- «Многообразие религиозного опыта»,
- «Беседы с учителями про психологию и со студентами про идеалы, которым стоит подражать».
Некоторые его идеи безусловно несколько устарели, но его собственные размышления и замечания, а также яркие примеры до сих пор не забываются и цитируются. Писал Джеймс великолепно.
Джеймс был твердо убежден, что новая психология должна занимать активную и серьезную позицию, он считал, что она обязательно нужна всем. Для Уильяма было важно, как человек поступает со своей жизнью, и он говорил, что психология может и обязана помочь в этом людям.
Джеймс был ученым-психологом, которого можно назвать психологом гуманистического направления. Он отдавал себе отчет, насколько велика ответственность человека, который взялся учить других людей и давать им советы. Джеймса можно отнести и к бихевиористам, так как он считал, что в поведении людей кроется самый надежный и основной источник получения информации. Также Уильяма Джеймса можно назвать трансперсональным психологом. Он понимал реальность высших состояний сознания и желал изучить воздействие таких состояний на людей, которые их испытывают.
Джеймс считал, что ключ ко многим проблемам можно найти, обратив взор психологов на опыт мистиков и экстрасенсов. Многие современные исследования измененных внутренних состояний сознания абсолютно подтверждают его правоту.
Как эволюционист и сторонник функционализма Джеймс заявлял, что сознание необходимо рассматривать в качестве органа первичной адаптации к влиянию окружающей среды. Он говорил о важности изучения функций и процессов, а не структур и содержания сознания. Он называл привычки базовыми телесными принципами.
Уильям Джеймс использовал в исследованиях интроспекцию, а также изучение продуктов сознания и деятельности.
Замечание 2
Джеймс провозгласил, что психическая жизнь является непрерывно текущим и изменяющимся единством. Сущностными признаками сознания он называл адаптивность, избирательность, активность, телеологичность. Он ввел в психологию термин «поток сознания».
Джеймс утверждал, что воля первична и реализует убеждения, а знания инструментальны, разум же способен выбирать между любым количеством вариантов.
Джеймс в $1884$ году и Ланге уже в $1885$ году, независимо друг от друга предложили теорию Джеймса-Ланге. Согласно ей, эмоции прежде всего зависят от наших физиологических реакций, то есть мы страдаем, так как ощущаем, что плачем или когда мы убегаем, мы начинаем чувствовать страх.
Влияние Уильяма Джеймса сказалось как на психологии, так и на образовании. Огромный вклад был внесен Джеймсом и в философию, в частности в теорию прагматизма и феноменологию.
ДЖЕЙМС, ДЖЕМС (James) УИЛЬЯМ — американский психолог и философ, один из основателей научной психологии.
Один из основателей научной психологии. Потомок ирландских эмигрантов, старший из 5 детей известного теолога Генри Джеймса Старшего, брат писателя Г. Джеймса. Окончил Гарвардский университет (доктор медицины, 1869). После трёхлетнего кризиса (Джеймс страдал депрессией, будучи не в состоянии разрешить противоречие между естественно-научным и религ. пониманием человека) начал преподавать в Гарварде (с 1873) анатомию и физиологию, затем психологию (в 1876 году основал первую в США лабораторию экспериментальной психологии) и философию.
В 1890 году опубликовал прославившую его книгу «The principles of psychology» (vol. 1-2; в русском переводе «Научные основы психологии», 2003 год), в которой систематизировал основные разделы психологической науки, внеся особый вклад в разработку проблем сознания, эмоций, воли и личности. Джеймс рассматривал психическую жизнь как активность, направленную на приспособление к среде, став одним из основателей функционализма в психологии. В акте самосознания человек обнаруживает в себе непрерывно меняющиеся целостные состояния («поток») сознания, в каждом из которых он выступает как субъект, познающий Я, выделяющий из этого потока ощущений, эмоций и мыслей себя как объект, как «моё, принадлежащее мне», то есть познаваемое, «эмпирическое Я», или личность. Последняя включает «физическую личность» (тело, одежда, дом и тому подобное), «социальную личность», ориентированную на признание со стороны других людей (социальная личность множественна и включает роли социальные, с которыми идентифицируется человек, — друг, отец, подчинённый и тому подобное), и «духовную личность» (идеалы, мысли, чувство внутренней активности и тому подобное). Среди важнейших характеристик личности Джеймса ввёл в психологию понятия «самооценка», «самоуважение», «самотождественность». Согласно предложенной им периферической теории эмоций (так называемая теория Джеймса — Ланге), эмоции отражают произошедшие чуть ранее физиологические изменения, связанные с рефлекторной реакцией на воспринятое (мы огорчены, потому что плачем, испуганы, потому что дрожим, и тому подобное). Эта теория нескольких десятилетий определяла развитие психологии эмоций, пока не получила экспериментального опровержения. В психологии воли впервые поставил вопрос о механизмах перехода от представлений к произвольным действиям. Явившись одним из инициаторов психологического изучения феноменов парапсихологии, спиритизма, религиозного опыта как состояния сознания, Джеймс пришёл к выводу, что обычное сознание человека подобно маленькому острову среди океана многообразных возможностей человеческой психики.
В 1890-е годы центр интересов Джеймса сместился в сторону философии. Вслед за Ч.С. Пирсом Джеймс развивает концепцию прагматизма, согласно которой ценность любых идей, теорий и систем представлений связана с теми следствиями, которые вытекают из них для практической жизни. Представления, которые считаются истинными, соответствуют не «объективной реальности», а успешным результатам их применения на практике, выполняя ценностную и направляющую функции по отношению к деятельности человека. В частности, истинными следует считать религиозную веру, веру в свободу человека, «мелиоризм» — позицию, противопоставленную крайностям оптимизма и пессимизма, согласно которой будущее человека находится в его руках.
«Радикальный эмпиризм» Джеймс исходит из понятия «чистого опыта» как нераздельного единства духовного и материального, души и тела, субъекта и объекта. В процессе познания этот целостный «поток жизни» в целях практического удобства разделяется на части (физические и психические объекты и тому подобное), и познание выступает как установление внешних отношений между этими разъединёнными частями опыта. Сознание, выполняющее важную познавательную функцию, не является особой субстанцией: прообразом понятия «духа» Джеймс считал обычный процесс дыхания, так что вместо «я мыслю» можно было бы сказать «я дышу». Незамкнутая и незавершённая «плюралистическая Вселенная» предстаёт нам во множестве форм, и разные виды упорядочивания опыта отличаются только своей относительной практической ценностью.
В трудах по педагогике Джеймса рассматривал процесс воспитания как организацию стремлений и навыков человека в определённые формы поведения, исходя при этом из решающего влияния инстинктов и эмоций. Выступал как убеждённый противник формальных приёмов обучения, не затрагивающих глубины психической жизни учащихся. Эти воззрения Джеймса получили развитие в прагматистской педагогике.
В 1900-х годах Джеймс много путешествовал по Европе и США, выступал с лекциями, в основном на философские темы. Эдинбургский (1902) и Гарвардский (1903) университеты присудили ему степень доктора права. Джеймс оказал огромное влияние на психологию; в числе философов, опиравшихся на его идеи, были Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид, Э. Гуссерль, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и другие.
Сочинения:
Беседы с учителями о психологии. М., 1902. М., 1998;
Джеймс Уильям — Американский философ-идеалист и психолог, один из основателей прагматизма. Профессор физиологии и психологии, затем философии Гарвардского университета (1872-1907).
Уильям Джемс (традиционное написание; правильно — Джеймс, англ. William James; Чокоруа, округ Кэрролл (Нью-Гэмпшир)) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.
Учился медицине, в 1869 получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 — ассистент, с 1885 — профессор философии, а в 1889—1907 — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом). С 1878 по 1890 г. Джеймс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США. Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.