Связь философии с другими науками

Все темы данного раздела:

Познание как высшая форма отражения действительности
Когда мы рассматриваем в общем виде окружающий нас мир, мы замечаем без особого труда множество различных форм взаимодействия: — взаимодействие животных с растительным миром; — вз

Различные уровни процесса познания
Наше познание проходит в целом через 3 ступени, которые выражают его различные уровни. По глубине познания: 1-й уровень – чувственное познание; оно складывается из ощущений, восприятий, пр

Научное, художественное и обыденное познание действительности. Их взаимосвязь
Поскольку мир, в котором мы живем, является неисчерпаемым по своему многообразию, постольку и формы его познания также неисчерпаемы. Поэтому существуют объективные критерии, по которым мож

Отсюда наукой следует называть подтвержденную практикой систему знаний о мире как он существует сам по себе
Но научные знания являются различными по своей глубине. Наиболее глубокие знания мы получаем в том случае, когда нам удается открыть законы, которым подчиняются исследуемые нами явления. Если мы по

Объект научного познания и предмет науки. Изменение представлений о предмете науки в процессе ее развития
С самого начала люди встретились с объектами окружающего мира: полезными и вредными, случайными и необходимыми, способствующими их выживанию и препятствующими ему. Однако наиболее сильное

Объект познания философии как науки, ее предмет
Из сказанного вытекает, что для философии теряет силу различие между преимущественным и непреимущественным объектами познания, ибо философия изучает любые объекты познания, то есть и мир в целом, и

Анализ науки в концепциях Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера
Еще древние мыслители пришли к выводу, что наука в целом отражает окружающий мир и самого человека. Этот вывод сохранил свою силу и в наше время. Однако, в толковании науки существуют разл

Функции науки в жизни общества, ее роль в образовании и воспитании личности
(см. частично вопрос №5) Так как мир бесконечно многообразен, то и функции науки (так как она отражает этот мир) по существу неисчерпаемы. Что бы понять это многообразие функций надо иметь

Основные причины возникновения науки. Эмпирическая и теоретическая стороны развития науки, их соотношение
Чтобы понять основные причины возникновения науки надо исходить из объективных предпосылок существования человека в этом мире. Во-первых, чтобы выжить в этом мире, люди вынуждены были удов

Основания отдельных наук как наиболее важные исходные их положения. Единство философских и частнонаучных знаний в основаниях науки
Основаниями науки следует считать наиболее общие исходные ее положения, которые раскрываются этой наукой на всем ее протяжении. Так как наука существует, в том числе и как единое целое, до

Истиной называют соответствие нашего знания тому объекту, который мы познаем
Отсюда видно, что истину не следует путать с объектом, который мы познаем, и имеется ввиду, что истины без человека не существует. Истина имеет различные грани: 1,2,3,4. 1

Методом называют способ использования полученных нами знаний, для решения каких либо задач
Это определение распространено в литературе. Оно является верным, так как наук и иных видов знания много, то и методов великое множество. Каждая наука вырабатывает методы, свойственные ее предмету.

Диалектический
Метафизическимследует называть метод одностороннего подхода к объекту. В этом случае мы сосредотачиваем внимание на одной стороне объекта (вынужденно) и не замечаем других е

Революции в науке как переходы от низших к высшим этапам ее развития
Это понятие по своему смыслу принадлежит науке – социологии. Это понятие широко используют, в том числе и социально-политические науки. Философия же рассматривает революции как частные слу

О роли прогностической функции философии в развитии частных наук
Понятие «прогноз» используется многочисленными науками. Его использование усилилось в 19 и особенно в 20 веке. С тех пор, как люди стали мыслить, они пытались предугадать свое будущее. Вся

Идея неразрывного единства 2-х сторон сущности каждого конкретного объекта действительности
1) Эта идея была выдвинута древними мыслителями (Гераклит, Эпикур). Издавна люди наблюдали определенный порядок в окружающем мире: смена времен года, смена дня и ночи, движение светил на н

Под идеалами понимаются какие-то нормы бытия общества (нормы жизни, если речь заходит об обществе)
Но как только мы примем во внимание жизнь общества, мы сразу заметим, что все нормы его жизни можно разделить на 3 группы: 1) отживающие; 2) господствующие; 3) будущие.

Проблема идеологического аспекта науки
Наука и искусство являются основными элементами духовной культуры общества. Наука неразрывно связана со всеми другими отраслями жизни общества и по этому испытывает на себе сильное влияние этих сто

Роль науки в обосновании нового типа цивилизации
В нашей печати долгое время пропагандировалась деидеологизация науки и образования вообще. На самом деле этот лозунг является ни чем иным, как проявлением идеологии крупного мирового капитализма, а

Существующий мир представляет собой материальную систему бесконечного множества объектов. Это множество изучает философия и другие науки. Уже отсюда вытекает вывод, что существует множество форм взаимосвязи философии с другими науками.

1)Еще древние мыслители в своих концепциях попытались сформулировать свое понимание этой взаимосвязи и, особенно, в понимании роли философии в развитии других наук. Так появились различные точки зрения на эту проблему. Например, Аристотель считал, что философия изучает мир в целом, а другие науки части его. Фактически в этом мнении Аристотеля отражена одна из форм взаимосвязи между философией и другими науками.

Другие мыслители считали, что философия является самой главной наукой, а другие науки как рабыни не смеют прекословить ей.

2) Философия является наукой о человеке. Эта точка зрения вытекает из позиций Сократа, Платона и других мыслителей. Действительно, философия добавляет к знаниям общественных и других наук о человеке то, что вытекает из ее предмета. Фактически здесь излагается одна из форм взаимосвязи философии с другими науками, но это лишь частный случай их взаимосвязи. Подобных случаев может быть ровно столько, сколько существует объектов действительности.

3) Все это многообразие мнений послужило основанием для Секста Эмпирика сделать вывод, будто философия это пестрая смесь различных высказываний о мире в целом или об отдельных объектах его.

4) Декарт считал, что философия вбирает в себя все другие науки, каждая из которых является одним из ответвлений философии.

Уже из этого краткого перечня точек зрения, видно, что встает задача осознать основную форму взаимосвязи философии с другими науками.

Эта основная форма взаимосвязи станет понятной, если мы проанализируем действующие в каждом объекте законы действительности.

Все эти законы подразделяются на философские и частнонаучные, а последние на специфические и неспецифические. Оказывается, что сущность каждого конкретного объекта составляют не все, а 2 группы взаимосвязанных законов: философские и философские во взаимосвязи со специфическими частнонаучными законами. Все иные законы (неспецифические) играют в каждом таком объекте подчиненную роль. Основной формой взаимосвязи философии с другими науками является взаимосвязь посредством сущности познающего объекта.

Учитывая сказанное, мы можем понять, почему на протяжении всей истории познания появлялись и действовали противоположные тенденции в понимании взаимосвязи философии с другими науками.

Представители одной из них считают, что философия играет важную роль в решении любых вопросов теории и практики (Аристотель).

Представители другой тенденции, напротив, считают, что философия занимается вопросами, оторванными от жизни. Обе эти тенденции отражены и в философской и в художественной литературе.

15. Концепция «философии науки» как отражение общих законов развития научного знания.

С тех пор, как появилась наука, мыслители принялись за ее исследование. Например, Аристотель подразделял все науки на философию и частные науки. Он полагал, что философия изучает мир в целом, а все иные науки, которые он называл частными, изучают части этого мира. Его мнение по этому поводу можно считать одним из зачатков так называемой философии науки. В последующем, другие мыслители в той или иной форме воспроизводили взгляды Аристотеля. Например, Бэкон (1561-1626) сосредоточил усилия на выяснении 2-х методов науки, которые, по его мнению, являются составляющими ее элементами:

1)предвосхищение природы;

2)истолкование природы;

Первый метод не отвергается, но считается, что назрела необходимость обратить внимание на второй, так как в нем заключается «великое восстановление науки». Фактически он повернул на опытный базис всех наук. Так же этому вопросу уделял внимание Декарт, который считал, что философия якобы включает в себя все иные науки. Фактически пока никакой философской науки не создано, но этим понятием обозначают стремление мыслителей понять на современном уровне, что представляет собой наука, рассматриваемая в целом.

Чтобы ответить на этот вопрос надо дать определение науки выяснить в ней роль теории, не путать первое и второе с концепцией.

Затем надо уяснить взаимосвязь науки, как основной формы познания с другими формами познания действительности, а их 3 (см. вопрос №2). Затем следует выяснить общую структуру науки, выделив в ней: 1) эмпирический = опытный базис; 2)ту систему знаний, которая составляет науку; 3) взаимосвязь между низшими и высшими этапами развития науки; 4) роль практики в развитии науки.

В современной литературе распространено деление науки на периоды:

1. классический;

2. неклассический;

3. постнеклассический.

Такое деление является надуманным. Во-первых, неадекватной является сама терминология «не», «пост», отвергающая уже по названию своих высших этапов развития науки с низшими ее этапами. Эта классификация, (если заменить термин на более удачный) подходит лишь для одной их наук – физики, да и то не всей, а лишь для учения об атоме.

Философия (в силу своей синтезирующей, интегрирующей роли в системе духовной культуры) теснейшим образом связана со всеми формами общественного сознания. В их содержании философия выделяет такие элементы, которые носят мировоззренческий характер, обогащают знание общих отношений человека к миру. С другой стороны, каждая из форм общественного сознания в лице философии имеет систему своего мировоззренческого и методологического обоснования.

В тесной взаимосвязи философии со всеми другими формами общественного сознания коренятся как причины ее духовной силы, предсказательных возможностей, так и противоречия ее исторического развития. Исторические судьбы философии складывались так, что неоднократно (в разные эпохи развития общества) в различных исторических ситуациях осуществлялись попытки избавиться от философии (прежде всего по причине ее критического отношения к действительности), «растворив» ее в других формах общественного сознания.

В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии. В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична.

Второй подход получил название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука. Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это

научный способ познания. Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует.

И с тем, и с другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь философии и науки боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки таких простых конструкций как натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный компонент духовной культуры. Наука – это наука, а философия – это философия. Философия тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Хотя философия во многом опирается на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного сознания дают свой материал для философских обобщений. Очень многое философии дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия как вечный оппонент философии.

Такие общие ориентиры познания наука заимствует у философии. Так было, например, в ХVII в., когда зарождалось классическое естествознание. Генезис классического естествознания опирался на достижения материалистической философии в разработке метода (метафизического) познания приводы. Такая же связь имеет место в настоящее время в условиях современной научно-технической революции.

Только характер ее стал более сложным, многообразным. Сформировались новые структуры в системе сознания, которые обеспечивают взаимосвязь философии и науки. В качестве таких структур выступают: научная картина мира, мировоззренческие ориентиры и идеалы познания, методологические установки познания, стиль мышления и др.

Качественное отличие философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.). Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека. Философия как бы «достраивает» науку до человека.

Теснейшим образом связано с философией естествознание как отрасль науки. Эта связь двойственная. С одной стороны, естествознание вместе с философией принимает участие в разработки научной картины мира, стиля мышления и др. С другой стороны, философия оказывает воздействие на разработку методологии естественнонаучного познания, мировоззренческих ориентиров и идеалов естествознания.

Особенно важно иметь в виду исторический характер взаимосвязи философии и естествознания. Взаимосвязь философии и науки в

античности совсем не такая, какой она была в эпоху Средневековья, или в эпоху Нового времени, и тем более не такая, как в настоящее время, в эпоху НТР. Таким образом, учитывая сказанное, мы можем понять, почему на протяжении всей истории познания появлялись и действовали противоположные тенденции в понимании взаимосвязи философии с другими науками.

4. Философия и наука: проблема сходства и различия.

Научное и философское мировоззрение:
Сходства Различия
1.Стремление к теоретической форме построения знания; 2.Логическая доказательность своих выводов; 3.Научно-философское мировоззрение выполняет функции, родственные функциям науки: 1) познавательная; 2) обобщение; 3) интеграция; 4) синтез всевозможных знаний; 5) открытие наиболее общих закономер-ностей, связей; 6) взаимодействие основных подсистем бытия; 7) теоретическая масштабность. 1. Целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов; Философия в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческих интерпретаций ее результата; 2. Логичность философского разума позволяет ему осуществлять такие функции, которые еще не проработаны специальными методами. Это функции: 1) прогноза; 2) формирования гипотез об общих принципах и тенденциях развития, о природе конкретных явлений; 3. Философия – единственная из наук, которая объясняет, что такое бытие; 4. Философия – это знание о месте и роли человека в мире (смыслы, цели, ценности, интересы), тогда как наука безразлична к смыслам, целям, ценностям; 5. Философия соединяет два начала: научно-теоретическое и практическо-духовное. В этом проявляется специфика философии как уникальной формы сознания, тогда как наука представляет собой научно-теоретическое начало, т.к. постигает реальные отношения в объективном мире и познании; 6. Национальность философии (философия отдельного народа – немецкая философия, русская философия), тогда как национальной науки нет.

Философия и наука довольно взаимосвязаны, но ест и различия. Философия – это отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в данных областях либо мал, либо отсутствует вообще.

Сейчас философия оказывает наукам многообразную помощь:

1). Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2). Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3). Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4). Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5). Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция философии.

6). Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Таким образом, философия является теоретической моделью эпохи, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества на каждом этапе его развития.

Обратите внимание на высказывания относительно специфики философского знания мыслителя прошлого (А. Бергсон) и настоящего (В.В. Миронов):

Бергсон А.: «Без философии не обойтись, поскольку философия снабжает другие науки теорией гибкой, согласующийся с двояким – внутренним и внешним – опытом, необходимым для науки, принял из рук прежней метафизики готовое, полностью выстроенное учение, лучше всего сообразующегося с правилом и метода, которому он счел полезным следовать.

В.В. Миронов Философия и Слово (или Еще раз о специфике философии). // Вопросы философии. Изд-во Наука. 2012. №1. С. 14-28.

Конспект статьи:

С.15 одним из «вечных» вопросов философии выступает проблема выявления ее специфики. С одной стороны, философия стремится к научному самовыражению и выступает формой рационально-теоретического сознания, с другой стороны – будучи глубоко личностным образованием, она связана с внерациональными компонентами постижения бытия, которые присущи человеческому сознанию. Иначе говоря, человек не только познает мир, в определенном смысле дистанцируясь от него, рассматривая как внешний объект, но и переживает свое собственное бытие в этрм мире. Совокупность знания о битии и его субъективного переживания порождают систему ценностей человеческого существования, в которой рационально-теоретические и ценностно-эмоциональные компоненты тесно переплетены и являются основой мировоззрения человека. Именно это порождает внутренне противоречивую специфику философии, которая, стремясь к постижению бытия, не сводит его к достижению отдельных истин или совокупности этих истин, а пропускает получаемое знание сквозь призму оценок и эмоций. Это придает философии характер незавершенности, при нацеленности на познание предельных оснований. Соответственно, философия не имеет вектора развития, направленного к некой завершенной теории, тогда как в науке это часто осуществляется, и последняя по времени научная теория в каком-т смысле является наиболее адекватной описываемым ею законам, а предшествующая теория может стать ее частным случаем. Философия в этом отношении представляет собой открытое смысловое пространство, в рамках которого осуществляется вневременной диалог философов.

С. 18Для внешнего наблюдателя или, если угодно, обывателя, и сегодня философия непонятна. Она оперирует внешне обыденными словами, но «выворачивает» их привычные значения. Она играет словами. Она сама интеллектуальная, за-умная (то есть находящаяся за рамками обыденного ума) игра, которая не всегда и всем доставляет удовольствие и которую действительно трудно понять.

С 21 философия сформировалась как становление особого типа словесного творчества, направленного на постижение бытия. Но человек был всегда индивидуальным, а не только общественным существом. Поэтому философия приобретает характер наиболее глубоко

С. 22 го индивидуального творчества, направленного на постановку и решение проблем, далеко выходящих за рамки бытийной индивидуальности. В этом и заключается один из парадоксов философии, а именно: попытка размышлять о бесконечном, будучи существом конечным.

В этом философия глубоко отличается от конкретных наук, которые, определив собственный предмет исследования, рассматривают его вне системы иных присущих ему связей и отношений. Ученый всегда как бы надевает предметные очки, позволяющие опредмечивать мир и объекты, попадающие в поле его зрения. Именно эти предметные огрубления задают специфику идеализированного концептуального каркаса науки, отличающего одну науку от другой. Чем выше степень идеализации объектов предметной области науки, тем выше точность ее результатов, но при этом забывается, что – точность в рамках заданного предмета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *