Творческие личности характеризуются

ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ. Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека. М.Зощенко в своей автобиографической повести рассказывает о том, как он благодаря творчеству излечился от депрессии.

Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

Существуют профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.

В настоящее время творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер. Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, что у творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении «покой и воля». Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами. Чаще всего это происходит на досуге, когда он предоставлен самому себе – ночью за письменным столом Болдинской осенью, в камере одиночного заключения, на больничной койке.

Многим людям, даже творчески одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества. Например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист – открытия в области математического моделирования. По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности.

Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

Творческая компетентность – это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей. В чем же заключается сама креативная способность? Практика творческих достижений и тестирования подводит к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет способность творческой фантазии (см. ФАНТАЗИЯ), понимаемой как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии. К.Паустовский проницательно писал: «…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды».

Определяющим для творческой фантазии является направление сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного). Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой (мысленной) действительности и нового Я.

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Ответить на эти вопросы – значит подойти к пониманию сущности творческой личности.

Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.

Нейротизм, повышенная чувствительность – норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Но, во-первых, это не является нормой и тем более, во-вторых, не дает оснований для выводов, которые делают последователи Ломброзо о родстве гениальности и безумия.

Двойственность творца предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное Я и творческое (воображенное) Я. Даже в самом сильном порыве вдохновения творец не теряет чувства реального Я. Например, (как заметил Станиславский), ни один актер не упал в оркестровую яму и не опирается на картонный задник декорации. И все же активность творческого Я, «заставляющая» пребывать творца в мире воображенной, условной реальности – словесной, изображенной, символически-понятийной, сценически воплощенной и т.п. – объясняет наличие у творческой личности черт и особенностей, отличающей ее от обычного человека. Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется «странным», «чудоковатым». И этому есть объяснение.

Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях (новых идеях, образах и т.п.) придает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами. И вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм, розыгрышам, шуткам. Погруженность в свой воображенный творческий мир иногда делает их поведение в быту не вполне адекватным. Про них нередко говорят, что они «не от мира сего». Классической иллюстрацией может служить «профессорская» рассеянность.

Детская, или «наивная» креативность отличается от креативности взрослого, она имеет другую структуру и содержание, чем культурная креативность творческой личности. Детская креативность – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все действительно может быть. Наивная креативность – характеристика возраста и присуща большинству детей. Напротив, культурная креативность творцов – явление далеко не массовое.

Бесстрашие мысли творца не носит наивный характер, оно предполагает богатый опыт, глубокие и обширные знания. Это бесстрашие творческой смелости, дерзости, готовности к риску. Творца не пугает необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов. А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения».

Творческая смелость – это черта творческого Я, и она может отсутствовать у реального Я творца, в обыденной жизни. Так, по свидетельству жены знаменитого импрессиониста Марке, смелый новатор в живописи был в жизни довольно робким человеком. Такая двойственность может быть обнаружена и в отношении других личностных качеств. Например, рассеянный в жизни, творец «обязан» быть в творчестве сосредоточенно-внимательным и точным. Творческая этика не тождественна этике реального Я. Художник Валентин Серов часто признавался, что недолюбливал людей. Создавая портреты и внимательно вглядевшись в человека, он каждый раз увлекался, вдохновлялся, но не самим лицом, которое часто бывало пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. О специфической художественной любви пишет А.Блок: любим мы все то, что хотим изобразить; Грибоедов любил Фамусова, Гоголь – Чичикова, Пушкин – скупого, Шекспир – Фальстафа. Творческие личности порой производят в жизни впечатления бездельников, внешне недисциплинированных, иногда беспечных и безответственных. В творчестве же они обнаруживают огромное трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность. Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого Я может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: ревнивое внимание к чужим успехам, враждебность к коллегам и к их заслугам, надменно-агрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается самоуверенностью, склонностью давать высокую оценку собственным способностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих» подростков. Известный психолог К.Юнг утверждал, что творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я.

Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что интеллект должен быть выше среднего. Огромное значение имеет развитая память, причем приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности: музыкальная память, зрительная, цифровая, двигательная и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные. Так, певческому таланту Шаляпина в немалой степени способствовали его удивительные голосовые связки – мощные и пластичные. В то же время не зафиксирована устойчивая корреляция между уровнем креативной способности и особенностями характера и темперамента реального Я. Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом.

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная.

Евгений Басин

7.1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности

Под творчеством понимают процесс создания новых материальных и духовных ценностей в области науки, искусства или техники. По мнению С. Л. Рубинштейна, творчество – это деятельность, «созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю науки, искусства» . Новым считается не только продукт труда, но и возникающий в сознании автора «идеальный образ» будущего произведения.

Античные философы считали творчество божественным даром. Платон рассматривал творчество как божественную одержимость. В античности различали две формы творчества: божественное – акт создания, творения Космоса, и человеческое – мастерство, ремесло, искусство. В средневековье творчество представляли волевым актом божественной личности, а в эпоху Возрождения усиливается антропологический аспект творчества: его носителем становится человек.

Представитель немецкой классической философии Ф. В. Шеллинг называл творчество синтезом сознательного и бессознательного, интуитивного и мистического. Психоанализ объясняет природу и источник творчества механизмами сублимации: чем более выражены внутренние конфликты художника, тем продуктивнее его творческая активность.

Гуманистическая психология (А. Маслоу) рассматривает творчество как процесс самоактуализации личности, как стремление человека к наиболее полному развитию собственных способностей.

В отечественной психологии творчество рассматривается как самостоятельная внутренняя потребность: как разновидность поисковой активности, направленной на изменение ситуации или самого себя (Д. Б. Богоявленская, В. С. Шубинский, Я. А. Пономарев), как потребность в эстетическом отношении к деятельности (А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская и др. ).

Физиологическую основу творческих процессов составляют взаимодополняющие отношения абстрактно-логического (левополушарного) и пространственно-образного (правополушарного) мышления. Абстрактно-логическое мышление является синонимом вербального, аналитического мышления; пространственно-образное мышление – синонимом невербального, синтетического мышления. Основное различие между двумя типами мышления определяет характер связи материала, слов и образов. Задачей абстрактно-логического мышления является вычленение, выделение существенного (т. е. анализ), что выражается вербальным языком. Но не все предметы, явления или их свойства можно подвергнуть анализу, описать словами. Поэтому возможноcти абстрактно-логического мышления являются в какой-то мере ограниченными: анализ не дает полной характеристики, целостного представления о предмете или явлении. Представление о целостности предмета осуществляет пространственно-образное мышление, способное переводить впечатления на язык искусства. Бессознательные аспекты деятельности правого полушария связаны с инсайтом, озарением, фантазией, возникновением образов, ассоциаций.

Для творческой деятельности необходим синтез двух типов мышления: абстрактно-логического и пространственно-образного. Сознание оперирует имеющимся опытом, знаниями, речью. Бессознательная работа происходит с помощью интуиции, инсайта, которые трансформируют и рекомбинируют имеющиеся знания или впечатления. Возникшие идеи, гипотезы вновь подвергаются логическому отбору, критической оценке, проверке на практике. Представитель гуманистической психологии А. Маслоу пишет об этом так: существуют первичная и вторичная стадии творчества. Первичная стадия характеризуется вдохновением, импровизацией, состоянием радости от возникшей идеи. Вторичная стадия представляет собой дальнейшее развитие, разработку исходной идеи и требует от человека самодисциплины, настойчивости, упорного труда. Он отмечает, что существует много людей, способных к первичной стадии творчества, и лишь очень немногие из них способны реально воплотить задуманное.

В психологической литературе охарактеризованы этапы творческого процесса (Ж. Адамер, А. Пуанкаре, Я. А. Пономарев и др.).

Первый этап – подготовка (сознательная работа). Так называют длительное состояние, при котором возникает новая идея, творческий замысел, способ решения проблемы.

Второй этап – созревание (бессознательная работа). Этот этап характеризуется «муками творчества», сопровождает вынашивание замысла или идеи, проявление интуиции. Интуитивные находки оказываются весьма полезными в творческой деятельности. Возникают они по-разному: как убеждение в правильности какой-либо идеи; или как неосознанное обобщение сложно учитываемых фактов большого практического опыта.

Третий этап – вдохновение (переход бессознательного в сознательное) происходит быстро, продуктивно: возникает гипотеза, идея, открытие или приходит эвристическое решение. Другими словами, осознанным становится уже только сам результат интуитивного процесса: без логических аргументов и обоснований он нередко оказывается правильным.

Четвертый этап – развитие идеи (сознательная работа): происходит проверка замысла и его оформление, реализация на практике. Границы между указанными этапами являются условными. Началом творческого процесса является человеческая потребность в исследовательской деятельности, в познании, интерес к преобразованиям, открытиям.

Предпосылкой творчества также служат личностные и интеллектуальные качества человека. Характерные черты творческой личности включают высокую эмоциональную возбудимость и любознательность, независимость и самостоятельность, стремление к риску и к нарушению порядка, импульсивность, склонность к игре, чувство юмора, оригинальность, инициативность, энергичность, настойчивость, упорство, находчивость. К интеллектуальным качествам творческой личности относят беглость мышления (богатство и разнообразие идей, ассоциаций), его гибкость (способность к быстрому переходу от одного способа решения к другому, отсутствие стереотипов, легкость генерирования идей) и оригинальность (способность к неожиданным и нестандартным решениям). Творческую личность характеризует дивергентное мышление, т. е. открытое, конструктивное, склонное к оригинальным решениям, обобщениям и предвидению.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Творческая личность — это личность человека-творца, то есть того, кто создает некие, принципиально новые, продукты в результате своей деятельности. Творчество — в исходном и научном понимании этого слова — не игра на музыкальных инструментах (вернее — не только и не просто игра), не рисование и не вышивка крестиком. Творчество — это созидающая деятельность. Соответственно, творческая личность — это человек, готовый к такой деятельности и занимающейся ей.

Здесь, по аналогии, можно вспомнить известную триаду выбора профессии Е. А. Климова «Хочу — Могу — Надо». Идеальный выбор профессии — такой, при котором человек и хочет заниматься данным видом профессиональной деятельности (у него выражены интересы и склонности), и может им заниматься (развиты способности, нет противопоказаний), и — что тоже важно — эта профессия должна быть востребована, то есть нужна окружающим людям. Так и творческий человек:

— у него выражены интересы и склонности к творческой деятельности,

— он способен заниматься данным видом творческой деятельности (или вообще творчеством),

— его творчество будет не полным повторением опыта предшественников, а оригинальным и — хотя бы в некоторой степени — востребованным.

Соответственно можно выделить три основные причины, по которым человек не может быть творческой личностью:

— творчество не представляет интереса, человек не испытывает удовлетворения от самого процесса творчества,

— низкие способности, особенно в отношении психических процессов мышления и воображения (если речь идет о конкретном виде творческой деятельности, то может встать вопрос и о владении техникой творческой деятельности),

— отсутствие стремления творить новое, низкая мотивация достижения.

Важный вопрос: насколько можно развивать себя или другого человека как творческую личность? Очевидно, что по крайней мере отчасти это является возможным. Вот, например, взять воображение. Оно всегда присутствует в любом творчестве. Без развитого воображения не может быть продуктивной творческой деятельности. Развитием воображения можно управлять.

Г. Альтшуллер и И. Верткин провели ряд интересных исследований. Было изучено около тысячи биографий, выделены общие моменты в жизнедеятельности творческих личностей. Оказалось, что жизнь большинства исследованных творческих личностей можно представить цепочкой ходов, шагов. Творческая личность стремится к творческой цели и старается не обращать внимания, избегать внешних обстоятельств.

Для творческой личности важно как можно раньше выйти на свою «творческую стезю». Лучше, если это произойдет еще в детстве. Можно нащупать свой путь и в значительно более позднем возрасте, но с возрастом это будет сделать все сложнее. Было даже введено такое понятие, как «встреча с чудом», то есть с чем-то таким, что перевернуло весь внутренний мир молодого человека. Это может быть и какая-то вещь, и какой-то интересный человек.

Еще в раннем детстве Шлиман увидел книгу «Падение Трои». На обложке был рисунок — крепость, огонь, воин с мечами… Все это было настолько здорово нарисовано, что ребенок пошел к отцу и стал ему объяснять, какие он прочитал интересные вещи. Отец ответил ему, что это лишь сказка, легенда, выдумка художника. Шлиман-младший не спорил с папой, но в душе затаил уверенность в том, что этого не может быть — откуда же художник знал? В этот же день Шлиман принял решение посвятить свою жизнь раскопкам Трои, открыть для человечества пласт новой культуры. И он, как известно, осуществил это, но значительно позже.

В творческих образах — можно сказать, что образах будущего — отражаются желания и воля их создателя. Творческие люди поэтому — всегда романтики, хотя бы чуть-чуть. Сложно, почти невозможно быть творческой личностью, имея лишь ограниченный набор потребностей и круг интересов, ограничивающийся домом, местом учебы или работы и увеселительными заведениями. При этом романтический настрой — не только способствует формированию мотивации на творчество, он еще будоражит воображение, способствует его развитию.

В плане воспитания будущих творческих личностей важным является постепенно сталкивать ребенка с понятиями «новое», «необычное», «невероятное». Для ребенка все в этой жизни внове. Поэтому важно, чтобы ребенок понял, что есть вещи, которые внове, необычны не только ему, но и всему человечеству. Ребенка следует заинтересовать необычностью того или иного объекта, явления.

Развитие способностей и трудолюбие — тоже является верным на пути к творческому успеху. Для развития способностей обычно важно освоить ту или иную специализированную технику. Леонардо да Винчи было бы сложно нарисовать свою «Мону Лизу», если бы он умел рисовать только фломастерами, и то плохо. В современной науке, чтобы сделать какое-то более-менее значимое открытие, надо посвятить годы, если не десятилетия изучению науки, опыта предшественников.

Многие творческие люди для развития своих способностей прибегают к строгой самодисциплине. Известен пример Иммануила Канта, который сорок с лишним лет прожил по одному заведенному распорядку.

Литература

Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск, 1994

См. также

Личность

  • Активность личности
  • Аналитическое и синтетическое понятие личности
  • Асоциальная личность
  • Ведущие стороны жизни
  • Взаимосвязь социального и биологического в личности
  • Воображение и личность
  • Гармоническая личность
  • Гармонично развитая личность
  • Идеалы
  • Идентификация личности
  • … и другое

Творчество

  • Воображение и творчество
  • Инкубация
  • Стадии творческого процесса по Уоллесу

Достаточно долгое время в психологической литературе понятия адаптации и творчества рассматривались как антиподы, как явления, несовместимые в реальной жизни. Эта несовместимость вытекала уже из определений: адаптация понималась как приспособление человека к определенной среде, уподобление желаний, ценностей, поведения личности общественным нормам, общепринятым для всех. Степень адаптированности/неадаптированности человека в конкретной ситуации определялась именно по степени совпадения/несовпадения поступков, реакций, мотивов тому, что считается в данной социальной группе нормальным, правильным, полезным.

Если же рассматривать природу адаптации более глубоко, то становится очевидным, что она не ограничивается простым уподоблением, приспособлением, уравновешиванием состояния среды и организма, как это понималось в теории гомеостаза, разделяемой многими психологами психоаналитического направления. Гомеостатический механизм адаптации, поддерживающий равновесное состояние любой системы (биологической, психологической, социальной), является лишь одним из возможных механизмов адаптации. Другим механизмом является механизм гетеростаза, позволяющий преодолеть внешние и внутренние ограничения ситуации за счет надситуативной активности личности (Петровский А.В.).

Надситуативная активность – это способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством надситуативной активности преодолеваются внешние и внутренние ограничения – барьеры деятельности. Она выступает в явлениях творчества, познавательной активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности.

С разработкой идеи надситуативной активности связаны работы В.А. Петровского («Психология неадаптивной активности», 1992; «Личность: феномен субъектности», 1993; «Личность в психологии: парадигма субъектности», 1996). В своих исследованиях В.А. Петровский определяет творчество как форму надситуативной активности и, следовательно, как неадаптивное поведение, т.е. поведение, выходящее за рамки «сообразности» (гомеостатической, гедонистической и прагматической). Адаптивная направленность любых психических процессов и поведенческих актов включает в себя не только процессы приспособления индивида к природной среде, решающие задачу сохранения телесной целостности, выживания, нормального функционирования, но и процессы адаптации к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует полноценность субъекта как члена общества. Адаптация включает в себя также процессы самоприспособления: саморегуляцию, подчинение высших интересов низшим и т.п. Кроме этого речь идет и о процессах, которые ведут к подчинению среды исходным интересам субъекта. В этом смысле адаптация есть реализация его фиксированных предметных ориентации: удовлетворение потребности, инициировавшей поведение, достижение поставленной цели, решение исходной задачи.

Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов ее функционирования. Следовательно, адаптивность — это сообразность, сообразуемость, соотнесенность целей и результатов активности. Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с воплощением, побуждение к действию с его итогом. В этих противоречиях заключается источник динамики индивида, его существования и развития. Если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в данном направлении; если же результат богаче исходных устремлений, то это противоречие стимулирует развитие индивида к действительности и воспроизводит его целостность.

В своей работе «Развитие личности и одаренность» В.А. Петровский называет две проблемы, связанные со становлением творческого человека. С одной стороны, отмечает ученый, творческая судьба задумывается и осуществляется самим человеком как уникальным автором. Программирование творческой судьбы извне невозможно. С другой стороны, полноценное развитие творческой личности осуществляется, если социум тем или иным образом подтверждает творческие проявления людей.

В иерархии потребностей, по А. Маслоу, высший уровень занимают метапотребности — потребность в совершенстве, красоте, правде. В основе метамотивации лежат потребности и ценности роста. Именно такая мотивация, с точки зрения автора, присуща в большей степени самоактуализирующимся личностям, главным качеством которых является креативность («творческость»), творческое отношение к жизни и своей личности.

Главным побудителем творческой деятельности, согласно психологической теории К. Роджерса, является стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Это направляющее начало проявляется во всех формах органической и человеческой жизни как стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «Я». Это стремление может быть глубоко скрыто под слоями психологических защит; оно может быть спрятано за непризнаваемым человеком искусным фасадом. Но это стремление есть в каждом индивиде и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления. Именно оно является главной мотивацией творчества, когда организм вступает в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть самим собой.

Традиционно считается, что любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления. Хотя от рождения у большинства людей есть все внутренние условия для реализации их потенциала, ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста. В идеальном случае все обстоятельства, окружающие ребенка, могут способствовать полной реализации личности, а с другой стороны, на каждом шагу возникают предвидимые и непредвидимые препятствия, способные нарушить, затормозить или даже порой необратимо подавить развитие столь хрупкого создания, каким является человеческий ребенок. Именно поэтому большая роль в формировании гармоничного соотношения адаптивных и творческих способностей принадлежит современной школе, т.к. в детском возрасте способности к творческой адаптации у человека выражены ярче, чем у взрослого.

Проблема обращения к детскому творчеству как важному и действенному средству всестороннего музыкального развития ребенка уже давно занимает умы музыкантов, педагогов и психологов. Признано, что воспитание через творчество является характерной тенденцией музыкальной (и не только) педагогики нашего столетия.

В условиях музыкально-эстетического лицея г. Энгельса в рамках психологического сопровождения инновационных процессов обучения в 2004 г проводился мониторинг развития творческих способностей учащихся.

Специфика образовательных программ МЭЛ определяется их особой ролью в социализации и общей адаптации лицеистов:

  • раннего профессионального самоопределения учащихся в области музыкального образования;
  • формирования способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования после окончания МЭЛ;
  • определение своего личного и социального статуса через повышение уровня социальной адаптации и социальной мобильности.

Эти параметры развития учащихся могут быть реализованы в том случае, если условия обучения способствуют развитию творческих способностей.

На наш взгляд, качества, необходимые для личностной самореализации и раскрытия творческих способностей, необходимо развивать в комплексе. И этот комплекс может включать в себя:

  • творческое мышление;
  • инициативность;
  • способность к обоснованному риску;
  • уверенность в себе;
  • адекватную самооценку;
  • умение сотрудничать с партнерами;
  • мотивацию достижения;
  • высокую работоспособность.

Творческое, дивергентное мышление.Дж. Гилфорд разработал модель структуры интеллекта, в которой можно выделить два типа мышления для сравнения: дивергентное и конвергентное. Конвергентное мышление – процесс нахождения единственно правильного решения задачи или проблемы посредством интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Причем это такое понимание решения, которое является «правильным» в общепринятом смысле этого слова, т.е. достаточно традиционным и шаблонным для нашей культуры. Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество правильных ответов. Данный тип мышления служит средством для рождения оригинальных идей и самовыражения. Он опирается на воображение и является собственно творческим.

Способность к обоснованному риску.В жизни прогресс и успех практически всегда сочетаются с риском. Можно выделить два типа риска – обоснованный и авантюрный. Способность реализовать свой потенциал, по нашему мнению, связана со способностью и умением обоснованно рисковать. Инициативность, независимость, творчество и способность обоснованно рисковать можно развивать только в их нераздельной целостности.

Воля и работоспособность. Под волей и работоспособностью понимается не способность человека выполнять то, чего он делать не хочет, а умение долго и плодотворно работать над выполнением той цели, которую он сам поставил перед собой и которой хочет добиться, невзирая на внешние препятствия. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей.

Умение сотрудничать. В процессе обучения дети должны прийти к пониманию, что во многих случаях объединенные действия приносят больший результат, чем сумма индивидуальных.

Мотивация достижения. Мотивация деятельности предполагает два вида мотивации: достижения (надежда на успех) и избегания неудачи (неуспеха). Мотивация достижения связана с положительным эмоциональным состоянием, со стремлением человека достичь успеха в деятельности: «он делает это, так как хочет хорошо выступить на городской олимпиаде», «надеюсь получить высший балл», «они стараются как можно лучше выполнить работу». Мотивация избегания неудачи присутствует тогда, когда деятельность человека определяется желанием избежать неуспеха.

Таким образом, целью проведения мониторинга являлось выявление навыков мышления и моделей адаптивного поведения, позволяющих реализовывать креативную составляющую личности ребенка в условиях инновационного образовательного учреждения – музыкально-эстетического лицея.

Для этого использовался комплект психодиагностических методик, направленных на измерение когнитивных и личностных параметров проявления творческих способностей учащихся. Основу пакета методик составил адаптированный вариант набора креативных тестов Ф.Вильямса САР . САР – это набор тестов, состоящих из двух методик для детей: Теста дивергентного (творческого) мышления и Теста творческих личностных характеристик. В совокупности они позволяют оценить модель творческого поведения ребенка в условиях образовательно-воспитательной среды МЭЛ через когнитивно-интеллектуальные и личностно-индивидуальные творческие параметры: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления; любознательность, воображение, сложность и способность пойти на риск. Эти 8 параметров и составили основу мониторингового исследования. Примененные методики являются валидными процедурами оценки и измерения креативных факторов и имеют целью стимулирование творческих возможностей всех школьников.

Всего было обследовано 149 учащихся музыкально-эстетического лицея в возрасте от 6 до 17 лет. Полученные результаты были сопоставлены с нормативными данными для конкретного возраста по общероссийской выборке (подобных данных по школам Саратова и области нет).

Структура проведения мониторинга

1 этап

На первом этапе обследования всем учащимся был предложен тест творческого мышления. Тестирование проводилось в групповой форме. Время тестирования – 25 мин. – для младших школьников, 20 – для подростков. Каждому ребенку предлагалось дорисовать 12 стимульных фигур цветными карандашами и назвать свой рисунок.

Оцениваемые факторы творческого мышления – беглость, гибкость, оригинальность, разработанность – соотносятся с фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (вербальный стиль мышления) и представлен названием рисунка.

2 этап

На втором этапе учащимся 5–11 классов был предложен тест творческих характеристик личности. Это опросник, состоящий из 50 пунктов, помогающих выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя сами дети (см. Прил. 2).

Результаты были представлены в виде общего сырого балла и четырех отдельных оценок по любознательности, воображению, сложности и способности рисковать. Эти факторы являются индивидно-личностными и, на наш взгляд, хорошо дополняют характеристики творческого мышления ребенка, полученные на 1 этапе мониторинга.

3 этап

На третьем этапе необходимо было сопоставить данные первых двух этапов и выявить основные тенденции в развитии творческих способностей учащихся музыкально-эстетического лицея, определить ограничения и риски и наметить перспективы дальнейшего развития образовательного учреждения.

Обсуждение полученных результатов

1. Возрастная динамика показателей творческого мышления учащихся МЭЛ


Рис.1. Динамика возрастных изменений показателей творческого мышления

Рассматривая полученные данные (см. рис.1) необходимо отметить, что по факторам «беглость» и «гибкость» с возрастом наблюдается небольшое падение, тогда как по всем остальным факторам отмечается рост измеряемых показателей.

Увеличение показателей по шкале «оригинальность» свидетельствует о том, что система обучения в музыкально-эстетическом лицее способствует формированию креативности: ребята легко продуцируют идеи, оперируют разнообразными категориями и свободно распоряжаются заданным в тесте пространством.

Положительная динамика по показателю «разработанность» свидетельствует о том, что в период обучения в МЭЛ и с возрастом учащихся увеличивается асимметричность и сложность их рисунков, что связано с уровнем развития творческих способностей в целом.

Показатель «Название» также увеличивается с увеличением возраста, что может свидетельствовать об интенсивном развитии вербального компонента мышления, о развитии речи в целом, увеличении словарного запаса, умении образно выражать скрытый смысл рисунка с помощью слов.

2. Сравнительный анализ данных теста творческого мышления по МЭЛ и общероссийской выборке.

В таблице 1 результатов теста творческого мышления помимо данных, полученных в музыкально-эстетическом лицее, представлены аналогичные данные, взятые из результатов общероссийского исследования (объединенная выборка составляла 2 628 детей).

Таблица 1

Исследования учащихся музыкально-эстетического лицея показали наличие более высоких результатов по всем измеряемым параметрам, чем средние по общероссийской выборке. Учащиеся лицея превосходят средние показатели по количеству рисунков, их разнообразию (смена различных категорий от рисунка к рисунку), по использованию различных частей предоставленного для рисунка пространства (как внутри, так и снаружи стимульной фигуры). Особенно значительна разница по параметру «оригинальность». Учащиеся продемонстрировали умение увидеть необычное в обычном, индивидуализировать свое восприятие, творчески представить воспринимаемый материал, эстетически осмыслить его.

Интересным представляется динамика развития вербальных средств для отображения сути образного задания. Если в младшей школе ребятам представляется сложным творческое использование языка (14,9 балла по сравнению с 15,8 – общероссийской), то к старшей школе этот показатель значительно превышает норму (23,1 балла МЭЛ – 17,1 – общероссийская выборка). Можно предположить, что целенаправленные занятия по развитию вербального мышления и воображения учащихся позволяют творчески использовать полученные навыки в самых разных областях деятельности.

Достоверность полученных различий анализировалась с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок, и уровень значимости по всем показателям составлял 0,01-0,05.

3. Анализ результатов опросника «Самооценка творческих характеристик личности» учащихся 5-11 классов МЭЛ.

Результаты анализа данных опросника личностных характеристик учащихся 5-11 классов МЭЛ представлены в табл. 2.

Таблица 2

Из таблицы видно, что преобладающим в самооценке своих потенциальных творческих характеристик все дети нашей выборки отмечают «любознательность» и достаточно критично относятся к своему воображению. При этом возрастная динамика любознательности явно снижается.

Пик стремления к экспериментированию и действию в неструктурированных условиях, стремления защищать собственные идеи приходится на 9 класс МЭЛ (14-15 лет) – характеристика «рискованность», а стремление привести в порядок неупорядоченное, сомнение в том, что есть единственно правильное решение, поиск многих альтернатив свойственны в большей степени 10-классникам – характеристика «сложность».

Результаты мониторинга позволяют говорить о возможных «опасных зонах» образовательного пространства МЭЛ. В первую очередь, это касается взаимодействия профильных и базовых компонентов образовательных программ: для развития творческих способностей учащихся губительно «загромождение» курсами чрезмерно узкой специализации или популяризаторского характера, не соответствующих по своему содержанию целевым установкам на формирование широких социальных и интеллектуальных умений лицеистов. В то же время излишняя перегрузка общеобразовательными предметами может переориентировать учебную мотивацию учащихся с творческого поиска на репродуктивный способ воспроизведения заданного материала.


Рис. 2. Изменения личностных творческих характеристик в зависимости от возраста

Следует также более четко проработать критерии отбора (приема, зачисления) в лицей и учитывать не только актуальные музыкальные способности ребенка, но и его потенциальные творческие возможности. Для этого необходимо ввести в практику первичного собеседования элементы тестирования уровня развития творческих способностей детей.

Перспективы

Проведенный мониторинг развития творческих способностей учащихся МЭЛ показал, что образовательное пространство лицея, включающее в себя интегративные межпредметные и междисциплинарные курсы и модули, позволяют развивать комплексную компетентность учащихся, проявляющуюся в высокой степени креативности учащихся, готовности творчески подойти к решению не только учебных, но и социальных, интеллектуальных, художественных, музыкальных задач.

Способность быть открытым и восприимчивым к миру, окружающим людям и к себе самому, помогает достичь не малых результатов в жизни. Открытый миру человек воспринимает все происходящее с ним, как возможность для развития, тогда как закрытый человек, при тех же обстоятельствах, может не заметить возможностей.

Удивительные, уверенные, очаровательные, харизматичные, сильные духом, ответственные и позитивные. Такую характеристику можно дать всем творческим людям. Делают ли эти черты характера их более успешными и в чем их секрет? Что именно отличает их от других людей и можно ли стать творческим человеком?

Чем уникальны творческие люди

Конечно, как любой процесс саморазвития, это не так просто, но при желании вы можете изменить себя, чтобы стать более открытым миру и творческим человеком.

Творческие люди в душе всегда остаются детьми

Именно способностью сохранять ощущение детства внутри себя уникальны творческие люди. Это позволяет им оставаться немного наивными и мечтательными. В таком состоянии они могут более ярко наслаждаться красотой этого удивительного мира. Причина такого поведения и принятие их позиции в том, что творческие люди делают все, чтобы избежать скуки, которая отдаляет нашего «внутреннего ребенка» от нашей личности.

Творческие люди не отвечают ожиданиям других людей

Наши родители, братья, сестры и партнеры всегда пытаются научить нас, как жить. Творческий человек использует возможность игнорировать чужие ожидания и вместо этого следует за своими собственными интересами. Такой человек никогда не станет, врачом или учителем, просто потому что этого хотят его родители. Но он приложит все усилия, чтобы стать, к примеру, музыкантом, даже если родители не в восторге от этой идеи.

Для творческого человека сердце имеет большее значение, чем его разум

Эти люди склонны прислушиваться к глубоким чувствам, словно детские сердца, когда они должны принять чрезвычайно важное решение, особенно если речь идет о дружбе, семье и любви. Например, если открытая творческая девушка должна сделать выбор между богатым бизнесменом, которого она находит скучным, и романтичным парнем, к которому она испытывает теплые чувства, без сомнения, она выберет любовь, а не деньги. Ее логический ум может говорить обратное, но это не имеет значения, потому что ее чувства всегда имеют более важное значение.

Творческий человек много мечтает

Открытые миру, творческие люди всегда мечтают. Вам может показаться, что они не внимательные и не слушают вас в беседе, но они, наиболее вероятно, находятся в полете бесконечного мира мечты в своем воображении. Мечта помогает думать по-другому и, благодаря ей, человек может сделать самые непредсказуемые выводы в обычных ситуациях. Вы тоже можете попробовать больше мечтать и в ближайшее время вы будете удивлены позитивным изменениям вашего мышления.

Творческим людям часто бывает скучно

Люди этого типа, как правило, довольно часто скучают. Это происходит так, потому что они ненавидят делать то, что навязывают им другие. Они больше предпочитают тратить свое драгоценное время на то, в чем они заинтересованы. Все усилия по привлечению таких людей к некоторой скучной повседневной работе, может не дать вам положительных результатов. Старайтесь не заниматься скучными делами, которые вам не нравятся, и больше следуйте своим пристрастиям. Только в таком случае вы сможете освободить свой разум и стать открытым человеком.

Творческие люди не любят своих творений

Уникальны творческие люди и своим довольно странным отношением к собственной работе. Как правило, когда они заканчивают свои создания, то часто остаются недовольными результатом, от чего расстраиваются. Сложно объяснить, почему так происходит, но эти люди начинают любить результаты своей работы лишь спустя некоторое время. Это на самом деле хорошо, когда неудовлетворенность становится толчком, что делает их работу сложнее и интереснее.

Творческому человеку неведомы границы

Если вы хотите, чтобы творческий человек следовал вашим правилам и придерживался определенных рамок, то вы никогда не добьетесь успеха в решении этой задачи. Такие люди любят свободу действий, а также свободу мышления. Они не признают каких-либо границ или запретов. Творческая личность всегда знает, что ей делать и не видит перед собой преград, которые могли бы помешать.

Творческие люди гордые и скромные одновременно

Эти люди прекрасно сочетают в себе гордость и робость. Творческий человек не выставляет на показ свои идеи и достижения. Но, если кто-то начинает говорить о его талантах и навыках, он проявит всю свою гордость за эти положительные характеристики.

Когда творческий человек работает, он полностью поглощен процессом

Удивительно, но уникальны творческие люди и своей привычкой слишком много работать. Как правило, эти люди являются трудоголиками. Когда творческий человек создает что-то с вдохновением, то здесь его больше нет, он теряется во времени и пространстве. Не существует больше других вопросов для него, за исключением задачи, которую он пытается выполнить.

Когда вы спите – творческий человек работает, когда вы работаете – он спит

Творческие люди говорят, что муза приходит, когда она хочет. Она посещает вас, не спрашивая разрешения, и нет никаких шансов для вызова ее, всякий раз, когда вам это нужно, она появляется непредсказуемо. Чрезвычайно важно уметь видеть возможность и поймать вдохновение, когда оно приходит. Когда обычный человек живет по заданным рабочим часам, творческий человек может начать создавать свои творения даже в середине ночи, если он вдруг чувствует, что настало время для творчества. Он не следует рабочему плану, так как на самом деле не имеют его. Творческие люди склонны работать спонтанно.

Творческие люди превращают проблемы в возможности

У таких людей никогда не возникают проблемы. Это может показаться невозможным, но на самом деле секрет именно в том, чтобы переводить все неприятности в возможности. Они не паникуют, когда что-то идет не так, но они знают, что это хороший шанс получить полезный опыт и стать сильнее. Этот простой, но вместе с тем нелегкий способ, чтобы избежать стресса и депрессии.

Творческие люди не любят точных наук

Даже несмотря на то, что творческий человек — это всегда талантливая личность, которая имеет множество положительных характеристик, он плохо понимает математику и испытывает нелюбовь к числам. Начиная со школы, эти люди не особо дружат с точными науками. Этим людям не нравится строгий порядок и правила, которые требуют чисел. Это еще одно качество, благодаря которому уникальны творческие люди. Они способны находить абсолютно неожиданные пути решения поставленных перед ними задач.

Творческие люди крайне наблюдательны

Эти люди являются идеальными наблюдателями по своей природе. Они внимательно смотрят на мир и замечают даже самые мелкие детали, которых не могут увидеть другие люди. Эти вещи вдохновляют их и становятся их музой. Абсолютно все, что они видят может привести к некоторым прекрасным творениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *