Смысл человеческой жизни

Смысл жизни — интегративное, регулятивное понятие, присущее развитой мировоззренческой системе, которая истолковывает и предписывает смысл, свободу ценности, моральные нормы предстоящей социальной деятельности. В этом отношении представлялся своего рода идеал человека, в постижении и достижении которого зачастую усматривалось основное назначение человека, смысл его существования. Во все времена, во все эпохи смысл жизни состоял в создании себя – в реализации своих способностей и дарований, в развитии творческих возможностей, духовного богатства в интересах общества, в целях осуществления прогресса народа, наций, человечества в целом.

Понятие смысла жизни для каждого отождествляется с высшей степенью благости, т.е. тем, к чему бы стоило стремиться. Исходя из этого, может быть , понята вся человеческая деятельность: человек живет и действует во благо себе и для создания достойных условий своего существования на этой земле. Даже если смысл жизни человека в самоубийстве, значит, индивид видит в этом один-единственный выход из злополучно сложившейся ситуации и уход из жизни выступает в качестве блага для него одного.

Логическим стержнем понятия смысл жизни в социально-философском анализе выступают понятия «смысл» и «жизнь». Более развернутое истолкование трех значений термина «смысл» содержится в «Советском энциклопедическом словаре». Понятие «смысл» интерпретируется следующим образом: смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т.д.); целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но самоопределяющее эти значения (например, смысл художественного произведения и т.п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение . В целом, при отсутствии мысли не только не может быть никакого «смысла», но и сама постановка вопроса о смысле становится бессмысленной.

Слово «жизнь» имеет ряд значений: 1) органическая, «живая» природа в отличие от неорганической; 2) жизнь представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности человека; 3) жизнь понимается как жизненный путь человека в целом или в какой-либо определенной сфере; 4) характеристики физиологического существования до переносных значений, когда речь идет о чем-то ценном, важном (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»); 5) «Жизнь человека, век его, все продолжение жизни его, от рождения до смерти; также род и образ жизни его, быт, деяния, поступки, похождения и прочее» (В.И.Даль) .

Понятие «жизнь» на подсознательном (рефлективном) и сознательном уровне ассоциируется с высшей ценностью. Согласно Г.Зиммелю, а впоследствии Г.Риккерту, жизнь — есть объект «переживания»: жизнь нужно пережить, но ее никак нельзя познать. «Ценность моей жизни зависит лишь от рода моей жизни или от особенности моих переживаний»,- писал Г.Риккерт . Для того, чтобы войти в самое интимное, эмоционально-субъективное ядро внутреннего мира личности, оно должно быть пережито, выстрадано. Данное положение можно перевести и на смысл. Понятие смысла жизни, получая импульсы из объективной действительности, тяготеет к внутреннему единству, идейная целостность которого конституируется ценностью.

Смысл задает темп бытию человека, выраженного в социальной деятельности как форме самореализации человека в мире. Действительно, стремление к смыслу обладает тем, что в американской философии и психологии получило название «ценность для выживания» (Р.Хаббард «Самопознание»). Выжить для того, чтобы осуществить свое предназначение, выраженное в заботе о семье (1динамика), заботе о близких (2динамика), заботе об окружающих (3), заботе о природе (4) вплоть до заботы о космосе (8). Следовательно, человек смотрит на действительность через свое объективное практическое отношение к ней, ибо данная действительность является условием бытия человека, с одной стороны, и источником угроз его существованию — с другой. Сохранение себя как природного существа с этой точки зрения может рассматриваться как абсолютная задача бытия человека.

Человек в мире и мир в человеке – два тезиса, указывающих, во-первых на то, что человек находится в мире («брошен в мир» абсурда), противостоящем человеку, с одной стороны, и являющимся условием его существования, с другой стороны; во-вторых, мир в человеке – есть осмысление индивидом себя и своего отношения к окружающему его миру, т.е. выработка собственной мировоззренческой позиции. Эти два тезиса дают основание утверждать, что нахождение смысла человеком является жесткой необходимостью для нормальной жизнедеятельности. Нахождение смысла происходит во вполне закономерном процессе столкновения внешнего объективного мира и внутреннего субъективного начала.

О взаимообусловленности общества и человека отмечал М.Вебер. По его мнению, происходит взаимодействие смысловых универсалий прошлого в форме «картин мира» и человека, его осознанием, переработкой и дополнением в данную картину нового смысла.

Понятие смысла жизни сопряжено с поисками истины бытия. Поиски истины, смысла являются многотрудным процессом, отмечает С.Донентаев в стихотворении «Думы»:

Да, трудно думать, трудно смысл найти,

Но нет без дум достойного пути! .

Создавая смысл, человек создает мир человека – социально-культурную реальность, несущую смысловую насыщенность.

Оформившаяся модель смысла жизни у субъекта зависит от следующих немаловажных факторов: от ценностных предпочтений субъекта, от его волевых усилий и ответственности — от которых зависит результат в достижении определенной цели. В конечном итоге, вышеуказанное, служит непосредственно целям социальной адаптации. Для каждого общества, каждой цивилизации, каждой исторической эпохи, существуют свои общезначимые, универсальные ценности, от которых понятие смысла жизни получает «кровь и плоть», т.е. содержание, которые, в той или иной мере, частично или целиком, навязываются индивидуальному сознанию людей с непременной силой и зависят от него не в большей степени, чем законы природы. По словам Когана Л.Н., цель жизни человека «задается» самой действительностью.

Полный анализ понятия смысла жизни невозможен без рассмотрения понятия смерти. Осознание того, что человек как биологическая особь смертен, вносит коррективы в жизнь человека. Человек начинает познавать цену времени и соответственно планировать. Существует общеизвестная дилемма: «Смысл смерти заключается в смысле жизни». Именно через смерть, через небытие человек начинает познавать цену жизни своего существования. Данное положение предполагает, что смысл смерти состоит в придании жизни определенности. Можно сказать, что снимая жизнь, как процесс, и превращая ее в нечто итоговое, окончательное, завершенное, смерть выступает критерием истинности жизни. Глубокий смысл смерти в том, что человек не имеет нравственного права на «алиби в бытии» (М.М.Бахтин), на уклонение от своей «долженствующей единственности», от того единого, неповторимого и потому чрезвычайно ответственного «поступка», каким должна явиться вся его жизнь. Другими словами, смысл смерти есть не что иное, как оборотная сторона смысла жизни. По этому поводу ливанский писатель – эссеист Д.Халель писал, что «…когда ты постигнешь все тайны жизни, то будешь стремиться к смерти, ибо смерть есть не что иное, как еще одна тайна жизни» .

Вклад в данную проблему Востока и Запада следует рассматривать в совокупности, т.к. понятие жизни включает в себя чувственный, созерцательный и разумный (рациональный) опыт. Мы как часть целого, часть жизненного процесса в целом должны просто открыть себя, свое внутреннее начало переживанию опыта, чувственному насыщению и разумному обогащению духовного, что является неотъемлемой частью сущности человека, его бытия.

Философский анализ смысла жизни тесно связан с проблемой свободы, т.к. без нее не существует человеческой деятельности. Она является стержневым элементом системы ценностей, которые обеспечивают единство культуры, философии, творчества человека, смысла и цели его бытия. Любой творческий акт – это, прежде всего, реализация свободы человека, что в свою очередь ведет к реализации смысла жизни, для которой необходимо вереница целенаправленных идей. Смысл жизни и цель жизни — неразрывные между собой понятия, но далеко неравнозначные. Смысл жизни заключается в ее объективной значимости, а цель — субъективное проявление или отражение объективного смысла жизни человека. Смысл жизни – генеральная линия личности, его жизненная программа, достигаемая посредством целей, а цели – это пути к достижению смысла. Человек хочет осознать, какой великий смысл сегодня имеет его настоящая жизнь для будущего.

Отсюда становится яснее и вопрос о соотношении смысла жизни и идеала. Идеал есть форма проявления смысла жизни, т.к. предполагает идеальную конструкцию на будущее. Всякий идеал есть продуманный смысл, к реализации которого надлежит стремиться, базирующийся на представлениях о нравственном совершенстве. Идеал человека – это законченный обоснованный смысловой образ, имеющий у индивида глубокую убежденность в его правоте, истинности. «Идеал – есть объективная истина» (Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф.).

Понятие смысла жизни неотделимо от понятий самореализация, самоопределение, самоутверждение. Причем, необходимо отметить, что достижение и реализация смысла каждым человеком в течении жизни подразумевает, во-первых, работу над самим собой, являющийся необходимым элементом, во-вторых, систематически заниматься самоанализом, ведущее за собой воспитание ума, которой большую роль отводили философы Древнего Востока. К примеру в философии Абая Кунанбаева – «устраивать себе самоотчет» или мысль, оставленная в древнеиндийской философии в Упанишадах — «Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».

Одним из ведущих исследователей данной проблемы ХХ столетия считают Виктора Франкла и его работу «Человек в поисках смысла». В своем теоретическом осмыслении В. Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли, исходя их этих учений, он объясняет понятие смысла жизни. В. Франкл утверждает, что у каждого человека должна быть воля к поиску смысла. Для обретения смысла существует три пути: творческая деятельность заключается в ценностях сопереживания; принять с достоинством и мужеством все удары судьбы, не потеряв смысла; остаться человеком с большой буквы. Понятие смысла жизни для человека выступает в форме императива, требующего своего разрешения, сообразно данной эпохе. Вспоминается «Миф о Сизифе» (А.Камю), где человек призван нести на себе ношу – искать и находить смысл в жизни, которому сопутствуют противоречия между человеком, обществом, миром бытия человека.

Структура и механизм понятия смысл жизни получает свое развитие через следующие параметры. В самом начале выделяем сознание, т.к. именно открытие человеческого сознания стало определять бытие в целом. С появлением сознания человек стал осознавать себя на исторической арене, в обществе, искать свое место в мире как уникальное существо. Самосознание индивида подразумевает выработку смысла жизни в несколько этапов: 1) поиск смысла жизни (проходит через ценностный и смысловой аспект); 2) нахождение или общая направленность в смысловом потоке (в качестве необходимого элемента выступает свобода (выбора), затем самодеятельность (творческий импульс); 3) реализация себя, утверждение своего «я» в мире, в определенной общественно-исторической среде. Взаимосвязь смысла жизни и ценностных установок заключается в стремлении достичь такого смысла, который выступает ценным по отношению к нему. Смысл жизни как проблема не может существовать вне общества, в свою очередь, общество не может функционировать без смысла — они взаимосвязаны и взаимопроникают.

В целом, смысл жизни призван постичь всеобщие истины, но при этом всегда говорит только на определенном национальном языке. И в этом нам видится источник ее творческой активности, т.к. данная проблема находится в динамике ее исторического развития.

Одним из компонентов мировой философской мысли является казахская философия. Ее вклад в сокровищницу мировой мысли значителен – она обогатила содержание понятия смысла жизни через всестороннее познание человека и мира, сущности человека, его социальное творчество, через гуманное отношение между человеком и природой, человеком и Богом, человеком и Миром, тем самым, приближаясь к объективному познанию. В гармонии, в искренности и чистоте человеческих отношений Абай Кунанбаев в семнадцатом слове, где в аллегорической форме предстают Воля, Разум и Сердце, видит истинный смысл существования, как человека, так и великого мира: «Если вы все трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих» , — восклицает Абай. Исламизация кочевой цивилизации казахов благотворно повлияла на ментальность, укрепила духовность народа, открыла новые грани осмысления своей жизни человеком. Суфизм как антропологическое учение делает упор на внутреннее самосовершенствование человека (реализация в нем Бога), которое определяется толерантным отношением к другим этносам и культурам, а также оставила следы образовательно-воспитательных принципов, восходящих к религиозно-духовным истокам и философии.

Для Казахстана является остро актуальной проблематика смысла жизни как духовного стержня, противостоящего, всему бездуховному. Историчность культуры имеет особую ценность в национальном самосознании и воспринимается каждым человеком и выступает как высшая интеграция его ценностей. Понятие смысла жизни, в первую очередь, поглощает в себя национальные черты, самобытность; во-вторых, в человеке доминирует и общечеловеческая сущность, которая задает ему систему общечеловеческих ценностей, как базовых потребностей. Проблема смысла жизни, в основном, была связана с особенностями кочевого народа, его быта, привычек, нравов, обрядов, обычаев и традиций, а также влиянием той социо-культурной среды, в окружении которой протекала вся историческая жизнь казахов. «Непосредственная близость протоказахов к реалиям бытия, чувственная близость к наблюдаемому и воспринимаемому миру, укорененность в этом бытии выразились в понимании времени, пространства, внутреннего мира человека, иных миров существования, смысла бытия, нравственных устоев» . В природе казахского мышления человек не выделяется из природы, а значит, не противоречит ей, а живет в гармонии с ней, т.к. он является частью ее. Данное положение предполагает возведение окружающей среды в ранг высшей ценности наряду с жизнью человека, имеющей смысл в познании. Казахский народ так же, как степь, был открыт веянию новых идей и отнюдь не чужд религиозной нравственности. Ментальность казахских номадов определялась толерантным отношением к другим этносам и культурам. Это обусловлено тем, что на территории Казахстана существовали зороастризм, христианство, ислам.

Проблема смысла жизни должна вбирать в себя такие ценности как осознание долга перед бытием и необходимость служения истине. К примеру, Абай указывал, что труд (4,42 сл.), знание (38,18 сл.), искусство понять других (31,37 сл.), а также такие положительные черты характера, как честность, порядочность, уважение к родителям (29 сл.) являются истоком совершенствования духовного, за которыми последуют доброе имя, слово и дело.

Ахмет Яссауи занимает особое место в развитии суфистской идеи смысла жизни. Бог присутствует везде и во всем, существует вечно, утверждал А.Яссауи. И познание величия создателя — цель жизни человека. Это дается как разумом и сердцем (чувствами), так и сверхчувственным способом, где мышление рассматривается как форма отношения между человеком и Богом. По мнению А.Яссауи, абсолютно в каждом человеке есть условия, благодаря которым возможно совершенствование личности. Для достижения истинного смысла предназначения у человека есть свобода, дарованная Богом с определенной целью.

Познавая вечный разум, человек может достигнуть высоты духовности. Основным критерием духовности, по Абаю, является любовь и правда, которые выступают связующим звеном между богом и человеком: «В ком господствуют чувства любви и справедливости – тот – мудрец, тот — учен» (45 сл.) . В связи с этим положением Б.К.Кудайбергенов отмечает: «Духовность формируется там, где люди хотят узнать правду и добиться справедливости, утвердиться на жизненном поприще поисками целей, смысла и идеалов правды и справедливости, в реальной жизни…» . По Абаю, «все имеет свою цель, свою причину. Человек, имеющий тягу к знаниям, обязан помнить – любое дело должно вершиться целенаправленно» . Жизнь без смысла, цели и содержания не имеет ни какой ценности не только в земной, но и в загробной жизни. Религия содержит в себе глубоко нравственный смысл, проникающий в глубины человеческого сознания, в сокровенное «я».

Как и Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев поставил в центр своих философских взглядов проблему человека и истинность его бытия. «Три истины» — это одно из произведений, отличающихся глубиной философских раздумий в поиске смысла жизни. Шакарим вчитывается в тексты теософских сочинений на различных языках мира, задаваясь вопросом: «В чем же смысл человеческой жизни?». Человек, по мнению мыслителя, лишенный угрызений совести, является глубоко безнравственным. Аналогична мысль В.Франкла, утверждающего, что совесть — орган смысла. «Суть и смысл твоей жизни, — пишет Шакарим, — заключается в том, как ты проживешь ее на этой земле, что ты оставишь после себя» . В любом поступке, действии человека раскрывается душа, которое определяет богатство его содержания. О человеческой деятельности в духовном пространстве рассуждал Абай и другие казахские мыслители.

В социально-философской мысли Казахстана проблема смысла жизни рассматривается с конечным результатом жизни — ее смерти. В старости человеку свойственно анализировать прожитую жизнь. И до ужаса страшна смерть, когда человек вдруг открывает, что всю жизнь жил не так, т.е. всегда нужно помнить о смерти, как пределе, которая обрывает жизнь человека и если, говоря религиозными словами, «ты не выполнил свою миссию» — уходишь из этого мира «Скорбя» (Абай). Поэтому в казахском миропонимании жизнь как мир имеет черты непостоянства, изменчивости, обманчивости, которой не стоит доверять , указывал Шал-акын.

В еще большей форме непостоянство бытия в мировоззрении казахов выразилось во вполне закономерном процессе, когда казахский народ оказался на перепутье, после присоединения Казахстана к России. Присоединение Казахстана к России явилось сложным и противоречивым процессом, объективно имевшим прогрессивное значение в развитии казахского общества. Этот период можно назвать периодом просвещения в те области познания, недоступные в системе феодальных отношений. Ученые Казахстана видят в этом прогрессивное значение для культурного движения. И недаром тех людей (личностей), внесших огромный вклад в дело развития культуры, науки, просвещения, называют казахскими просветителями. И это верно! В связи с присоединением активизировалась экономическая и общественная жизнь в Казахстане, а проникновение демократических и просветительских идей изменило смысл и направление общественно-политической мысли казахского общества, обогатило их.

Оседлый образ жизни требовал коренного поворота в политической, хозяйственной, семейно-бытовой сфере, что повлекло за собой изменения в духовных основах общества – это крушение родовых устоев, традиций и ценностного отношения к миру. Рушились родовые устои и традиции, ценностное отношение к миру, которое заключалось в мировоззрении кочевника. Кочевник ставил себя, свое «Я» в центр Вселенной, Степи в соотношении с пространством, временем и обстоятельствами. Исходной точкой отсчета — «Я» он находил смысл в самой жизни, в продолжении рода как единица общества; смысл пространства — в бескрайних степных просторах; смысл времени – в поиске истины, в осмыслении жизни; смысл обстоятельств заключался в уникальности кочевого образа жизни. Оседлый образ жизни в корне опровергал установившееся миропонимание, будучи в полной противоположности. Менялся вековой уклад жизни, народ не мог понять сути и смысла перемен. Ислам стал идеологией, этикой, ответом на вопрос о смысле бытия, помогшим противостоять бездуховности.

Сложные социально-политические отношения в крае тормозили факторы духовной жизни, т.к. подавляли инициативу, талант прогрессивно настроенных людей. Понятие смысла жизни напрямую было связано с общественно-политической ситуацией в стране, требующей улучшения жизни… Поэтому казахской интеллигенции была предуготовлена борьба за смысл прогрессивного обновления существующего строя или за его замену, в условиях консерватизма, неравенства и жестокой эксплуатации человека человеком. Коллизия заключалась в том, что иждивенческая позиция богатых и их неопровержимое слово втягивало большую часть населения в невежество, забитость, где процветали междоусобицы, взяточничество и воровство. Абай писал: «Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд изуродовал душу твою, народ». Такое состояние приводило к падению экономики, итогом чего явилась и отсталость в духовном развитии. Духовное обнищание вело к безнравственности, где материальные ценности стояли выше человеческой жизни. Казахское просвещение свое назначение видело в борьбе со старыми, традиционными родовыми представлениями и в воспитании нового человека, просвещенного, образованного, трудолюбивого, деятельного, ответственного. Казахская просветительская мысль, по сути своей, явилась ответом на те колоссальные изменения, которые произошли в жизни народа после присоединения Казахстана к России. Речь идет о культе знания и веры, о значении духовного возрождения для развития общества и каждой индивидуальности. Мир преходящ, но неизменными остаются духовные ценности. Поэтому, жизнь — не покой, а борьба с покоем. Она творение, созидание, вечное восстание против притягательной силы «вчерашнего», против инертности и пассивности. Природа смысла реальна и реализуема в том случае, когда сообразна общественному устройству.

Великий акын казахских степей Жамбыл Жабаев указывал на глубоко укорененную социальную природу человека. «Социальность в плоти и крови, даже в имени моем», — говорил Жамбыл. М.Жумабаев не раз подчеркивал, что именно в обществе и через общество, в процессе постоянной деятельности человек изменяет не только окружающий мир, но и собственную жизнь, осмысливая ее со своим народом.

Наиболее же яркое выражение бытия человека, творческий подход к обоснованию объективного мира выражены в мудрых афоризмах, имеющих философский характер . Не иначе как эти мудрые слова позволяют индивиду ориентироваться, находить смысл, что имеет немаловажное значение в реализации себя. Эта традиция в казахском миропонимании издавна и является ценной. Много веков тому назад древнегреческие философы Платон, Демокрит и другие, говорили – цени мудрость, распространяй ее среди людей, помни, что многосторонняя мудрость несет счастье людям.

Казахская философская мысль выделяет триединую природу понятия смысла жизни, включающую в себя: 1) Постижение истины, приближение посредством нахождения путей к ней, т.е. «процесс искания истины» (А.Касабек), который заключается в общем: быть едиными в духовном и социальном пространстве, «быть созданием Вселенной и совестью человечества» (С.Л.Рубинштейн); 2) Постижение принципа любви, справедливости, т.к. «суть человека — духовность, любовь, человечность» (А.Капышев, С.Колчигин); 3) Творчество, которое предполагает выявление всех жизненных отношений. Суть человеческого способа бытия и состоит в творческой деятельности, в попытке самоутверждения человека в мире. Творчество в казахской философии выражается «в близости к реалиям бытия» (М.С.Орынбеков), «к универсалиям культуры, к запахам гор и степей, к ветрам кочевой цивилизации» (А.Нысанбаев).

Ядро понятия смысла жизни, по мнению психолога В.Э.Чудновского , заключается в своеобразном для каждого субъекта соотношении «горизонтального» и «вертикального» измерений — стремления «забежать вперед» (мысленно представить себе собственную жизнь в целом) и стремления «вверх» — к высоким ценностям и духовным идеалам. В казахской философской мысли особо актуальной была проблематика смысла жизни в «горизонтальном» измерении, т.к. мыслилась жизнь с ее конечностью, взаимосвязанной с неустойчивостью и непостоянством бытия. Вполне естественно, что в горизонтальной плоскости измерения смысла жизни существует явное противоречие, заключающееся в конечности земной жизни.

Казахская мысль стремилась обрести прочный смысл в «вертикальном» измерении, поскольку она связана с обретением вечного смысла, вечной жизни как высокого идеала. В большинстве случаев происходит коллизия в процессе становления смысла жизни. Имея своей предпосылкой, высокие ценности и идеалы, этот процесс в итоге дает результат, прямо противоположный устремлениям человека. Вспоминаются сформулированные И.Кантом три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для осуществления смысла жизни: «Что я могу знать?», «Что я должен сделать?», «На что я могу надеяться?». Последний вопрос указывает на иллюзорный характер ожидаемого. Данный процесс связан с «многоликостью» человеческого мышления, с тем, что оно не остается на одном уровне развития по отношению к выполняемым функциям.

Понятие смысла жизни ассоциируется с жизненной программой, находящей свое отражение в социуме, в ценностях, аккумулированных в истории культуры. И то, какую жизненную программу предпочтет индивид, зависит от внутренней содержательности. Значит, смысл жизни требует решения и определения личностью себя, своей судьбы, своей истории и т.д.

Понятие смысла жизни – это глубоко мировоззренческая проблема, направленная одновременно на существование человека в мире, на познание этого мира, его ценностного потенциала, субъектно-объектного отношения и всего богатства взаимоотношений в этом мире. Насколько человек установит и утвердит относительную гармонию в отношениях с окружающим миром, осмыслит себя как часть природы, общества, космоса, настолько понятие смысла жизни будет приближаться к абсолютному постижению самого себя и мира, в результате чего человеку откроется еще одна тайна бытия, откроются новые перспективы воплощения человеческого духа.

Литература:

• Советский энциклопедический словарь.- М.,1981.-С.1240.

• Даль В.И. Толковый словарь.- М.,1955.Т.1.-С.541.

• Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // Логос. – 1912-1913. Кн.1-2. Ионин Л.Г. Георг Зиммель. М.:Мысль,1981.-С.35.

• Этика: словарь афоризмов и изречений. /Сост. Назаров В.Н., Мелешко Е.Д./.- М.: Аспект Пресс,1995. –335с.

• Книга слов // Абай. Записки забытого // Шакарим; Пер. с каз. К. Серикбаевой, Р.Сейсенбаева. – Алма-Ата: Жазушы,1992. – 128с.

• Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов.- Алматы: ? eea ,1994. – 207с.

• Кудайбердиев Ш. Шыгармалары: (Олендер, дастандар, кара создер). – Алматы: Жазушы,1991. – 80б.

• Психологические, философские и аксиологические проблемы смысла жизни //Вопросы психологии. – 1999. — №4. – С.116.

Красивая и умная? Почему тогда больная и бедная?

Мы часто сталкиваемся с теми людьми, которые уверяют, что настоящая жизнь начинается только после 40. А до этого идет подготовка к той самой, настоящей жизни.

Что это? Новое старшее поколение?

Сегодня мы общаемся с Татьяной Мараховской, лайф-коучем, автором методики «Апгрейд мозга». Которая выглядит максимум на 35 и не думает о том, где и как искать работу и деньги. Она счастлива в браке, у нее двое детей и двое внуков.

Бабушка двух внуков в центре. Вы тоже удивлены?:)

В какой-то момент своей жизни Татьяна задала себе вопрос: «Если ты такая красивая и умная, почему же ты такая больная и бедная?». С этого момента жизнь Татьяны начала меняться. Даже не так. Она взяла свою жизнь в свои руки и начала менять ее сама.

– Для того, чтобы перестать готовиться к чему-то великому и начать жить, надо просто отпустить себя. Разрешить себе жить полной жизнью. Разрешить себе видеть будущее. Разрешить не планировать, а действовать. Даже если окружающие не будут принимать. Жить и дышать полной жизнью. Как это сделать? Просто убрать все страхи. Это то, что сдерживает любого человека. Страх неудачи, ненужности, страх быть непонятым и отвергнутым и тд. Если есть желание жить – всеми доступными средствами прорабатывать страхи и избавляться.

– Самая сильная поддержка всегда идет от семьи. Не знаю, дар ли это, везение или все-таки ежедневная работа. Скорее все вместе.

– Самое главное это здоровье. Еще 10 лет назад я была практически инвалидом. Сильнейший гормональный сбой, который вгонял меня в депрессию, не позволял нормально двигаться, постоянные боли. Я тоннами принимала разные выписанные врачами гормоны и мне становилось все хуже и хуже. В какой-то момент я поняла, что если я сама о себе не позабочусь, никто не позаботится. Постепенно сформировалась моя собственная система здоровья. Это не мистика. Это соединение разных восточных школ. Система формировалась интуитивно. Было ощущение, что кто-то сверху подсказывал и подталкивал. Сейчас моей системой пользуется уже много людей, у нас одно из самых больших сообществ по здоровью в Инстаграмме. Мы проводим марафоны здоровья. А тогда я шла своей новой дорогой. И пришла к тому, что восстановила свое здоровье практически полностью.

– Примерно в 50 лет у человека наступает тот самый рубеж, где мы принимаем важное решение: жить или доживать. У меня тоже был такой рубеж. Я приняла решение жить. Это зависит только от человека. Не от того, кто и что там тебе отмерил, не надо перекладывать ответственность. А только от того, как ты сам решишь. Как решишь, так и будет. Я не отвергаю Бога, я в него верю. Но точно знаю, что если человек принял решение жить полноценной жизнью, Бог ему будет помогать на каждом шагу.

– Если ты хочешь каких-то изменений в жизни, просто прими их как данность. И все будет.

– Люди часто в районе 40-45 лет начинают чувствовать себя стариками. Им кажется, что жизнь закончилась, работы не будет, личной жизни не будет. И программируют себя на нищенское существование, профессии-выживания, дачу, скамеечку у дома. Они к этому и придут. Парадокс, но при таких установках даже при серьезном косметологическом вмешательстве не будет эффекта. Ресурсы будут уходить на кратковременное поддержание внешности, при травле организм ядом изнутри. Я противница инъекционной косметологии и пластики, но я поддерживаю качественную косметику, даже если она дешевая.

– Что делать? Постоянно развиваться. Осваивать новые технологии. Создавать свои проекты и заниматься тем, что тебе будет приносить удовольствие и деньги. Тогда не будет нервных срывов из-за того, что тебя уволят, что не сможешь найти работу и твой удел это курьер за копейки на выживание. Надо смотреть на молодежь и на тренды и постоянно, не останавливаясь, осваивать новые технологии. Я освоила инстаграмм достаточно быстро. Практически ворвалась туда и теперь у меня самое большое сообщество людей, которые пользуются моей системой здоровья. 43 000 живых людей, не ботов и не накруток. Вот этот шаг к молодежи дал мне много. Я научилась кратко выражать свои мысли (там ограничение по символам), научилась продвижению, научилась общению на молодежной площадке. Нужно постоянно смотреть на площадки и следить за тем, где будет твоя целевая аудитория. И завоевывать свое место под солнцем, завоевывать свою площадку репутацией и грамотной активностью. Да, в инстаграмме у меня не только проект, связанный с здоровьем. У меня там самый крутой в инстаграмме проект по развитию самого инстаграмма. Я за месяц не просто освоила новую площадку, но и создала два хорошо монетизируемых проекта на молодежной площадке. Мне 50.

– Внешность это не только генетика. Телом управляет мозг. Единственное что может увести человека от деменции и старческих болезней это постоянная работа мозга. Не монотонная привычная деятельность, а работа с новым материалом. Языки, технологии, все, что угодно. При этом всегда надо помнить, что мозги могут кормить. И все шансы есть перестроить работу мозга на личном рубеже, когда мы решаем жить или доживать. Если кто-то решил доживать, не надо ему мешать и тянуть в светлое будущее. Скорее он утянет окружающих в трясину. Лучше отойти в сторону. А если человек решил жить – весь окружающий мир будет ему помогать.

– Про мой марафон здоровья? Я много могу говорить, но лучше скажут результаты тех, кто участвует в наших марафонах. Они великолепные. Эти марафоны мы проводим в инстаграмме, они совершенно бесплатны. Самое главное это систематичность ежедневного выделение времени только для себя. Мы ставим ежедневные задачи и вместе их выполняем, контролируя и отчитываясь друг перед другом. Мы говорим не о мистике. Это просто хорошая работа с психосоматикой. Мы учимся управлять своим организмом с помощью мозга. Об этом не расскажешь в двух словах. Если кому-то будет интересно всегда могут зайти к нам в группу и присоединиться к нашим марафонам. Один марафон длится 10 дней. Не надо никуда ходить, это все удаленно. Я не выступаю контролером и надзирателем. Заинтересованный в результате всегда контролирует себя сам.

Жанна Кальман – французская долгожительница, старейшая из когда-либо живших на Земле людей. Она умерла в 1997 году в возрасте 122 лет.

Еще один человек дожил до 119 лет, семь достигли возраста 117 лет, включая японку Тие Мияко, которая на данный момент является старейшим жителем планеты. Десять людей прожили до 116 лет, 27 – до 115.

Взглянув на этот список, создается впечатление, что есть потолок человеческой продолжительности жизни – в какой-то момент прекращает функционировать жизненно важный орган или происходит деградация клеток, и исследование 2016 года подтвердило эту догадку.

Ученые из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна опубликовали статью в журнале Nature, в которой перечислили доказательства существования границ человеческой продолжительности жизни. «Нашим главным аргументом является тот факт, что старейшие жители нашей планеты умерли более чем 20 лет назад. Количество долгожителей-рекордсменов увеличивалось из года в год как минимум с 1950-х, этот рост прекратился в 1990-х», – сказал один из авторов статьи Ян Вийг.

Вийг отмечает, что на Земле проживает намного больше долгожителей, чем когда-либо прежде, однако уровень смертности среди людей, старше 100 лет, вообще не изменился с середины 1980-х годов.

Фото: Unsplash

«Если вы были долгожителем в 1985 году, ваши шансы умереть были такими же, как сегодня, в 2018 году», – сказал он. Это, в совокупности с фактом, что рекорд по долголетию не бьется каждый год, является признаком того, что существует потолок, считает Вийг. «Процесс старения сдерживает продолжительность жизни», – добавил Вийг. Пока мы не поймем, как остановить старение – не только как лечить или предотвращать определенные болезни – вряд ли мы сможем жить дольше.

Другие не совсем согласны с выводами Вийга.

Зигфрид Хекими – профессор биологии в Университете Макгилл и соавтор опровержения статьи Вийга в 2017 году. Вместе с коллегами он проанализировал изменения в продолжительности жизни жителей США, Великобритании и Франции за последние 50 лет. Они обнаружили, что вместе со стабильным ростом продолжительности жизни за последние 50 лет увеличивался также и максимальный возраст.

Хекими говорит о десятках людей, которые достигли возраста 120 лет и умерли недавно. «Учитывая постоянный рост средней продолжительности жизни во многих странах и тот факт, что их жизнь не была такой комфортной, как наша, можно не сомневаться в том, что некоторые доживут до 150 лет», – утверждает он.

Хекими перечислил достижения прошлого века в области гигиены, вакцинации, климатизации в жилых помещениях, доступности и безопасности продуктов питания и сокращения физически напряженной работы. «Причина, почему люди определенно проживут дольше в будущем, заключается в том, что современных долгожителей – старше 110 лет – лишь частично затронули эти улучшения. Контроль человека над условиями жизни увеличит среднюю продолжительность жизни», – считает Хекими. Поскольку жизнь со временем становится все проще, нет никаких оснований считать, что люди не будут жить дольше в будущем.

«Я бы сказал, что мы не достигли максимального потолка продолжительности жизни», – утверждает Кеннет Уотчер, профессор демографии и статистики в Калифорнийском университете в Беркли и соавтор недавнего исследования, в котором изучались итальянские долгожители.

Фото: Unsplash

Уотчер не верит в бессмертие. Но он считает, что можно добиться прогресса в персонализированной медицине на основе ДНК, и таким образом добиться улучшения нашего здоровья и увеличения продолжительности жизни.

Другие эксперты ссылаются на реальные факторы.

Вальтер Лонго, профессор биологии и директор Центра долголетия в Университете Южной Каролины, отмечает, что продолжительность жизни в США перестала расти и, возможно, даже начала медленно сокращаться. Он также ссылается на то, что проблема ожирения распространена сейчас не только в Америке, но и во всем мире. «Если вы взглянете на Грецию, Южную Италию – места, где установлены рекорды по долголетию – вы заметите, что современные жители этих стран ведут менее здоровый образ жизни», – утверждает он.

Многие отказались от здоровой диеты или занятий спортом, которые способствуют здоровому старению. «Что-то мы сделали правильно, что-то – нет», – говорит Лонго.

Однако если взять миллиард людей, рожденных сегодня, предложить им комфорт и здравоохранение и привить им привычку заниматься спортом и придерживаться диеты, как это было 100 лет назад, вы получите рецепт более длинной и здоровой жизни. «Мы должны вынести уроки из прошлого и объединить их с современной наукой и медициной – только так мы сможем прожить на 20 или 30 лет дольше», – считает Лонго.

Фото: Unsplash

И это основано исключительно на том, что мы уже знаем и умеем. Добавьте к этой комбинации новые прорывы и достижения в области науки, и кто знает, сколько сможет прожить человек?

Вийг согласен с тем, что технологические достижения могут свести на нет все дебаты на тему «сколько». «Таких прорывов может не произойти. С другой стороны, если бы вы сказали кому-то в XVIII веке, что через 300 лет мы будем летать, как птицы, в больших машинах по всему миру, этот человек подумал бы, что вы сумасшедший», – поделился он.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 128

А. В. Маслихин A. V. Maslikhin

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Смысл жизни человека Meaning of life

Смысл жизни — это вопрос о предназначении человека в этом мире, для чего человек живет? Рассмотрены основные концепции смысла человеческого существования в истории философской мысли: пессимистическая, оптимистическая. Представлены трудовая и обыденная концепции смысла жизни.

Ключевые слова: смысл жизни, человек, личность, русская философия, экзистенциализм, фрейдизм, марксизм.

Key words:Meaning of life, man, personality, Russian philosophy, existentialism, Fruedism, Marxism.

С проблемой человеческой жизни теснейшим образом связана проблема смысла жизни — они во многом переплетаются и даже совпадают. И та, и другая имеют дело с человеком, его жизнью и деятельностью. В то же время поставленная проблема — о смысле жизни, имеет свое содержание, свои особенности, связанные с оценкой человеческой жизни.

Эта проблема исключительно сложна, ее пытались решить многие философы и мыслители прошлого; она находится в центре внимания и современной философии.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире: «Для чего живет человек?»

Французский философ и писатель А. Камю в эссе «Миф о Сизифе» писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоПит или не стоПит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно. Поэтому «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов» , — заключает он.

В истории философии, посвященной проблеме смысла жизни, имеется ряд концепций.

Одной из древнейших является концепция Экклесиаста (библейского проповедника). В ней подчеркиваются ничтожность и суетность человеческой жизни.

Жизнь человека, считает Экклесиаст, — это «бессмыслица», «нелепость», «вздор», «чепуха». Он полагает, что и слагаемые жизни — богатство, власть, любовь, труд — также бессмысленны, «как и погоня за ветром». Такой пессимистический вывод был сделан Экклесиастом потому, что «один конец ожидает всех»:

Одинакова участь праведника и грешника, Доброго и злого, чистого и нечистого, Добропорядочного и негодяя,

Честного и клятвопреступника.

По существу, Экклесиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него имеются любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, положительное значение обретают и творческий труд, и любовь и богатство .

Например, он дает такие житейско-практические советы: «Так иди же, весело ешь хлеб и пей с беззаботным сердцем вино, так как Бог предрешил дела твои. Постоянно носи белоснежные одежды и щедро душись благовонным маслом. Наслаждайся счастьем с любимой женой… Любое дело, которое найдешь себе, «старайся делать как можно лучше». И еще: «Веселись, юноша, пока ты молод, и спеши вкусить от всех наслаждений. Делай все, что душа твоя хочет и чего просят глаза твои, только знай, что за все с тебя взыщет Бог».

Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Смысл жизни человека он сводил к страданию. Он имел бы все основания перефразировать известный принцип Декарта «мыслю, следовательно, существую» в положение «страдаю, следовательно, существую». Согласно его теории, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, его окружающими. В ее пользу он приводит соответствующие аргументы. Стихийные силы природы: землетрясения, болезни (микробы, вызывающие их, — это тоже природа) — наносят человеку громадный ущерб. Общество ведет постоянные войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей. А «главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, — это сам человек: «человек человеку волк». По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных черт, главной из которых является эгоизм. Его лозунг: «Все для меня и ничего для людей». Эгоизм необычайно силен, большинство бедствий человека коренятся в нем и им объясняются. Он разделяет людей, обособляет их и делает даже враждебными друг другу. В природе человека, утверждает философ, есть и более безнравственное, чем эгоизм — злоба, жестокость — они также направлены против жизни конкретного человека.

В своей работе «О ничтожестве и горестях жизни» Шопенгауэр делает выводы:

— от природных, общественных и людских сил человек всю жизнь страдает, печалится, лишается покоя и радости;

— жизнь индивида проходит в беспрерывной борьбе за свое существование, на каждом шагу жизни ему угрожает гибель;

— самое счастливое мгновение для человека — когда он засыпает, самое несчастное мгновение — когда он просыпается.

Воззрения Шопенгауэра, как известно, явились одним из теоретических источников экзистенциализма (его представители: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) Это течение рассматривает не только сущность человека, но и смысл его жизни. Многие экзистенциалисты полагают, что человеческая жизнь носит печальный, трагический смысл. С их точки зрения, основными чертами жизни являются тревога, страх, отчаяние, ответственность (вина) за свой выбор. Рассуждения экзистенциалистов в обобщенном виде обретают следующий вид: человек в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень мало коротких радостей, но много разочарований и горя, чтобы в конце концов предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен с самой первой минуты своего бытия.

В истории человеческой мысли имеются и противоположные, оптимистические высказывания о жизни, ее смысле. К ним, прежде всего, относятся идеи

двух наших великих соотечественников А. М. Горького и Л. Н. Толстого. Горький, как большой знаток реальной жизни, писал: «Не правда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек!». Всемирно известному мыслителю и писателю Толстому принадлежат следующие слова: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но и должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем». И еще одна его идея: «На прекрасной земле — прекрасное, созданное для счастья человечество. Вокруг него — непреходящий свет и трепет радостной жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает человека, надвигается на него, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей радости и счастья» . Следовательно, для Толстого смысл жизни человека — это сама жизнь, прекрасная и радостная, несущая человеку счастье.

Некоторые известные люди смыслом жизни считают постоянный труд, который приносит им физическое и духовное удовлетворение. Так, Току-Томи (знаменитый японец, бывший журналист, последователь учения Л. Н. Толстого) писал о себе: «Теперь я живу на маленькой ферме, недалеко от Токио, крошечном домике со своею женою и собакою. Я развожу картофель и другие овощи. Я провожу день за днем, работая заступом, обрабатывая землю и выпалывая сорные травы. Почва так не возделана, сорные травы так быстро растут, особенно в эти летние дни. Все время, всю энергию я трачу на то, чтобы полоть, полоть, полоть… Может быть, таков уклад моей жизни, может быть такой строй несовершенного мира. Однако я вполне счастлив. У нас прекрасный сон и хороший аппетит. У нас есть все, что нам нужно» .

Проблему смысла жизни исследовал З. Фрейд, который пришел к выводу, что нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос. Сам он стремился решить эту проблему в следующем аспекте: каковы смысл и цели жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения; чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь? И тут же отвечает: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Далее он пишет: это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия с одной стороны, переживание сильнейших чувств и наслаждения, — с другой . В узком смысле слова, с точки зрения Фрейда, под «счастьем» понимается только последнее — переживание сильнейших чувств и наслаждения. Итак, смысл человеческой жизни, по Фрейду, — быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий.

Попутно отметим, что он дает ряд рекомендаций, следуя которым можно быть счастливым. К ним ученый относит, прежде всего, любовь — возможность любить и быть любимым. При этом Фрейд высоко ставит одну из форм любви — половую, считая ее сильнейшим опытом «потрясающего наслаждения» . Кроме того, он признает, что человек испытывает большое удовольствие, когда наслаждается прекрасным — красотой природы, совершенством человеческих форм, художественными творениями. Большое значение имеет также радость творчества художника при воплощении образов его фантазии, радость ученого при решении научных проблем и познании истины; удовлетворение человеку приносит и профессиональная деятельность, когда она выбрана свободно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том же направлении разрабатывал проблему смысла жизни американский философ Э. Фромм, последователь З. Фрейда. Он писал: «Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности».

Среди русских мыслителей предельно масштабно раскрыл эту проблему Ф. М. Достоевский. В своих многочисленных произведениях он развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и противоречивым, далеко не познанным. Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире — быть личностью. Каждый должен оставить в обществе, пусть небольшой, но след, отпечаток своей личности. Человеку (личности) важно быть нравственным — вот суть, по взглядам Достоевского, его смысл жизни.

Заслуживает внимания этическая теория марксизма. Она вкладывает в смысл жизни человека как бы двойное содержание. Во-первых, здесь речь ведется о всестороннем развитии человеком своих способно -стей — умственных, нравственных и физических. Во-вторых, человек должен вести борьбу за построение нового, справедливого общества, в котором были бы установлены братские отношения между людьми, дружба и мир между народами, свобода и справедливость. Иначе говоря, люди своей деятельностью должны превратить в реальность вековую мечту о лучшей жиз -ни на Земле. Сторонники научной философии осуждают несправедливое общество, основанное на социальном и национальном гнете, где ведутся кровопролитные войны между народами, приносящие миллионам людей разрушения, страдания и гибель.

Следует заметить, что эта теория в наше время подвергается не всегда справедливой критике. Критики утверждают, что будущее коммунистическое общество — это только благородная цель, что она должна достигаться за счет настоящего времени, за счет поколения людей, которым не суждено испытать всей полноты жизни. Современное поколение призывают жить одним днем; что блага жизни нужны сегодня, а не в будущем.

Известный философ МГУ им. М. В. Ломоносова, наш земляк, профессор Ю. Г. Кудрявцев выдвинул

оригинальную концепцию смысла жизни человека. В монографии «Три круга Достоевского» он высказывает сомнение в наличии смысла существования человека, предписанного ему кем-либо. Его главная идея сводится к следующему: каждый человек наполняет свою жизнь своим смыслом. При этом на первый план выдвигается желание общности, чтобы «этот смысл каждый видел в высоком, а не в низком» . Под «высоким» он понимал, прежде всего, нравственность, справедливость, честность, идейность и другие позитивные качества личности. Юрий Григорьевич, как ученый и человек с высокой нравственностью, осуждал людей аморальных, с низкой нравственностью, живущих по принципу «надо ловить минуту и наслаждаться жизнью». Аморальными он называл и тех, кто считает смыслом своего существования наличие денег, женщин, власти, или все вместе взятое. Почти таких же взглядов на смысл жизни придерживался другой известный философ — Н. Н. Трубников. По его мнению, «сама по себе» жизнь не имеет никакого предзаданного (кем-либо или чем-то) смысла. Наполнить этот смысл может только сам человек своими помыслами и делами. Причем он может сделать это посредством личной ответственности за выбор идеалов и конкретную реальную работу по их претворению в жизнь.

Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания. Одни видят его в том, чтобы иметь семью, детей, дать им образование, хорошую специальность, вывести их «в люди». Другие, в частности, ветераны Великой Отечественной войны, с большой гордостью говорят о том, что, пройдя через «огонь, воду и медные трубы», остались живы и внесли свою лепту в победу над фашизмом. И в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А некоторые молодые люди, в основном студенты, при проведении конкретно-социологических исследований, заявляют о том, что они хотят стать миллионерами и видят смысл жизни в богатстве.

Итак, философы и мыслители вкладывают в понятие «смысл жизни человека» разное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет («все суета сует»), другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное («страдание», например); третьи признают смысл жизни, подразумевая под ним что-то положительное — «счастье», «нравственность» и т. д. По нашему мнению, совершают ошибку те, кто отрицает смысл жизни. Нельзя согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистический смысл. Иначе возникает однобокое, метафизическое решение проблемы, происходит преувеличение трудностей жизни, доказывается почти полная зависимость человека от окружающего мира (природы, общества, других людей). Подобное толкование смысла жизни препятствует укреплению силы человеческого духа в борьбе с действительными трудностями и противоречиями. В то же время во всякой теории имеется и некоторая доля истины. Для новей-

шей истории, с ее глобальными проблемами и бедами «дикого капитализма» свойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений, ибо довольно часто происходят землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, пожары и т. д. Миллионы людей на Земле постоянно болеют в результате систематического наступления на них природных стихий, невидимых простому глазу существ — микробов и вирусов. И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты — все это такие социальные феномены, которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.

Конец ХХ — начало XXI веков не только не сгладили, но еще больше обострили испытываемые людьми трудности и противоречия. Мы полагаем, бремя мировых войн позади, но возникли так называемые «локальные», межнациональные войны и как следствие их — тысячи погибших и миллионы беженцев. Ярким примером тому служит современная Россия, где в результате глубочайшего кризиса и безработицы большинство людей оказались за чертой бедности. Под влиянием труднейших жизненных обстоятельств возникла проблема добровольного ухода людей из жизни. К таким трагическим поступкам, как правило, подталкивают две главные причины — безвыходное материальное положение (безработица, голод, проблемы с жильем) и индивидуальнопсихологические факторы, зависимые во многом от первых (пьянство, болезни, наркомания, измены и т. д.).

Что можно сказать о формуле Шопенгауэра — «человек человеку — волк»? Следует помнить, что подобный взгляд на жизнь возник в условиях действительных жестокостей капитализма. Известно, что мыслители делят людей на альтруистов и эгоистов, а у Фромма все люди даже разделены на «волков» и «овец». С одной стороны, в обществе имеется немало альтруистов — борющихся за мир между людьми

и народами, добро, справедливость, правду и т. д. А с другой, есть немало и эгоистов, «волков», причиняющих честным, нормальным людям материальный и моральный ущерб и приносящих им беды и страдания.

Именно эгоисты опасны для честных людей. Да и каждый из нас, наверное, может вспомнить факты из собственной жизни, когда и при каких обстоятельствах пришлось испытать на себе их враждебноотрицательные действия — злобу, ненависть, клевету, зависть, беспричинное понижение в должности, измену и т. д. Особенно плодит эгоистов «дикий капитализм». Может показаться, что с его приходом возрождается закономерность, присущая животному миру, — борьба за существование (сильный выживает, слабый погибает). Как можно оценивать такие феномены, как заказные убийства, «простые» убийства, грабежи, воровство государственной и частной собственности и т. д.?

Наша позиция состоит в том, что пессимистические теории о смысле жизни в конечном итоге не отражают всего содержания реальной жизни. Общеизвестно, что жизнь людей имеет и вторую сторону — позитивную. Можно привести множество фактов, которые свидетельствуют о том, что в целом жизнь действительно хороша и интересна, в ней можно быть счастливым и испытать немало радостей. Так, счастье человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь к жене (мужу), успешное окончание школы, вуза, научные открытия, защита диссертаций и т. д., и т. п.

Таким образом, мы отдаем предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Не признавать смысла жизни — все равно, что недооценивать человека и его жизнь.

Литература

1.Вересаев В. В. Живая жизнь. — М.: Политиздат, 1991.

2. Камю А. Бунтующий человек. — М.: Политиздат, 1990.

3.Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

4. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М.: Ренессанс, 1992.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *