Про отношение к людям

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Крейк А.И. 1 Коломенская А.С. 1 Комф Е.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» Представленная статья посвящена таким тотально распространённым явлениям социума, как отношение и отношения. В процессе исследования констатируется факт принципиального различия смыслов понятий «отношение» и «отношения» вследствие обладания последним свойством эмерджентности. При этом «отношение» носит оценочный характер и выражает определенную позицию деятеля к другой стороне, определяя как характер отдельных его поступков, так и всей его деятельности. Наличие двух сторон, относящихся друг к другу, предопределяет также использование понятия «взаимоотношение», определяющееся как проявление взаимной активности деятелей относительно друг друга в эмоциональной или оценочной форме. В то же время социальные отношения зачастую являются осознанными в плане своей необходимости и формируются в виде определённой относительно самодостаточной операционно закрытой целостности. Социальные взаимодействия при этом определяются в качестве источника и проявлений отношения и отношений в социуме. В целом данная тема имеет фундаментальное значение, поскольку в социологической справочной литературе принципиальное различение смыслов искомых понятий отсутствует. 1568 KB отношение отношения действия варианты отношения признаки отношения взаимоотношение социальные отношения взаимодействия 1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. шк. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 375 с. 2. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / отв.ред. Г.В. Осипов. – М.: НОРМА, 1999. – 563 с. 3. Колесов Д.В. Общество (психология связей и отношений): учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 765 с. 4. Крысько В.Г. Социальная психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос пресс, 2002. – 447 с. 5. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. –М.: Госполитиздат, 1959. – Т. 13. – С. 489–499. 6. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – М.: Гослитиздат, 1962. – Т. 23.– 908 с. 7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. – 428 с. 8. Новинский И.И. Понятие связи в марксистской философии. – М.: Высшая школа, 1961. – 200 с. 9. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. – СПб.: Речь, 2004. – 620 с. 10. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 5–15. 11. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, И.В. Солодникова, В.В. Солодников, В.Н. Казанцев и др.; под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Академия, 2001. – 600 с. 12. Социологический энциклопедический словарь / ред.-координатор Г.В. Осипов. – М.: Инфра-М, 1998. – 481 с. 13. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академический Проект, ИП РАН; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 447 с. 14. Штомпка П. Социология: анализ современного общества: учебник. – М.: Логос, 2005. – 655 с. 15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. для вузов. – М.: Добросвет, 1998. – 596 с.

Отношения людей имеют для них чрезвычайную значимость, представляя собой реальность особого рода, которая однозначно не сводима ни к взаимодействию, ни к совместной деятельности, ни к коммуникации. Фундаментальная значимость этой реальности для жизни людей не вызывает сомнений .

В повседневности используются понятия «отношение» и «отношения». И далеко не всегда учитывается, что по своему смыслу эти понятия – несмотря на их родство и кажущуюся идентичность – различаются.

Единственное или множественное число определяет в данном случае различие смыслов каждого из терминов. Например, «отношение» человек имеет (т.е. он определённым образом к кому-то или чему-то относится), а «отношения» он поддерживает . Следовательно, понятие «отношение» выражает определённую позицию деятеля к другой стороне. Таким образом, отношение – это сложившаяся устойчивая эмоционально-волевая установка деятеля на что-либо или на кого-либо, т.е. это выражение его позиции . А «отношения» – это взаимодействие .

Анализ феномена «отношение» позволяет выделить несколько важнейших моментов .

1. Слово «отношение» в русском языке является отлагательным существительным (от глагола «носить»), смысл которого означает действие отношения. Это действие предполагает, что кто-то что-то относит. Следовательно, оно подразумевает наличие субъекта (источника) того, что относится, объекта (куда или кому это относится) и содержания (т.е. что относится). Причём специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может быть только в сознании деятеля. Поэтому отнести можно только то, что уже есть у деятеля.

2. Объект не может быть воспринят деятелем иначе, чем через отношение. Само явление (или осознание) объекта означает его отнесение к какой-либо идеальной форме, существующей в сознании деятеля. Причём, если содержание отношения далеко не всегда осознаётся деятелем, то объект этого отношения обязательно должен тем или иным образом существовать для него, и, значит, быть им осознаваемым. Таким образом, отношение можно представить как действие, которое разворачивается на уровне сознания и в котором реальная и идеальная форма фактически совпадают.

3. Между отношением и действием имеется неоднозначная зависимость. С одной стороны, отношение нельзя свести к действию по следующим причинам: в отличие от действия отношение не имеет цели и не может быть произвольным; отношение – это скорее состояние, чем процесс; отношение не имеет культурно-нормированных внешних средств осуществления и, следовательно, не может быть представлено и усвоено в обобщённой форме, оно всегда предельно индивидуально и конкретно.

Вместе с тем, отношение неразрывно связано с действием следующим образом: может порождать действие; формируется и возникает в действии; меняется и преобразуется в действии.

Получается, что отношение может быть и источником действия, и его продуктом. Но может и не быть, т.к. далеко не всегда отношение выражает себя во внешней активности.

4. В любом отношении одной его стороной всегда является живое существо, а другой стороной может быть как живое существо, так и неживой объект, а также явления природы и различные ситуации.

5. Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека, это обобщённое внутреннее условие системы его действий. Фактически отношение выражает активную позицию человека, определяя как характер отдельных его поступков, так и характер всей его деятельности. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех действий человека.

6. Отношение целостно, являясь интегральной позицией деятеля в целом. Отношение нельзя сделать ни безличным, ни частичным. Это всегда выражение деятеля в целом, оно личностно и целостно. Относиться может не часть человека, не отдельные процессы в человеческом организме, а весь человек как сознательный индивид. В конкретном многообразии проявлений отношения всегда соединено воедино содержание реакций деятеля и смысл этих реакций.

7. Отношение, охватывая текущие процессы, включает и перспективу определённых реакций, не ограничиваясь реакциями только в настоящем. По своему смыслу отношение имеет не только процессуальный, но и потенциальный характер реакций, который позволяет другим деятелям предвидеть поведение искомого лица в отношении к тем или иным явлениям жизни в будущем.

Отношение возникает там, где есть заслуживающий оценки феномен . Причём отношение сливается с установкой готовности к определённой активности, возникновение которой зависит от наличия таких условий, как потребность, актуально проявляющаяся у человека, и объективная ситуация удовлетворения этой потребности .

Причиной отношения могут быть ценности и глубинные структуры бессознательного. Они являются одной из основных форм отражения человеком окружающей его действительности и выражают наличие жизненной значимости объекта, к которому возникает, для того, у кого оно возникает (складывается, формируется) .

Отношение связано с фактом отражения, предваряющего взаимодействие . Генезис отношения того или иного персонифицированного деятеля, проявляющегося в его определённых действиях, может быть представлен следующей логической схемой: ценности деятеля отражены в его видении этих ценностей, которое, в свою очередь, формирует отношение деятеля, которое обусловливает его определённые действия.

Отношение «находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями» . «В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение к другому» . Повторяясь вновь и вновь под воздействием устойчивого системообразующего фактора (факторов) и став феноменом устойчивым, сохраняющимся даже и без непосредственного воздействия фактора (факторов), а не единичным (ситуативным) отношением деятеля к кому-либо или чему-либо, отношение сохраняет свой статус именно отношения.

Человек в его отношении проявляет себя как активный деятель, избирательно связанный с действительностью, характеризующийся этой избирательностью и на её основе направляющий свою деятельность . Отношение определяет характер взаимодействия деятеля с окружением. Происходит это благодаря оценке . Поэтому смысл понятия «отношение» всегда имеет оценочный характер. И «человек способен свою оценку и проявить, и осознать, и высказать» . А следовательно, отношение можно диагностировать.

Очевидно, что само по себе отношение никогда ниоткуда произвольно возникнуть не может: оно является следствием тех или иных действий феноменов среды или внутренних факторов деятеля, которые и вызывают его опредёленное отношение к кому-либо или чему-либо. Таким образом, отношение, по сути, является проявлением взаимодействия, хотя и в большей или меньшей степени опосредованным, и в то же время, следствием взаимодействия.

Поэтому отношение следует рассматривать как своеобразный частный случай следствия взаимодействий, имеющее определённые специфические характеристики. К ним относят оценочную позицию деятеля (содержание которой может быть только рациональным, только эмоциональным или сочетающим в себе черты того и другого) и одностороннюю активность деятеля (без непосредственного активного в ней участия другой стороны).

Оценочная позиция искомого деятеля в контексте его отношения к тому или иному феномену (феноменам) среды можно представить в виде двух шкал (соответственно для рациональной и эмоциональной оценки). Задав нормы оценки для каждой шкалы, можно выявить оценочную позицию деятеля к определённому феномену среды.

Рассмотрение феномена отношения в контексте его понимания как проявления взаимодействий (даже и весьма опосредованных), позволяет констатировать существование двух типов (видов) отношения:

– одностороннее отношение (в этом случае взаимодействие либо весьма опосредованное и нередко неочевидное или – непосредственное; но в обоих случаях субъектом отношения является одна сторона, т.е. искомый деятель);

– взаимное отношение участвующих во взаимодействии сторон (как правило, в этом случае используется термин «взаимоотношение» и нередко во множественном числе, т.е. «взаимоотношения»; иногда используется термин «отношение», однако контекст позволяет трактовать его как взаимное отношение, т.е. взаимоотношение).

Обладая признаками, характеризующими отношение, взаимоотношение имеет следующие специфические признаки:

1) «Уже самый факт, что есть отношение (имеется в виду «взаимоотношение»), означает, что в нём есть две стороны, которые относятся друг к другу» .

2) Отношение (по смыслу имеется в виду «взаимоотношение») следует понимать как взаимную зависимость соотносящихся сторон .

3) Состояние отношения (по смыслу имеется в виду «взаимоотношение») касается различных сторон участников отношения . Т.е. взаимоотношение – это целостное явление, которое охватывает и каждую сторону проявляющих взаимное отношение деятелей, и каждого из них, представляющих собой в совокупности целостность.

4) Общей особенностью взаимоотношения является влияние участников отношения взаимно друг на друга .

Выделяют следующие компоненты взаимоотношений: когнитивный; аффективный; поведенческий .

При взаимоотношении происходит взаимная оценка деятелями друг друга. Оценивающие друг друга деятели могут как скрывать своё оценивание другой стороны, так и не скрывать этого. А могут и стремиться, чтобы другая сторона узнала об этом оценивании. Возможно и индифферентное отношение той или другой стороны к оцениванию.

Различные описанные выше варианты отношения (где была выделена оценка как объективное ядро любого отношения) могут быть упрощённо классифицированы следующим образом:

– отношение (проявление активности деятеля в форме эмоции и / или оценки);

– взаимоотношение (проявление взаимной активности деятелей относительно друг друга в форме эмоций и / или оценок).

На самом общем уровне рассмотрения и отношение, и взаимоотношение – это специфическое следствие и проявление взаимодействия, где носителями активности в тех или иных случаях являются персонифицированные или коллективные деятели.

И отношение, и взаимоотношение проявляют себя как единичный акт или отдельное эпизодические акты, не представляющие собой системного единства.

Повторяясь вновь и вновь под воздействием фактора (нескольких факторов), определяющего (определяющих) устойчивую предопределённость такого повторения, единичные взаимоотношения в результате этих повторений приобретают качественно иной характер, становясь теперь уже иным – системным – феноменом. Причина этого в том, что в таком случае формируется некоторая целостность взаимоотношений, которая есть уже качественно другое, чем отдельные, эпизодические и не связанные между собой взаимоотношения. Соответственно, эта сформировавшаяся целостность обладает новыми свойствами, а именно – эмерджентными. Такого рода феномены принято обозначать термином «отношения» (они будут рассмотрены ниже).

Таким образом, исходя из критерия единичности / системности, описанные выше феномены можно расположить в следующем порядке (по нарастанию от единичного к системному): отношение; взаимоотношение; отношения (их можно называть и «взаимоотношения», если предполагается взаимная оценка вступивших в отношения сторон).

Содержание отношения человека с различными общностями, а также с теми или иными людьми имеет различные аспекты. Они следующие:

– предполагает актуализацию знания в образно-понятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие;

– одновременно актуализирует определенное обращение с деятелями, вступившими во взаимодействие;

– наличие цели, которую преследует персонифицированный деятель, вступая во взаимодействие с другими деятелями;

– наличие потребностей, которые непосредственно влияют на характер отношений персонифицированного деятеля со вступившими с ним во взаимодействие деятелями;

– наличие эмоциональной реакции одного деятеля, относительно другого, вступившего с ним во взаимодействие;

– предполагает избирательность проявления, определяемую по числу признаков, значимых для установления и воспроизводства отношений;

– психологическая установка персонифицированного деятеля на социальные объекты содержит эмоциональное отношение .

Взаимное отношение каждого взаимодействующего деятеля друг к другу определяют:

– тип взаимодействия, который возникает при конкретных условиях;

– степень выраженности этого типа взаимодействия .

Характер взаимодействия при этом может существенным образом определяться характером взаимной оценки друг друга взаимодействующими (или способными вступить во взаимодействие) сторонами, т.к. оценка обладает относительно взаимодействия побудительной или тормозящей (препятствующей) силой.

И эта сила может оставаться потенциальной, т.е. не приводить к взаимодействию (даже при благоприятной оценке). А может быть актуальной и в этом случае проявлять себя во взаимодействии . Именно этот аспект взаимодействия принято обозначать термином «поддерживать отношения», т.е. данное словосочетание отражает и факт взаимодействия, и факт оценки другой стороны и / или самого взаимодействия .

Большинство взаимодействий, которые происходят между одними и теми же деятелями и носят не только повторяющийся или регулярный, но и регулируемый характер, называются социальными отношениями . Социальные («общественные» у Г.М. Андреевой) отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, формой организации которой взаимодействие является . В структурах, не преобразованных товарным обменом, социальные («общественные» у К. Маркса) отношения проявляются для людей «как их собственные личные отношения, а не облекаются в костюм общественных отношений вещей, продуктов труда» .

«Социальные отношения существуют тогда, когда они не только чувствуются или осознаются как таковые участвующими в них индивидами, но и осознаётся их необходимость, а также в той мере, в какой из них происходят взаимные права и обязанности участников. Другими словами, социальные отношения – это отношения, имеющие объективный характер» .

Отношения существуют между отдельными людьми (персонифицированными деятелями), отдельным человеком (деятелем) и коллективным(и) деятелем(ями), коллективными деятелями.

Следует уточнить, что понятие «социальные отношения» уже, чем понятие «человеческие отношения» .

Отношения являются результатом сети повторяющихся взаимодействий, которые формируют отношения, создают их. В то же время, при сложившихся отношениях, осуществляемые взаимодействия происходят в сети этих уже сложившихся отношений и испытывают с их стороны большее или меньшее влияние.

Уже сложившиеся отношения могут быть в достаточно значительной степени независимыми от осуществляющихся взаимодействий. Т.е. представлять собой операционно закрытую целостность. Более того, они могут влиять (и нередко даже решающим образом) на осуществляемые взаимодействия. Т.е., сформировавшись в результате устойчивых взаимодействий и, следовательно, будучи результатом взаимодействий, утвердившиеся отношения, став целостностью и приобретя определённую самостоятельность благодаря сформировавшемуся собственному потенциалу, сами в свою очередь способны определять содержание, режим и тенденции взаимодействия (и нередко – определяющим образом).

Важным фактором, предопределяющим формирование социальных отношений в виде определённой относительно самодостаточной операционно закрытой целостности, является социальное взаимоотношение. Точнее, вновь и вновь повторяющееся социальное взаимоотношение сторон так продолжительно, что формируется устойчивый оценочный комплекс (определённая оценка), нередко имеющий эмоциональную окраску. Сложившаяся оценка деятеля или деятелей (тем более имеющая эмоциональную модальность) буквально «пронизывает» формирующиеся или сложившиеся социальные отношения и либо укрепляют их, либо разрушают, либо проявляют себя нейтрально.

В процессе отношений возможно образование «совокупного фонда» общего и нового, созданного взаимодействующими сторонами. Это могут быть мысли, чувства, действия , состояния, структуры. При этом бывает трудно сказать, где своё, а где чужое – и то, и другое становится «нашим» .

Таким образом, на основании проведённого исследования можно утверждать:

– существует принципиальное различие смыслов понятий «отношение» и «отношения»;

– отношение и отношения являются следствием и проявлением взаимодействий в социуме.

Рецензенты:

Игнатьев В.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой социологии, ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск;

Ромм М.В., д.ф.н., профессор, декан факультета гуманитарного образования, ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск.

Работа поступила в редакцию 30.12.2014.

Библиографическая ссылка

Крейк А.И., Коломенская А.С., Комф Е.В. ОТНОШЕНИЕ И ОТНОШЕНИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ И ПРОЯВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СОЦИУМЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-11. – С. 2496-2500;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36721 (дата обращения: 06.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

В Международный день пожилых людей, 1 октября, в министерстве социальной политики региона рассказали о существующих мерах поддержки.

Социальные услуги пожилым гражданам в Калининградской области предоставляются во всех формах социального обслуживания: так, с начала года в стационаре их получили около 2 300 человек, а в форме обслуживания на дому – около 6 тысяч пожилых людей и инвалидов (более 3 тысяч получают услуги в социально ориентированных некоммерческих организациях (СОНКО).

В рамках реализации национального проекта «Демография» на данный момент, несмотря на перерыв, связанный с ограничениями по коронавирусу, 272 человека смогли поправить здоровье на базе госпиталя для ветеранов в гериатрическом отделении. В июле была возобновлена работа гериатрического отделения в Городской больнице №2 областного центра, а в августе здесь открылся специализированный центр.

Во время ограничительных мероприятий по профилактике коронавируса службы «Мобильная бригада» были переориентированы на оказание услуг по доставке людей с инвалидностью в медицинские организации для прохождения гемодиализа. Также их направили на закупку гражданам старше 65 лет, проживающим в сельской местности, продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов. С сентября возобновилось оказание транспортных услуг пожилым людям для прохождения диспансеризации.

С начала ограничительных мероприятий людям старшего поколения передали более 20 тысяч продуктовых наборов, сформировать которые помогли предприниматели и благотворительные организации. Большую помощь и поддержку оказывают людям «золотого» возраста общественники, в том числе «серебряные» волонтеры.

«Ситуация этого года заставляет нас особенно трепетно относиться к здоровью пожилых людей. Мы всеми силами пытаемся уберечь их от инфекции, призываем соблюдать все рекомендованные меры безопасности. Внимательное отношение к пожилым людям – каждодневная забота об их социальном благополучии», – отметила министр Анжелика Майстер.

Теги: национальные проекты, старшее поколение, Майстер

Наверное, нет ни одного человека, который сказал бы, что доброе отношение к людям не нужно и не важно. Но всегда ли мы сами относимся к людям по-доброму?

Как часто, пытаясь убедить кого-то в своей правоте, мы забываем об интонации, с которой говорим. Даже не столько наши слова, которые могут быть вполне справедливыми, а тон, с которым мы обращаемся к нашему собеседнику, может нанести вред нашему общению.

Одну и ту же информацию можно донести по-разному. Можно рубить «правду матку» с плеча, считая, что это самый правильный путь. Ведь правда есть правда. Но захочет ли человек выслушать такую правду, если ее облекли в жесткую оправу.

Наверное, каждый может вспомнить ситуацию, когда вы хотели кого-то убедить изменить его мнение. Вы так доказывали. Вы так желали добра собеседнику. Вас не хотели слушать, а вы напористо продолжали желать добра. В итоге слишком резкий, напористый и недоброжелательный тон обидел человека.

Есть старая басня о солнце и ветре. Солнце и ветер решили поспорить о том, кто быстрее снимет плащ с путника, идущего по дороге. Ветер решил доказать, что он сильнее и стал дуть на человека. А тот только плотнее укутывался в свой плащ. Чем сильнее дул ветер, тем плотнее кутался путник. Ветер кружил, заходил то справа, то слева, то бросал в лицо путнику колючий дождь, то задувал снизу, стремясь сорвать с него плащ. Но путник вцепился в свою одежду и кутался в нее все сильнее. Наконец ветер устал и стих.

Тогда солнце выглянуло из-за тучки и стало пригревать. Оно ласково посылало свое тепло. Одежда на путнике высохла, он согрелся, а потом стал расстегиваться. И, наконец, снял с себя плащ. Солнце своим теплом и лаской справилось с задачей гораздо быстрее и непринужденнее, чем злой и холодный ветер.

Мораль басни такова: наше доброе отношение к человеку гораздо быстрее расположит его к нам и заставит принять наши аргументы, чем любой нажим и спор. Особенно если он ведется в недружелюбном тоне, да еще с давлением.

Есть старая поговорка: «Капля меда привлекает больше мух, чем целый галлон желчи». Если вы стремитесь привлечь человека на свою сторону, постарайтесь стать этой каплей меда. Убедите его, что вы искренний друг и хотите ему добра. Он ответит вам тем же.

Об этом стоит задуматься начальникам и подчиненным, женам и мужьям, родителям и детям, учителям и ученикам. Пытаясь быстро переубедить оппонента, мы забываем о том, как непросто человеку изменить мнение, сформированное годами. А вот добрыми помощниками в этом станут дружелюбный тон, добрые слова и искреннее отношение.

И действительно нужно быть искренними. Ведь каждый человек хорошо чувствует фальшь. Искренность и открытость требуют работы над собой, своими эмоциями и способностью любить людей.

Вообще во взаимоотношениях с людьми одного формального выполнения правил мало. Если вы циничны или равнодушны к людям, никакие правила не помогут.

Поэтому возвращаемся к себе. Вот откуда нужно начинать. А дальше соблюдаем простые правила. Они помогут убедить собеседника принять нашу точку зрения.

  1. Любить людей.
  2. Быть искренними.
  3. Следить, чтобы тон разговора был дружелюбным.
  4. Не скупиться на комплименты и признание достоинств собеседника.

Если регулярно следовать этим правилам, вы всегда сможете приобрести сторонников и соратников в любом деле. И ваше доброе отношение к людям принесет вам радость от приятного общения и удачу во всех ваших начинаниях.

Чего, дорогие друзья, я вам искренне желаю.

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Самая лучшая победа для человека — это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего.

Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.

Платон

Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает.

Все приходит вовремя, если люди умеют ждать.

Смех — сущность человека.

Франсуа Рабле

Одинокий человек не может быть покинут. О эта жалкая потребность человека в крупице тепла. Да и разве вообще существует что-то, кроме одиночества.

Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом его беда, и его обаяние.

Человек никогда не может закалиться. Он может только ко многому привыкнуть.

Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

Люди любят друг друга, и в этом — всё.

Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы.

Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой все.

Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, которого ты в прошлом любил.

Человек без любви всё равно что мертвец в отпуске.

Человек Живет на семьдесят пять процентов исходя из своих фантазий и только на двадцать пять — исходя из фактов; в этом его сила и его слабость.

Чем меньше человек заботится о своем душевном состоянии, тем большего он стоит.

Эрих Мария Ремарк

Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека.

Бывают люди — растения, люди — звери, люди — боги.

Добропорядочные люди приобретают больше врагов своими речами, нежели дурные своими делами.

Люди должны бы взяться за руки и быть не только хорошими, но и радостными. Радость — лето, сообщающее румянец и зрелость плодам души.

Человек должен быть доступен для страстей, но властен распоряжаться ими.

Жан Полль Рихтер

Часто человек обладает состоянием и не знает счастья, как обладает женщинами, не встречая любви.

Иным людям богатство только и приносит, что страх потерять его.

Человеческое сердце не знает пределов, человеческий ум ограничен.

Антуан Ривароль

Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли.

Вальтер Скотт

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Сократ

В желании выражается сущность человека.

Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.

Природа не предполагает для себя никаких целей. Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.

Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

Спиноза

Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.

Истина не лежит на поверхности. Если на этой почве, а не на какой-либо другой, апельсиновые деревья пускают крепкие корни и приносят щедрые плоды, значит, для апельсиновых деревьев эта почва и есть истина. Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельности, а не какая-либо иная дают человеку ощущение душевной полноты, могущество, которого он в себе и не подозревал, значит, именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека. А здравый смысл? Его дело — объяснять жизнь, пусть выкручивается как угодно.

Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжелый труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми.

Легко основать порядок в обществе, подчинив каждого его члена определенным правилам. Легко воспитать слепца, который, не протестуя, подчинялся бы поводырю или Корану. Насколько же труднее освободить человека, научив его властвовать над собой!

Человек — всего лишь узел отношений. И только отношения важны для человека.

Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух.

Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.

В нашем мире все живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди — и только люди замыкаются в одиночестве.

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.

Животное и в старости сохраняет изящество. Почему же так изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек?

Истина человека — это то, что делает его человеком.

Конечно, призвание помогает освободить в себе человека, — но надо еще, чтобы человек мог дать волю своему призванию.

Человек полон противоречий. Иному дается верный кусок хлеба, чтобы ничто не мешало ему творить, а он погружается в сон. Завоеватель, одержав победу, становится малодушен; щедрого богатство обращает в скрягу. Что толку в политических учениях, которые сулят расцвет человека, если мы не знаем заранее, какого же человека они вырастят? Кого породит их торжество? Мы ведь не скот, который надо откармливать, и когда появляется один бедняк Паскаль, это несравненно важнее, чем рождение десятка благополучных ничтожеств.

Антуан де Сент-Экзепюри

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Люди верят больше глазам, чем ушам.

Ни один человек не является неблагожелательным судьей по отношению к самому себе.

Ничего на свете не заслуживает такого уважения, как человек, умеющий мужественно переносить несчастья.

Речь людей такова, какой была их жизнь.

Страсти придают ума самым глупым людям и делают глупыми самых умных.

Счастливей всех тот, кто без тревоги ждет завтрашнего дня: он уверен, что принадлежит сам себе.

Человек не заблуждается один. Заблуждаясь, всякий распространяет свое заблуждение между окружающими.

Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других.

Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе.

Почему человек не признается в своих пороках? Потому что он все еще погружен в них. Это все равно что требовать от спящего человека рассказать его сон.

Человек для человека должен быть святыней.

Сенека

Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает.

Люди, у которых свое горе, умеют утешать других.

Человек бьл создан в последний день творения, когда Бог уже утомился.

Марк Твен

В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.

Значение жизни открыто в сознании человека, как стремление к благу. Уяснение этого блага, более и более точное определение его, составляет главную цель и работу жизни всего человечества.

Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать.

Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти.

Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь.

Что свойственно делать человеку, как разумному существу: сознавать тот грех, который произвел страдание, каяться в нем и познавать истину.

Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.

Единственный смысл жизни человека — это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели.

Если человек — только телесное существо, то смерть есть конец чего-то ничтожного. Если же человек — существо духовное, и душа только временно жила в теле, то смерть — только перемена.

Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно.

Люди должны жить во лжи или видеть ужасную истину бессмыслицы бытия, и всякий шаг в познании ведёт людей к этой истине.

Люди, боящиеся смерти, боятся ее оттого, что она представляется им пустотою и мраком; но пустоту и мрак они видят потому, что не видят жизни.

Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чём ошибся.

Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл.

Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.

Лев Николаевич Толстой

Человек хуже животного, когда он становится животным.

Робиндронат Тагор

Человеку всегда как-то совестно и неловко становится, когда он много наговорит сам.

Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие — архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.

Иван Сергеевич Тургенев

Если человек говорит правду, рано или поздно его выведут на чистую воду.

Если человек о чем-то здраво судит — это верный знак того, что сам он в этой области недееспособен.

Оскар Уайлд

Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира.

Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.

Люди в общем и целом переживают свою современность как бы наивно, не отдавая должное ее глубинному содержанию.

Великий человек обыкновенно губит себя сам.

Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без нее?

Трудно вообразить, какую силу над материей может приобрести человек.

К занятому человеку редко ходят в гости бездельники — к кипящему горшку мухи не летят.

Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе…

Зигмунд Фрейд

Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.

Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию.

Чем талантливее и способнее человек, тем с большей раздражительностью и мучением он учит.

Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков.

Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях.

Если человек не страдает, значит ли это, что он наслаждается высшим благом?

Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть.

Людей ослепляет страсть.

Между добрыми людьми — все доброе.

Не философы, а ловкие обманщики утверждают, что человек счастлив, кoгдa может жить сообразно со своими желаниями: это ложно. Преступные желания верх несчастья. Менее прискорбно не получить того, чего желаешь, чем достичь того, что преступно желать.

Ни один умный человек никогда не считал возможным верить предателю.

Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины.

Ум человеческий всегда стремится к какой-либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя.

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

Человеку свойственно ошибаться, а глупцу — настаивать на своей ошибке.

Марк Тулий Цицерон

Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль.

Гай Юлий Цезарь

Периодически люди спотыкаются о правду и падают, но большинство затем встают и спешат дальше, как будто ничего не случилось.

Человек расширил свою власть надо всем, кроме самого себя.

Человечество подобно кораблю в шторм. Компас поврежден, морские карты безнадежно устарели, капитана выбросило за борт, и матросы должны по очереди его заменять. Причем каждый поворот руля приходится согласовывать не только с членами экипажа, но и с пассажирами, которых на палубе с каждой минутой все больше.

Умный человек не делает сам все ошибки — он дает шанс и другим.

Человеку случается споткнуться об истину, но в большинстве случаев он просто поднимается и продолжает свой путь, как ни в чем не бывало.

Уингстон Черчиль

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

Люди перестали быть животными, когда мужчина стал ценить в женщине красоту.

Никакое принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней.

Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина это прежде всего народ.

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.

Ребёнок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.

Человек именно тогда производит истинный эффект, когда и не думает об эффектах.

Николай Гаврилович Чернышевский

Когда животное бьют, глаза его приобретают человеческое выражение. Сколько же должен был выстрадать человек, прежде чем стал человеком.

Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают.

Карел Чапек

Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодаpного человека?

Люди — хозяева своей судьбы.

Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше.

Человек — это животное, стремящееся возвыситься до бога, и большинство наших бед — неизбежный побочный эффект направленных на то усилий.

Уильям Шекспир

Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается.

Бьется человек, выбивается в люди — и давай другими помыкать.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.

Если человек решил убить тигра, это зовется спортом; а если тигр решил убить человека, это зовется кровожадностью.

Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить.

Люди никогда не взрослеют. Они просто учатся вести себя на людях.

Люди, достигающие успеха в мире, — это те люди, которые встают и ищут нужный им случай.

Некоторые люди видят все таким, какое оно есть на самом деле, и спрашивают, почему оно такое. Другим грезится то, чего нет и не может быть, но они вопросов не задают.

Человек — как кирпич: обжигаясь, он твердеет.

Человек может подняться на самые высокие вершины, но долго пребывать там он не может.

Если человек не влюбляется до сорока лет, то лучше ему не влюбляться и после.

Каждый человек имеет право на собственное мнение — при условии, что оно совпадает с нашим.

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.

Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим.

Людям льстит уже то, что их считают достойными лести.

О, если бы люди обладали достаточной скромностью, чтобы верить в себя!

Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслами.

Разумный человек приспособляется к миру; неразумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных.

Самое худшее вот в чем. Так как человек по большей части мысленно представляет себя таким, каким его описывают в книгах, то он в конце концов приемлет ложное представление о себе самом, которое навязывает ему литература, и исходит из него в своих поступках.

Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами — тем более.

Человек находит для оправдания своих действий любую причину, кроме одной, для своих преступлений любое оправдание, кроме одного, для своей безопасности — любой повод, кроме одного: а этим одним является его трусость.

Чем больше у человека того, чего он стыдится, тем он респектабельнее.

Джордж Бернард Шоу

Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в сообществе с другими он может сделать многое.

Taлaнтливый челoвек думaет быстрее и прaвильнее других, гениaльный же челoвек видит другoй мир, чем все oстaльные.

Внушaть челoвеку, чтo oн лишь недaвнo прoизoшел из ничегo и, следoвaтельнo, целую вечнoсть был ничем, a в будущем все-тaки никoгдa не исчезнет, все рaвнo чтo учить егo, будтo oн хoтя и всецелo предстaвляет сoбoй сoздaние кoгo-тo другoгo, тем не менее нa все временa несет oтветственнoсть зa свoи действия или зa свoе бездействие.

Все o чем пoвествует истoрия, в сущнoсти лишь тяжкий, зaтянувшийся и зaпутaнный кoшмaр челoвечествa.

Исключительнo через тo, чтo мы делaем, узнaем мы, чтo мы тaкoе.

Кaк для oбыкнoвеннoгo челoвекa пoзнaние служит фoнaрем, кoтoрый oсвещaет ему путь, для гения oнo — сoлнце, кoтoрoе oзaряет для негo мир.

Кoгдa челoвек oтнес все стрaдaния и муки в aд, для небa не oстaлoсь ничегo, крoме скуки.

Мaссa и чернь пoтoмствa всегдa oстaется тaкoй же изврaщеннoй и тупoй, кaк всегдa былa и всегдa есть мaссa и чернь сoвременнoсти.

Пoдaвляющее бoльшинствo людей не спoсoбнo сaмoстoятельнo думaть, a тoлькo верoвaть, и не спoсoбнo пoдчиняться рaзуму, a тoлькo влaсти.

Признaние стрoгoй неoбхoдимoсти челoвеческих пoступкoв — этo пoгрaничнaя линия, oтделяющaя филoсoфские умы oт других.

Toлькo кaжется, будтo людей влечет кaкaя-тo силa, нaхoдящaяся впереди них, в действительнoсти их пoдтaлкивaет нечтo сзaди.

Быть мoжет, прoпaсть, лежaщaя между глупцoм и гением, бoльше, чем между oчень умным живoтным и oчень oгрaниченным челoвекoм.

В тoй сaмoй степени, в кaкoй усиливaется oтчетливoсть пoзнaния и вoзвышaется сoзнaние, вoзрaстaет и мукa, и, следoвaтельнo свoей высшей степени дoстигaет oнa в челoвеке; и здесь oпять-тaки oнa тем сильнее, чем яснее пoзнaет челoвек, чем oн интеллигентнее: тoт, в кoм живет гений, стрaдaет бoльше всех.

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.

Артур Шопенгауер

Где человек находится противясь, там его тюрьма.

Не то жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, — все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.

Дело разумного человека — в том, чтобы приложить свои мысли к делу сообразно с законами природы. Держаться истины, отстранять заблуждение и не рассуждать о том, что неизвестно.

Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря — он не одинок и не беспомощен.

Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек.

Обстоятельства не творят человека. Они просто раскрывают его самому себе.

Разве можно сказать, что человек плотник или музыкант, если видишь у него в руках топор или гусли? Точно так же нельзя назвать человека мудрым, если он говорит мудрые вещи.

Человек — душонка, обремененная трупом.

Пиррон говорил, что между жизнью и смертью нет разницы. Когда его спросили, почему же тогда он не умирает, он ответил «Потому что жизнь и смерть — одно и то же». Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик — за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его на ноги. Удивительные создания эти люди — не хотят ни жить, ни умирать!

Рассмотри, кто ты есть. Прежде всего — человек, а это значит — тот, у кого нет ничего главнее свободы воли, но ей все остальное у него подчинено, а сама она у него неподвластна рабству и подчинению.

Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: «Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду». «Я бывший консул», говорит другой. «Я прокуратор», слышишь от третьего. «У меня курчавые волосы», говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: «Я лучше тебя, потому что у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой насечкой, попона — цветная», а только: «Я лучше тебя, потому что быстрее». Вообще, всякое животное лучше или хуже исключительно по своим достоинствам или недостаткам. Неужели же только люди не ценят нравственных качеств? — Неужели мы должны обращать внимание лишь на волосы, платье и происхождение?

Человек со свободной волей не может быть назван рабом.

Эпиктет

Если человек берется за два дела, прямо противоположных друг другу, — одно из них непременно не удастся ему.

Страсти пагубны, потому что они ослепляют человека.

Эзоп

Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.

Эпикур

Человеку, который долго говорит о себе, трудно избежать тщеславия.

Дэвид Юм

Человек всегда больше того, что он о себе знает.

Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим.

Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы.

Мы являемся тем, чем мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид

Карл Теодор Ясперс

Человеческие отношения — это самое ценное сокровище и в то же время одно из самых больших испытаний, которые может преподнести нам жизнь. Буддизм учит, что все жизни взаимосвязаны, и особенно крепки наши узы с самыми близкими людьми — членами нашей семьи. Буддизм также подчеркивает, как важны для нас преданные друзья, которые помогают нам уверенно идти по жизни.

Отношения с окружающими зеркально отражают наше духовное состояние: все те недостатки в поведении собеседника, которые не дают нам покоя, зачастую живут и в нас самих. Мы должны уважать неограниченный потенциал, заложенный как в нашей жизни, так и в жизни других людей. Если мы поклонимся отражению в зеркале, оно непременно ответит нам почтительным поклоном.

Буддийская практика помогает нам принять любого собеседника с открытой душой и чувством сострадания. Она также учит нас ценить отношения с окружающими и осознавать, насколько велика их роль и насколько важна их поддержка.

Обращаясь к последователям, Ничирен говорил:

«Пересаженное дерево способно выстоять даже перед сильным ветром, если оно подвязано к колу. Но дерево, выросшее на одном месте, но не имеющее крепких корней, может упасть на ветру. Подобно этому, слабый человек, имеющий поддержку надёжных друзей, не собьётся с пути, в то время как сильный человек, будучи в одиночестве, может упасть на неровной дороге».

Читать полный текст письма Ничирена на английском языке:
«Три учителя Трипитаки молятся о дожде» (WND, с. 598)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *